Вопрос Кавказа назрел. И ждет решения Кремля

На модерации Отложенный

Как стало известно, российские губернаторы поднимали вопрос о случаях неадекватного поведения диаспор кавказских народов на территориях возглавляемых ими субъектов Федерации еще до событий в лагере «Дон», пишет газета «Аргументы недели». Произошло это на недавнем заседании Национального антитеррористического комитета (НАК). В кулуарах заседания главы регионов высказали мнение, что руководство страны должно подойти к этой проблеме самым серьезным образом. Губернаторы ждут от Кремля принятия адекватных решений.

Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский в ходе заседания НАК проинформировал собравшихся о случаях некорректного поведения некоторых представителей народов Кавказа на территориях ряда регионов России, в т. ч. и в Ставрополье. По словам губернатора, это вызывает отторжение у коренного населения. Например, в Ставрополе и других городах края группами кавказцев по 100 и более человек запросто может быть перекрыто движение на улицах. Это они так проводят свои религиозные обряды или справляют праздники, пояснил глава региона. Обычное горское нахальство, одним словом.

Николай Федоров, который тогда еще был главой Чувашии, поддержал Гаевского. Он добавил, что у него в республике имеются аналогичные проблемы: недавно приехавшие с Кавказа переселенцы перекрывают улицы для своих праздников, задирают прохожих, стреляют в воздух из огнестрельного оружия. Федоров отметил, что приезжие хулиганы отделываются за эту стрельбу и за хранение оружия (как правило, незарегистрированного) лишь штрафами.

Газета отмечает, что слова Федорова вызвали реакцию и у других губернаторов, присутствовавших на заседании НАК. Однако одобрение было очень осторожным, поскольку главы регионы ждали реакции руководства НАК. Но оно предпочло замять тему, поднятую ставропольским губернатором.

Тем не менее, тема оказалась наболевшей, и ее продолжили обсуждать в кулуарах. Главы регионов отметили, что руководители региональных УВД и УФСБ, а также прокурорские работники им в этом вопросе почти не помогают. Всякий раз, когда к ним обращались, те говорили, что связываться с кавказцами не станут, пишет газета. Вот здесь и начинается избирательное действие закона. С русскими связываться будут, а с кавказцами – нет. Не странно ли для правового демократического государства?

Губернаторы считают, что президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин должны обратить внимание на неадекватное поведение выходцев из кавказских республик и принять соответствующие решения. Но решений пока нет, и неизвестно, будут ли.

Вместо них нижестоящие федеральные органы принялись сочинять какие-то цидулины неясного юридического статуса, в которых хотят объяснить кавказцам, как тем следует себя вести за пределами родных аулов и чумов. Например, не танцевать на газонах в чужих городах.

Так, аппарат полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина выдал главам регионов на Северном Кавказе рекомендации разработать правила поведения для молодежи за пределами своих республик. Но даже эта робкая инициатива президентского наместника, не так давно объявившего себя «лицом кавказской национальности», не встретила поддержки в кавказских республиках. Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев назвал эту идею «смешной».

И тут г-н Нухажиев прав. Но не в том смысле, который он вкладывает в свои слова (мол, нужно разрабатывать не правила поведения, а налаживать нормальные межнациональные и межкультурные связи), а совсем в другом. Сейчас объясним. Дело в том, что кавказцы прекрасно понимают, где и как нужно себя вести, но не считают нужным выполнять общепринятые правила поведения, потому что чувствуют свою безнаказанность. Они просто таким образом «столбят» территорию, заявляя о своем присутствии. Они не могут не видеть, что закон по отношении к ним действует избирательно. Если к русскому закон применяется в полную силу, то к кавказцу – вполсилы, или даже вообще не применяется (если не считать штрафов). Кто же тут не распояшется?

Так что все благонамеренные филькины грамоты нашим чиновникам следовало бы положить на хранение в ближайшую мусорную корзину и сосредоточиться совсем на другом: закон должен выполняться всеми и всех карать одинаково, невзирая на то, кавказец ты, русский или еще кто. Строгость должна быть одинаковой для всех. И не нужно принимать во внимание кликушеские правозащитные вопли, несущиеся с Кавказа, что их, мол, зажимают по национальному признаку. Нет, признак один – соблюдение законов. Точка.

А пока этого нет, кавказское демонстративное и дерзкое хамство расползается по России. Вам надо примеров? Их есть у меня. Взять хотя бы тот же лагерь «Дон». Павел Астахов, детский омбудсмен России, уже нашел там виновных, а как же… Но это – совсем не те, на кого вы подумали.

