Отступление толерантности: мир вдруг стал уязвимым

Что-то неладное происходит в мире, который оказался вдруг маленьким и уязвимым после аварии на японской АЭС и особенно после бомбардировок Ливии странами Запада.

Все громче в комментариях к этому решению президента Франции слышится, что уже не вправе Запад единолично решать судьбы мира, прошло его время. Основания для этого утверждения были обнародованы во время международной конференции «Толерантность и противодействие политическому экстремизму: международный и украинский опыт», проведенной в Киеве Центром международных и сравнительных исследований. Статистика очевидна: 27 стран Евросоюза в 1990 году составляли 12% мирового населения, сейчас в них проживает 7,8%, а в 2050-м в ЕС будут жить всего 4% от общего числа граждан мира. Что же касается США, то уже сегодня 95% населения планеты живет не в этой стране. То есть мир как бы уже начинает вращаться вокруг другой оси, но прежняя все еще держит, и не отсюда ли природные и политические катаклизмы?! Тогда стоит ли надеяться в грядущем столкновении цивилизаций на взращенную Западом толерантность, достаточно хрупкую и молодую в сравнении с махиной истории... Собственно, вопрос этот не имеет ответа. Но мнения экспертов - участников конференции, которые «Профиль» предлагает вниманию читателей, побуждают задуматься об обозначенной проблеме, что, как утверждают ученые, уже дает шанс на ее решение.

Джульетто Къеза, президент политико-культурной лаборатории «Альтернатива», бывший депутат Европарламента от Италии

Мы уже живем не в центре мира. Это надо принять. 300 лет мы были направляющими, теперь мы - меньшинство. Для понимания этого нужно перевоспитание Запада. Это самая большая трудность. А толерантность, если хотите, будет последствием этого. Европа знает о том, что русские в Латвии не имеют права на голосование, но - молчит. Да, это нарушение основополагающих европейских норм и принципов, но также эти нормы не исповедуются внутри других стран. В Италии, к примеру, премьер Берлускони владеет шестью телеканалами, из которых три государственных и три частных, так что никакой демократии там нет, раз у населения нет независимой информации об его собственном существовании. В таких условиях общество обречено на моральное падение. Толерантность, как уважение к другим идеям, культуре и традициям, прямо пропорциональна культурности человека. И то, что в области информации и коммуникаций последние 50 лет Запад владел умами остальной части мира, было, по сути, уходом от толерантности. Столкновение цивилизаций неизбежно. Думаю, что права Хиллари Клинтон, которая недавно сказала в Вашингтоне, что США потеряли лидерство в объяснении, каким является наш мир. И Европа потеряла это лидерство. То, что происходит в Африке, на Ближнем Востоке, - это последствия, я считаю, распада мира, организованного Западом. Средний возраст протестующих меньше 30 лет, это новое поколение, это дети телеканала «Аль-Джазира», которые смотрят новости на арабском языке и сравнивают свою жизнь с жизнью Нью-Йорка и Парижа. Поэтому мир изменился, и нам следует определить новые правила существования в нем.

Анатолий Орел, генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований

Особенностью ситуации в Украине является то, что внутренняя ксенофобия в стране много лет стимулировалась мощной кампанией по созданию образа внешнего врага. Еще не так давно были слышны заявления о том, что самую большую стратегическую угрозу Украине представляют две страны: первая, само собой, Россия, а вторая, как ни странно, Румыния - член ЕС и НАТО.

А в первой половине прошлого десятилетия ряд политиков неустанно «трудились» над тем, чтобы разбередить исторические раны в украинско-польских отношениях. И в этом - отличие украинских реалий от общеевропейских. Там объект ксенофобии - это меньшинства внутри страны, здесь же в первую очередь - избранное в качестве врага зарубежное государство, и уже потом - определенная группа внутри самой Украины, которой отводится роль «пятой колонны». Какие же рекомендации можно предложить? Необходимо прекратить любые попытки конструирования будущего на основе реконструкции мифов о прошлом. Далее - мы должны исключительно осторожно подходить к тонким вопросам формирования политической нации в Украине. И, наконец, критически оценивая ситуацию в Европе в сфере мультикультурализма, мы должны понимать, что любой кризис - это одновременно и новые возможности.

Леонид Кожара, советник президента Украины, заместитель главы Комитета по иностранным делам Верховной Рады

Важной причиной роста нетерпимости в европейском масштабе являются экономические трудности, связанные с мировым финансовым кризисом. В обществе, где есть экономические проблемы, во всем винят национальные меньшинства - так создается и укрепляется база для нетолерантности. Заместитель председателя Европейской комиссии Жак Барро недавно рассказал, выступая в Европейском парламенте, что был потрясен, узнав, что 31% опрошенных социологами жителей семи государств ЕС заявили, что ответственность за нынешний мировой финансовый кризис несут евреи, работающие в финансовом секторе. В Украине же традиционный ежегодный опрос Института социологии зафиксировал снижение этнической толерантности и рост ксенофобии. Некоторые результаты опроса даже стыдно обнародовать - к примеру, 12,7% опрошенных вообще запретили бы евреям въезд в Украину. А экстремисты говорят: ничего страшного, это просто бытовое явление! Считаю, главный способ борьбы с экстремистами - изоляция ультраправых партий всеми законными методами. В числе других средств, защищающих толерантность, - прежде всего, четкая статистика правонарушений в сфере ксенофобии и антисемитизма. Подобный подсчет ведется всего в нескольких европейских государствах, и число это везде обозначило тенденцию роста. Далее - образование, искоренение ксенофобии из школьных учебников. И, наконец, крайне важная роль в воспитании толерантности отводится средствам массовой информации и Интернету. Тут должен четко действовать европейский принцип, по которому распространители антисемитизма, расизма и ксенофобии не имеют права прикрываться лозунгами свободы слова.

Арман Клесс, директор Института европейских и международных исследований, Люксембург

Перефразируя Маркса, скажу так: призрак экстремизма бродит по Европе. Ксенофобия, ромофобия, антисемитизм там тоже присутствуют. В Австрии, Венгрии соответствующие высказывания уже просочились в прессу. Это яд, отравляющий атмосферу, подрывающий основы, на которых была построена послевоенная Европа. Теперь, в связи с событиями в Африке и на Ближнем Востоке, сотни тысяч переселенцев прибудут к берегам Европы, и это очень опасно для демократии. Не хочу быть пессимистом, но укрепляется основа для расцвета правых движений, тяготения общества к авторитарной модели.