Татьяна Дьяченко: из тени в свет перелетая

Предновогоднее информационное затишье в России традиционно наступает в середине декабря. Соответственно снижается интенсивность появления политических слухов. Однако 2009 год в этом смысле может стать исключением. В политических кругах по-прежнему обсуждают возможных участников выборов-2012, судьбу глав ряда регионов страны, а также появление в публичном интернет-пространстве дочери Бориса Ельцина. Ну а главными баловнями судьбы на уходящей неделе следует признать коммуниста Валерия Рашкина, который вместо уголовного дела получил заурядное предупреждение, и главу следственного управления СКП РФ по Москве Анатолия Багмета, сохранившего свой пост вопреки давлению со стороны президентского окружения.

Несколько недель завсегдатаи «Живого журнала» (ЖЖ) обсуждали «рождение» нового пользователя, который претендовал на то, что является дочерью первого президента России Татьяной Юмашевой-Дьяченко. Главное, что вызывало сомнение, - подлинность ЖЖ-юзера. Однако подозрения вскоре были развеяны - дочь Бориса Ельцина лично приехала на встречу блогеров и, так сказать, «во плоти» повторила некоторые свои печатные высказывания, целью которых было «обелить» годы правления отца, к которым в последнее время с подачи окружения Владимира Путина стараются приклеить ярлык «лихие девяностые».

Остался неясным другой вопрос: какова реальная причина возобновления активной общественно-политической жизни Татьяной Юмашевой (супругой бывшего главы президентской администрации Валентина Юмашева). В свое время, напомним, некоторые СМИ называли Татьяну Дьяченко наравне с Борисом Березовским «вдохновителем» так называемой «семьи», то есть клана, окружавшего Бориса Ельцина на последнем этапе его пребывания у власти. Теперь, после почти 10-летнего нахождения в тени, ельцинская дочь, в свое время претендовавшая на роль «серого кардинала» Кремля, неожиданно прерывает свое молчание. Правда, никаких сенсационных разоблачений или обвинений из ее уст пока не раздается. Однако некоторые блогеры отнюдь не безосновательно полагают, что «реинкарнация» Татьяны Дьяченко на общественно-политической сцене косвенно угрожает интересам Владимира Путина как преемника Бориса Ельцина и первые «пробы пера» Юмашевой в ЖЖ ближе к выборам 2012 года могут превратиться в жесткие обличения.

Кстати, именно выборы 2012 года, несмотря на то, что состоятся они более чем через два года, остаются главной темой политических слухов. Так, аналитики обратили внимание на «реинкарнацию» еще одного значительного политического персонажа прошлых лет. На этот раз речь идет не о «гостях из 1990-х», а о возвращении в публичное пространство «преемника номер два» Владимира Путина - вице-премьера Сергея Иванова.

Бывший сотрудник КГБ и министр обороны РФ, которого еще осенью 2007 года многие СМИ уверенно называли главным претендентом на пост президента, утверждая, что Дмитрию Медведеву «ничего не светит», выпал из сферы интересов масс-медиа после того, как стал известен выбор Владимира Путина. «Национальный лидер» назвал Медведева, - его народ и избрал президентом. А Сергей Иванов был практически забыт.

И тут вдруг совпали сразу два слуха «кремлевского» происхождения. Первый озвучивал не так давно в интервью «Росбалту» политолог Алексей Мухин, предположивший, что Владимир Путин в 2012 году оставит за собой пост премьера, а вместо Дмитрия Медведева выдвинет нового преемника. Медведев же может занять, например, кресло главы Конституционного суда. Второй слух озвучила «Независимая газета», которая, как известно, значительную часть своей «кремлевской» информации черпает из окружения первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова. Как сообщило издание, Сергея Иванова якобы прочат в «генерал-губернаторы Кавказа».

О том, что пост «смотрящего по Кавказу» будет создан, заявил ранее Дмитрий Медведев, но тогда эксперты Иванова в числе потенциальных претендентов не называли. И тут вдруг всплывает таким странным образом его фамилия. Эксперты этому факту скорее удивились, приняв сообщение «НГ» скорее за обычную газетную «утку». Но на этой неделе Сергей Иванов неожиданно стал развивать также и «социальную» активность, сделав, например, заявление о предстоящем в 2010 году увеличении пенсий. А такие заявления у нас обычно поручаются тем, кто должен зарабатывать «электоральную популярность». Вспомним того же Дмитрия Медведева и его руководство национальными проектами, которые политологи впоследствии называли «предвыборными пиаровскими проектами».

Так что неудивительно, что после того как интерес к Сергею Иванову со стороны СМИ был пробужден с подачи президентской администрации, а сам вице-премьер стал делать популистские заявления, появилось подозрение, что это и есть старт предвыборной кампании 2012 года.

