Рецепт бесконфликтного строительства мечетей прост

На модерации Отложенный

Аббас Аббасов, сопредседатель попечительского комитета Межрелигиозного совета СНГ, родился 4 августа 1949 г. в городе Гянджа (Азербайджан). Окончил Азербайджанскую сельскохозяйственную академию, а также с отличием - Институт социального управления и политологии. Кандидат биологических наук.

В марте 2000 г. назначен членом Экономического совета СНГ. Решением глав государств СНГ 21 июня 2000 г. был первым награжден грамотой СНГ за активную работу по укреплению и развитию Содружества. Долгие годы являлся сопредседателем межгосударственных комиссий по экономическому сотрудничеству с РФ, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной, Белоруссией, Молдавией, Киргизией и Грузией. В мае 2006 г. подал в отставку с должности первого вице-премьера Азербайджана.

В августе 2010 г. по предложению главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде и патриарха Московского и всея Руси Кирилла был избран сопредседателем попечительского комитета Межрелигиозного совета СНГ. Награжден орденом Русской церкви преподобного Сергия Радонежского (III степени).

В интервью "Интерфакс-Религия" он рассказал о том, как мусульманам решить проблему нехватки мечетей, почему приверженцы ислама помогают восстанавливать православные храмы, какова роль религиозного фактора в отношениях России и Азербайджана и каким должен стать попечительский комитет Межрелигиозного совета СНГ.

- Аббас Айдынович, Вы были в числе попечителей, помогавших восстанавливать древний Старицкий монастырь в Тверской области. Почему мусульмане помогают восстанавливать христианские святыни?


- Потому что это богоугодное дело. Мусульмане вообще имеют давние традиции помощи своим православным братьям - например, Мироносицкий собор в Баку строился в 1905 году на средства азербайджанского мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева, а восстанавливался потом за счет вице-президента Всероссийского азербайджанского конгресса Айдына Курбанова (светлая ему память). Примером также может служить огромная меценатская помощь в восстановлении храма Христа Спасителя нашим соотечественником, вице-президентом Всероссийского азербайджанского конгресса Тельманом Исмаиловым. Впрочем, немало и православных бизнесменов охотно жертвуют деньги на мечети - так, в городах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов большинство мечетей построены на средства нефтяных компаний, в руководстве которых преобладают немусульмане. Именно такая толерантность, взаимопонимание и взаимопомощь реально укрепляют межрелигиозный мир и позволяют выводить сотрудничество между христианами и мусульманами на более высокий уровень.

- Какую роль сейчас играет религиозный фактор в российско-азербайджанских отношениях?

- Весьма важную. Лидеры наших стран - люди верующие и относящиеся с глубоким уважением к своим духовным лидерам. В начале 1990-х годов в российско-азербайджанских отношениях отмечались периоды охлаждения, до 1993 года, до прихода к власти общепризнанного лидера азербайджанского народа Гейдара Алиевича Алиева. Хочу особо отметить, что на протяжении всех лет отношения между главой мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде и предстоятелями Русской православной церкви оставались неизменно дружественными.

Основа взаимного уважения и продолжение политики глубокой толерантности была заложена Гейдаром Алиевым, который гарантировал прочный межрелигиозный мир, что позволяло эффективно защищать верующих традиционных религий от каких-либо внешних агрессий. На сегодняшний день эта политика продолжается президентом Азербайджана уважаемым Ильхамом Алиевым. Покойный патриарх Алексий II (светлая ему память) и ныне здравствующий патриарх Кирилл особо подчеркивали и говорили о том, что в Азербайджане царит образцовый межрелигиозный мир, и многим странам есть чему у нас поучиться.

Вообще я считаю, что роль религиозной дипломатии сейчас растет, и голос религиозных лидеров слышен все громче. Это справедливо и для отношений между нашими державами.



- Насколько социально ответственным должен быть сейчас бизнес?

- Настолько, насколько это возможно в рамках существующих и утвержденных в стране законов. Представителям бизнеса, особенно крупного, следует четко осознавать, что их состояния должны приносить пользу не только им самим. В основах наших религий - мусульманства и христианства - нашими предками заложено, что часть заработанных финансовых средств надо отправлять на благотворительность и помощь малоимущим, больным и пожилым людям, в особенности детям, у которых имеются проблемы со здоровьем. Это будет богоугодное дело.

Многие обеспеченные люди почитают за счастье, что Всевышний даровал им столь обширные возможности для помощи нуждающимся. Правда, к сожалению, значительно большее их число мыслит по-другому...

- Вы являетесь сопредседателем попечительского комитета Межрелигиозного совета СНГ от мусульманской общины. Расскажите о задачах этого комитета.

- Главная функция попечительского комитета - оказание содействия в проведении мероприятий Межрелигиозного совета СНГ. В нем собрались крупные предприниматели и общественные деятели, ассоциирующие себя с одной из четырех традиционных религий. Сейчас в комитете есть три сопредседателя - от православных, мусульман и иудеев. Я надеюсь, что попечительский комитет со временем станет своего рода клубом, где верующие бизнесмены смогут общаться в дружественной атмосфере и лучше координировать свои усилия в области благотворительности.

- В последнее время на повестку дня все чаще встает вопрос строительства мечетей в православных городах. Реально ли обеспечить мусульман храмами, не вызвав скандала и не нарушив прав местного населения?

- Безусловно. Любой верующий человек имеет право совершать молитвы и обращаться ко Всевышнему, и запретить ему это делать невозможно. Православие всегда отличалось терпимостью по отношению к другим религиям. Создавать противостояние, обострять обстановку на этом фоне, создавая напряжение, я считаю неправильным. По моему убеждению, необходимо создавать комфортные условия всем верующим.

На самом деле рецепт бесконфликтного строительства мечетей в немусульманских городах весьма прост - нужно лишь соблюсти ряд условий. Во-первых, поставить в известность о своих планах все заинтересованные стороны, в первую очередь жителей окружающих кварталов. Мечети нужно строить так, чтобы они не создавали проблем окружающим, не занимали территорию парков, детских и спортивных площадок. В Москве, например, это могли бы быть территории бывших промзон, о чем совершенно разумно говорил московский муфтий Махмуд Велитов. Весьма полезно посоветоваться и с православным духовенством, чьи представители в Азербайджане по вопросам строительства своих храмов всегда советуются с мусульманскими лидерами. Во-вторых, мечеть должна быть именно местом молитвы, а не памятником амбициям ее строителей. Если мечетей не хватает, то вряд ли стоит тратить все деньги на строительство огромных помпезных зданий. Учитывая, что мусульманам разрешено совершать намаз в любом чистом помещении, под мечети можно приспособить множество уже существующих построек. В-третьих, мечети нужно возводить за деньги именно тех мусульманских общин, которые в них нуждаются. К зарубежной же помощи нужно относиться с большой осторожностью, поскольку известны сотни случаев, когда мечети строились на деньги террористов и экстремистов, становясь рассадниками деструктивной идеологии. Допускать этого ни в коем случае нельзя, и тут я согласен с председателем Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Уверен, что при соблюдении этих условий проблем не будет. Если же люди в принципе настроены против ислама, то им нужно на конкретных примерах разъяснить мирную сущность этой религии. Слава Всевышнему, в тысячелетней истории наших стран таких примеров предостаточно.