Нет, не хулиганы-борцы из Чечни, и не их тренеры, ломающие кости поверженному наземь воспитателю (борцы же, знают, как и что ломать, известно им, где на голени слабое место, туда и бьют). Виноваты, по Астахову, совсем не эти «невинные агнцы», а руководство лагеря. Потому что оно: а) не вызвало милицию, а предпочло разбираться само; б) не имело должностных инструкций. Вот если бы была инструкция, было бы совсем другое дело. Ее только покажи хулигану, инструкцию эту, как он тут же сникнет и запросит прощения. А раз их не было, этих самых инструкций, то и произошло побоище. Сами виноваты, инструкции надо было писать, ожидая приезда на отдых такого контингента. И все в них надо было подробно расписать: если он мне то – я ему это, а если он мне вот это – ну, тогда уж я ему то…

Смешно, ей-богу. Что должны подумать хулиганы, прочитав, что во всем виноват избитый ими персонал лагеря? Только укрепиться в чувстве собственной безнаказанности.

А вот пока несколько свидетельств очевидцев, как вели себя кавказцы в лагере. «Теперь и по лагерю ходить спокойно стало, – рассказал «Комсомольской правде» один из воспитанников после того, как чеченцы уехали. – Раньше, например, я стою около столовой один, ко мне целая толпа чеченцев подходит, и начинают наезжать: мол, я их сестру обидел, плюнул в кого-то. Но я-то знаю, что этого не делал. А они, даже не слушая меня, пихают от одного к другому. Им лишь бы подраться с кем-нибудь!»

А здесь какая инструкция нужна, г-н Астахов? Или милицию вызывать?

«Они оккупировали дискотеки, нападают в переулках. В лагеря в основном спортсмены едут, им путевки дают от комитета физкультуры. Вот и применяют силу где ни попадя. А как узнали, что замдиректора лагеря раньше в Чечне служил, вообще обнаглели. Ты, мол, наших убивал, посмотрим, как ты без автомата справишься... Достало это всех. Вот и поднялся народ», – объяснили местные жители источнику.

Не кажется ли вам, г-н Астахов, что проблема уже становится немного того… широковатой, что ли?

«Им ничего нельзя было сказать, они тут же начинали огрызаться на взрослых: мол, Чечня рулит, а вы, русские, тут никто! – рассказала вожатая 7-го отряда Екатерина. – Да и тем более отдыхали парни по путевкам 16-летних, а на самом деле им было за 20!»

О распоясанности кавказцев говорит и тот факт, что теперь директор «Дона» стал получать по телефону угрозы о расправе. «Второй день подряд звонят по телефону и говорят: мол, вы там передайте своему Усольцеву и его сыночку-заместителю, что им недолго жить осталось. Пусть к смерти готовятся!» – рассказала источнику секретарь директора Нина.

Конечно! Как же тут не припугнуть директора лагеря, если власти склоняются к тому, что во всем виноват он? Ату его! Ведь о виновных с чеченской стороны что-то не слышно ни слова. Например, мы ничего не знаем о том, будут ли отвечать тренеры чеченских спортсменов, один из которых сломал Борису Усольцеву ногу, а второй – нос. Ведь это – членовредительство, злостное хулиганство, и за это полагаются статья и реальный тюремный срок. В лагере «Дон», сообщают, работает прокурорская проверка. А работает ли таковая в Чечне с другой стороной конфликта?

А вот пример другого рода, но на ту же тему. Адвокат задержанных чеченцев, обвиняемых в убийстве москвича Юрия Волкова, выступил с ходатайством об их освобождении из-под стражи. Якобы они не представляют угрозы для общества и могут быть отпущены под подписку о невыезде. Остается, правда, неясно, находился ли при этом сам адвокат в здравом уме и твердой памяти. Ведь одному из его подопечных уже предъявлено обвинение в убийстве, а другому – в тяжких телесных повреждениях. Если убийца и его подельник «не представляют угрозы для общества», то кто же тогда представляет?.. Опять – «очаровательное» кавказское нахальство. Типа, подумаешь, человека зарезали! Их вон еще сколько гуляет незарезанных!

В общем, с этим нужно что-то делать. Или закон – один для всех, или это – не закон. Политика бесконечного задабривания и поблажек для Кавказа, который не способен содержать сам себя даже наполовину, как видим, ни к чему хорошему не приводит. Ему сколько ни дай, все будет мало, и он будет выдвигать все новые и новые требования. Такой у него менталитет. Президент и премьер России должны на некоторое время отвлечься от проектов «Города Солнца» в Сколково и МФЦ в Москве и что-то сказать по этому поводу. Вопрос назрел. Губернаторы ждут. И не только они

Les anges gardiens