Кудрин: если не слезем с нефтяной иглы - придется повышать налоги

На модерации Отложенный

По его словам, выхода у правительства нет - деньги, полученные от страховых взносов, идут на выплаты пенсий, а нефть может упасть в цене. 

Вчера в Федеральной налоговой службе (ФНС) подводили итоги работы в прошлом году. Налоговики были явно довольны собой. Еще бы - в прошлом году люди в зеленой форме собрали с населения и бизнеса более 7,7 трлн. рублей. Это на 22% больше, чем годом ранее.

- Мы даже почти на 5% перевыполнили план по сборам в бюджеты всех уровней, - с гордостью заявил глава ФНС Михаил Мишустин. - Еще чуть-чуть и мы добрались бы до рекорда 2008 года. И это несмотря на то, что тогда средняя цена на нефть по году составляла $94 за баррель, а в 2010-м - всего $77.

Углеводородную тему подхватил вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин. И снова взял свою любимую пессимистическую ноту. Он напомнил, что в июле 2008 года баррель нашей нефти на мировых рынках стоил $139, а уже в декабре - всего $32. И о таких экономических шоках, которые могут сотрясти нашу страну в будущем, забывать не стоит.

- Конечно, скорее всего, в этом году нас ждут самые высокие цены на нефть за всю историю, - выдал гипотезу министр финансов. - Мы живем на пике. Во-первых, развитые страны мира продолжают вливать в свои экономики дополнительные деньги для выхода из кризиса. А во-вторых, определенный эффект окажет и нестабильная ситуация на Ближнем Востоке. Но подпитка дешевыми деньгами и революции когда-нибудь прекратятся. Тогда наличность схлынет с сырьевых рынков и цена на нефть упадет.

При этом рассчитывать на соломку в виде резервного фонда, как это было раньше, не придется. Сейчас даже при цене в $100 за баррель бюджет страны сводится с дефицитом.

Поэтому единственный путь - сокращать госрасходы и менять структуру экономики.

- Мы проходим исторический момент, - Кудрин с высоты трибуны обвел глазами сидящих в зале налоговиков, как будто от них зависели все инновации в стране. - Прошел кризис, мы занимались антикризисной политикой, чуть ли не вручную управляли экономикой, и сейчас мы должны выбрать ту модель, по которой будем жить. Нам какая больше нравится: с высокой инфляцией и зависимостью от цен на нефть или модель стабильной экономики? Если в ближайшие годы нам не удастся слезть с нефтяной иглы, то придется опять повышать налоги. Но я не думаю, что у нас есть такая возможность. Это была бы дополнительная нагрузка на бизнес. Ведь налоги - это деньги частных компаний, которые могли бы пойти на инвестиции и развить экономику. А мы создаем недостаточно стимулов для улучшения инвестиционного климата в стране.

При этом, как ни парадоксально, глава Минфина не считает необходимым снижать уже увеличенные налоги (с 1 января страховые взносы выросли с 26 до 34%). Хотя именно это могло бы улучшить инвестиционный климат. Но власти фактически загнали себя в тупик, повысив в разгар кризиса пенсии и другие социальные выплаты. А отдувается за это, как водится, бизнес.

- Предприниматели уже говорили о том, что уйдут в «тень», но у нас есть достаточно инструментов анализа, чтобы не допустить этого, - пояснил Кудрин и снова обратился к сотрудникам ФНС. - Так что в этом году прошу вас обратить повышенное внимание именно на этот налог.

Уж что-что, а дополнительные налоговые проверки точно смогут улучшить инвестиционный климат и снять нашу экономику с нефтяной иглы.