Милиция. Тест на убийство

На модерации Отложенный

Один милиционер застрелил сотрудников ГАИ. Другой - школьника. Еще один сотрудник МВД убил возлюбленную, водителя такси и покончил с собой. И это - уже после бойни, учиненной «перспективным» сотрудником ОВД Москвы Евсюковым. А дороги просто захлестнула волна неподдающихся объяснению автокатастроф. Что же с нами происходит, можно ли это безумие было предвидеть и прекратить?

Оказывается, в сути сегодняшних бед ученые МВД разобрались еще тридцать лет назад. И похоже, в самом министерстве, наконец-то, осознали, что тянуть с внедрением в практику данных давным-давно рекомендаций больше нельзя. В ближайшее время планируется провести поголовную проверку сотрудников милиции на детекторах лжи, и все они будут обязаны пройти тестирование у психологов. В департаменте кадрового обеспечения МВД готовится проект наставления по морально-психологическому обследованию личного состава. А министр Рашид Нургалиев, как официально сообщило управление информации МВД, потребовал активизировать работу в этом направлении.

Впрочем, все эти назревшие нововведения - бледная копия того, что было предложено в начале восьмидесятых годов. Именно тогда в академии МВД велись активные научные исследования: изучалось поведение человека в экстремальной ситуации. Параллельно решались и другие задачи, которые волнуют наше общество сегодня даже больше, чем в те годы: повышение безопасности дорожного движения, борьба с коррупцией в рядах правоохранителей, выявление «оборотней в погонах».

Одним из основных инициаторов исследований и их главным «мотором» был Владимир Алексеевич Шмыгов, носивший тогда майорские погоны и считавшийся едва ли не ведущим научным сотрудником милицейской академии.

Так какое же открытие сделал Шмыгов и его коллеги? Какие были даны рекомендации? И почему их не внедрили?

Выяснилось, что каждому неадекватному, на первый взгляд, поступку обязательно предшествует стрессовая ситуация. А все мы от рождения как бы запрограммированы на тот или иной вид деятельности, на те или иные поступки. В основу исследований были поставлены человек во всем его многообразии и взаимодействие его со средой обитания в рабочее время. Homo sapiens изучался с точки зрения генетики, общего состояния здоровья, социальной адаптации, психологического и психического состояния в различных, особенно экстремальных ситуациях. В расчет брались даже экзотические тогда биоритмы и наша зависимость от фаз луны и солнечной активности. Оказалось, что на нас с вами воздействует множество внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение и приводящих, в конечном итоге, к нервному срыву, совершению неадекватных поступков. В частности, впервые было научно доказано, что на рост числа ДТП, помимо прочего, прямое влияние оказывают… обменные процессы в организмах участников дорожного движения – соотношение так называемого анаболизма-катаболизма. У водителей к концу рабочего дня накапливается естественная усталость, меняется содержание сахара в крови, возникает стрессовая напряженность. Но реагируют на эти изменения, в силу особенностей организма, люди по-разному. Кто-то без видимого повода впадает в истерику, начинает по максимуму давить на газ или тормоз. Кто-то просто засыпает, даже с открытыми глазами. Сон может продолжаться одну-две секунды, чего вполне достаточно для автомобильной аварии, а, главное, виновник ДТП никогда не поверит, что в момент аварии он спал. То же самое происходит с операторами опасных производств, диспетчерами воздушного движения, дежурными различных милицейских служб. К тому же, люди делятся на тех, у кого ответная реакция мозга заторможена, и тех, у кого она, наоборот, опережает время, как это фантастично ни звучит. В стрессовой ситуации заторможенность может достигать одной секунды. Для водителей это чревато тем, что, даже при скорости 60 км/час, у «заторможенного» впереди будет шестнадцать метров слепого пространства. И, если впереди идущая машина резко затормозит, то такой водитель не среагирует до тех пор, пока не ударится в чужой багажник. В его сознании впереди идущая машина будет продолжать движение, и столкновение станет полной неожиданностью.

На основе собранных и обобщенных данных Владимир Шмыгов написал диссертацию «Оценка состояния личности в экстремальных условиях». В рамках этой работы было предложено скорректировать правила выдачи водительских прав и осмотр профессиональных шоферов перед рейсом. При получении медицинской справки на вождение, по мнению Шмыгова, необходимо обязательно выявлять людей с заторможенной реакцией. Это не должно служить поводом для отказа в получении прав, просто будущему водителю необходимо объяснить особенности его организма.