А «подготовленный» к «преемничеству» еще в рамках прошлой предвыборной кампании Иванов - тот самый пресловутый компромисс Медведева и Путина.

Третья заметная тема для слухов в конце 2009 года касается будущего целого ряда российских губернаторов. В первую очередь, речь идет о президенте Дагестана Муху Алиеве. Как заявил во вторник полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов, деятельность Алиева одобряют только 22% дагестанцев. И слухи о том, что Дмитрий Медведев не станет продлевать его полномочия, от этого только усиливаются. В республике явно идет борьба между двумя местными политико-экономическими кланами, и, судя по тому, что Кремль все еще не принял решение о назначении главы Дагестана, хотя оно и ожидалось 19 декабря, исход этой схватки не ясен.

Главным маркером того, как идет эта борьба, является судебный процесс по итогам выборов мэра Дербента. Они, напомним, прошли 11 октября с массовыми нарушениями, часть избирательных участков была закрыта, и оппозиционный кандидат результатов голосования не признал. А позднее Дербентский городской суд принял решение об отмене результатов выборов главы города. И вот теперь коллегия по гражданским делам Верховного суда Дагестана под председательством Ирины Августиной оставила это решение в силе. И это несмотря на то, что Муху Алиев открыто поддерживает победившего по официальной версии 11 октября кандидата от «Единой России» Феликса Казиахмедова.

Сложной также остается ситуация вокруг президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Как пишут в последние дни российские СМИ, Кремль якобы решил «коней на переправе не менять», и «Единая Россия» внесет президенту свое предложение по трем кандидатурам на пост главы Татарии, включая самого Шаймиева. И именно он якобы станет вновь главой республики в свои 73 года. Дескать судьба бывшего свердловского губернатора, «политического тяжеловеса» Эдуарда Росселя Шаймиева не коснется. Такой же прогноз дается и в отношении Приморского края, который, если верить прессе, вновь возглавит Сергей Дарькин.

Зато в Курганской области и еще в целом ряде не самых крупных регионов нет ясности с тем, кого предложит утвердить в качестве губернатора Дмитрий Медведев. Про каждого из «подвешенных» губернаторов ходят слухи, что он летал в Москву и лично с кем-то встречался. Вот только задача осложняется тем, что региональным начальникам приходится, судя по всему, обивать пороги как у Дмитрия Медведева, так и у Владимира Путина, «испрашивая согласия» на «княжение» у обоих глав «правящего тандема».

Правда, то, что осложняет жизнь губернаторам, всерьез облегчило ее одному из двух главных счастливчиков прошедшей недели. Речь идет о попытке отстранения от должности главы следственного управления СКП по Москве Анатолия Багмета, которая, как утверждает британская The Financial Times, отражает соперничество различных кланов в Кремле. Издание называет это проявлением на публике раздора внутри правящей элиты. Один из экспертов издания считает, что за попыткой с помощью генпрокурора Юрия Чайки уволить Багмета стоит окружение Медведева, которое желает навести порядок в следственных органах. В свою очередь так и не уволивший подчиненного, несмотря на давление Генпрокуратуры, непосредственный начальник и защитник Багмета - глава СКП Александр Бастрыкин является однокурсником премьера Путина.

Но больше всех на минувшей неделе повезло депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину. Генеральная прокуратура объявила ему «предостережение о недопустимости нарушений закона». Само по себе оно достаточно неприятное, однако в действительности Рашкин лишь чудом избежал возбуждения против него уголовного дела, так что должен радоваться.

Как ранее писали российские СМИ, вопрос о том, что против депутата должно быть возбуждено уголовное дело, обсуждался на совещании в Кремле видным единороссом и главным соперником Рашкина в родном для обоих саратовском регионе Вячеславом Володиным, спикером Госдумы Борисом Грызловым и первым замглавы администрации президента РФ Владиславом Сурковым. Разговор был приватный, да только микрофон политики забыли выключить, и его услышали журналисты. А обсуждалось в том момент, стоит ли Госдуме согласиться с требованием прокуратуры снять с Рашкина депутатскую неприкосновенность. На этом настаивал как раз Володин. При этом в то время прокуратура даже не сделала коммунисту пресловутого «предупреждения», то есть Грызлов, Сурков и Володин обсуждали, как должно развиваться уголовное дело, которое еще не было возбуждено. Разумеется, коммунисты устроили по этому поводу скандал и стали грозить судом.

В итоге явно возобладала осторожная позиция Владислава Суркова. Судя по всему, против Рашкина не будет даже возбуждено уголовное дело. Так что вместо «небольшого» тюремного срока депутат, благодаря микрофону, который забыли выключить, получил лишь предупреждение. Это ли не настоящая политическая удача?