Депутаты запретили слепым слушать аудиокниги дома

На модерации Отложенный

Никакой окололитературный вопрос не будоражит в последнее время общественность так, как защита авторских прав. Несомненно, защита авторского права – цель благая, но зачастую в борьбе против «пиратов» и незаконного копирования книг с электронных носителей вместе с грязной водой выплескивают и ребёнка.

Большой скандал вызвало решение депутатов Госдумы запретить слепым и слабовидящим людям брать на дом аудиокниги из библиотек.

Решение удивило, неприятно поразило, можно даже сказать – шокировало общественность. Ведь библиотеки на собственные средства (выделяемые из государственного и муниципального бюджета, на гранты и пожертвования) покупают эти книги у издателей. А затем предоставляют их для чтения (в данном случае – для прослушивания) всем желающим. Посягнуть на публичные библиотеки – означает посягнуть на один из принципов современного культурного развития.

В чём же причина скандального решения наших законодателей? Оказывается, депутаты боятся, что слепые могут злонамеренно скопировать аудиокнигу! Сейчас, когда компьютеры есть практически у всех, такая возможность теоретически существует. Но тогда, быть может, запретим вообще брать из библиотек книги на дом – вдруг кто-то перепишет стихотворение в тетрадь или, не дай Бог,

Между прочим, большинство современных аудиокниг, как и компьютерных игр, имеют защиту от копирования. Следовательно, для взлома и копирования материалов нужны специальные навыки. Сколько же слепых и слабовидящих обладают умениями хакеров?

Депутаты Госдумы в порыве защиты авторских прав об этом, разумеется, не задумываются. Как говорится – «инструмент-то имеется…». Очень напоминает одно не менее скандальное судебное решение отечественной Фемиды: наказать молодого человека за недоказанный взлом некоторых сайтов на том основании, что он хорошо разбирается в компьютерах, умеет работать с Интернетом и… «интеллектуально развит». Мозг есть? Виновен…

Конечно, у слепых и слабовидящих осталась возможность прослушивать книги в читальном зале.

Но господа законотворцы не задумались о том, что многие незрячие –пожилые люди или люди с дополнительными заболеваниями, и им сложно часами сидеть в библиотеке. Дома, в кресле или в постели, слушать книги намного удобней. Многим слепым аудиокниги берут на дом родственники, так как им тяжело ездить на другой конец города или в областной центр.

И, наконец, как же слепым слушать аудиокниги вечерами, когда библиотеки закрываются? Почему слепых и слабовидящих лишают такой простой радости в жизни?

А теперь самый интересный момент… Кого же защищают наши депутаты? Быть может, издателей? Но, что самое интересное, большинство российских издателей сами с возмущением восприняли идею законотворцев. Многие издательства направили в библиотеки официальное разрешение выдавать их аудиокниги на дом. И это неудивительно: на современных аудиокнигах, как мы говорили, стоит защита от копирования. Если взломщик, «пират» захочет скопировать файлы с целью их дальнейшего распространения – он и так найдёт способ взломать защиту, самостоятельно купив аудиокнигу или взяв у знакомых. А нормальный человек просто не станет это делать.

После бурных обсуждений стороны пришли к некоторому компромиссу: теперь на дом слепым и слабовидящим выдаются аудиокниги, имеющие защиту от копирования. Те, что не имеют – не выдаются. Во избежание соблазна. Впрочем, кому хуже? Издательствам. Библиотеки просто решили не закупать подобные аудиокниги. Выиграют те издательства, которые будут ставить защиту.

Впрочем, у некоторых депутатов, разум, кажется, восторжествовал. Так, депутаты Мосгордумы решили внести в законодательство, которые позволят незрячим копировать на свои персональные устройства и уносить домой аудиокниги. Права авторов и издательств при этом будут защищены: запись на персональные устройства будет производиться в специальных форматах, которые не исключат дальнейшее копирование.

Решение вопроса всегда можно найти, не так ли? Если работать головой и думать о последствиях, которые имеют принятые законы. Особенно если они касаются самых незащищённых групп населения.