А, поскольку негатив многократно усиливается и выплескивается наружу во время стресса, необходимо уловить допустимый порог стрессовой напряженности организма. Что ученый и сделал.

Шмыгов, имевший высшее инженерное образование, сконструировал несложное устройство в виде браслета, позволявшее оценивать уровень обмена веществ и стрессовое состояние человеческого организма в течение рабочего дня.

Если достигалась критическая точка, за которой человек переставал владеть собой и мог совершать неадекватные поступки, подавался сигнал тревоги.

Водителю требовалось остановить машину для хотя бы пятиминутного отдыха. Если же человек находился на службе, не связанной с дорожным движением, но требующей нервного напряжения и нормальной реакции, то и тогда браслет оказался бы идеальным помощником. Всегда можно было выяснить приближающуюся «точку кипения» и принять меры для «остывания». По сути, Шмыгов ничего нового не открыл, он просто подтвердил уже известную истину: поведение человека изначально определяет генетика. И предложил, как пользоваться этим фактом для более эффективной борьбы с преступностью.

Есть люди, от рождения как бы запрограммированные на воровство, насилие и даже убийство себе подобных. А есть, опять же от рождения, абсолютно бескорыстные люди, которые с голода умрут на хлебном складе, но казенного не возьмут – натура не позволит. Но сама по себе эта генетическая предрасположенность ни о чем не говорит. Человека, в конечном счете, воспитывает социальная среда. Нравится это кому-то или нет, но именно бытие определяет наше сознание гораздо сильнее наличия тех или иных хромосом. И вор по своему генетическому коду может за всю жизнь не украсть ни копейки, а потенциальный убийца быть добропорядочным семьянином и добрейшей души человеком. Индивидуальный генетический код просто указывает на предрасположенность к той или иной наклонности, в том числе и преступной.

Так вот, Шмыгов нашел ключ к «секретным» кодам человеческого организма. Разработал специальные психологические тесты, которые выявляли различные склонности индивидуума.

Даже, как инженер, предложил технически вполне осуществимое тестирование человека на наличие у него «негативных» хромосом. И предложил внедрить свои разработки для проверки всех сотрудников МВД на их предрасположенность к преступлению. И вовсе необязательно было сразу же подвергать сотрудников, имевших генетические отклонения, какому-то остракизму. Требовался индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Вполне возможно, своевременная психологическая помощь помогла бы человеку не совершить непоправимого проступка.

Впрочем, милицейское начальство, даже академическое, тогда Шмыгова с его обменными процессами и стрессом не поняло. Разве может быть у стойкого коммуниста и «железного» солдата правопорядка стресс? Никогда! Но больше всего старших товарищей возмутили предложения по искоренению и вообще недопущению милицейской преступности. Если бы рекомендации по тестированию, разработанные Владимиром Шмыговым, были внедрены, то абсолютно научная методика искоренения и недопущения преступности в рядах правоохранительных органов была бы запущена четверть века назад. Вот этого-то в застойное время испугались больше всего. Ученого обвинили в евгенике - считавшейся гитлеровской лженаукой - и почти в фашизме. До защиты диссертации не допустили, а вскоре он вынужден был уволиться из органов и уйти из академии МВД.

Сейчас Шмыгов продолжает заниматься интереснейшими научными исследованиями в одном из гражданских НИИ. За прошедшие десятилетия различные технологии продвинулись очень сильно, и, как считает Владимир Алексеевич, все старые его предложения можно реализовать на качественно ином уровне. В том числе аппаратуру, фиксирующую уровень стрессового состояния организма. И тогда, уверен Шмыгов, нарастающую волну убийств и самоубийств на дорогах страны можно погасить очень быстро. А самоочищение силовых и административных структур станет делом техники и ближайшего времени.

Кстати: американскую полицию от «оборотней в погонах» зачистили не ФБР или службы собственных расследований, а психологи.

И, что обидно, активно использовались методики, которые значительно раньше заокеанских коллег пытался внедрить Владимир Шмыгов. Сейчас через сито грамотно составленных тестов на службу в полицию Соединенных Штатов могут пройти лишь действительно достойные кандидаты. И то коррупционные полицейские скандалы там иногда случаются...