Мавроди: жизнь всегда даёт тебе не то, что нужно

Его одновременно называют отпетым мошенником и финансовым гением. Вероятно, и то, и другое - правда. Ведь отсидевший без малого 5 лет в тюрьме по статье «Мошенничество в крупных размерах», Сергей Мавроди сумел до этого, в 1994 году, всего за полгода, посредством финансовой пирамиды МММ аккумулировать в своих руках треть тогдашнего бюджета России и считал деньги на глаз багажниками машин.

В эксклюзивном интервью «Фонтанке» экс-депутат Госдумы Мавроди объяснил, где сегодня хранятся средства акционеров МММ и почему он не может начать процесс их возврата, а также предельно искренне поведал о неизвестных моментах своей прошлой жизни, ареста, тюремного заключения и сегодняшнего изолированного от общества быта.

По мнению самого Сергея Пантелеевича, общее количество его акционеров и членов их семей в 1994 году составило 50 миллионов россиян. Он утверждает, что пригрозил властям всенародным референдумом, если его не прекратит третировать налоговая полиция. Однако кончилось всё, как и надлежит в случае с финансовыми пирамидами, плохо. Паникой вкладчиков. Самоубийствами и инфарктами людей, продавших квартиры, чтобы купить акции МММ. А также слухами о том, что Мавроди вложил их деньги в акции "Газпрома" и живёт припеваючи. Кстати: быть может, поэтому Сергей Пантелеевич сегодня избегает контактов с СМИ и вообще чурается регулярного общения. Но читатель «Фонтанки» имеет возможность узнать подробные ответы самого господина Мавроди на эти и многие другие вопросы.

- Опыт бизнесмена Вы начали получать ещё в СССР. В 1981 году бросили институт...

- ...Нет, вы всё путаете... Так обычно происходит, когда дело касается меня.

Все всегда всё путают. Сплошные мифы. Это кошмар просто какой-то! Проклятие.

Институт я вовсе не бросал, я его благополучно закончил в 1978 году. МИЭМ, кафедра «Прикладная математика», специальность «Искусственный интеллект». Затем, по распределению - ну, советские времена же - оттрубил свои три года на обычном ВЦ, как положено, а вот потом-то, освободившись, так сказать, этой свободой своей тут же и воспользовался. Не преминул. Ушёл. В никуда, по сути. Никакого особого бизнеса у меня к тому времени ещё не было, перспективы на будущее были в этом смысле более чем туманные. Просто я физически не мог больше находиться в атмосфере советского ВЦ. Не мог вот, и всё! Я там задыхался. Хотя за эти три года успел сделать блестящую по тем временам карьеру. Ну, относительно, конечно, блестящую. Без всяких там связей стал аж заведующим группой программистов. Тогда это было ого-го!.. Все мои сокурсники завидовали мне чёрной завистью. И вдруг я ушёл. Всё бросил! «Уходя, отрясите прах от ног своих». Вот и я отряс.

Знаете, меня вот иногда спрашивают: «Хорошо ли было в Союзе?» Нет. Плохо. Очень плохо. Хотя там я пребывал в относительном благополучии, а здесь, в нынешней России у меня одни только сплошные беды да злосчастья. И в розыске я был, чёрт знает сколько по съёмным квартирам мотался. И в тюрьме потом, на спецблоке четыре с половиной года. Абсолютный, кстати, рекорд. И сейчас у меня аут полный... Но - нет! Там у меня было почему-то постоянное ощущение, что я - в тюрьме. На ПЖ причём. И выхода - никакого. Беспросветность какая-то полная. Серость, серость, серость...