Следователи все ближе подбираются к Юлии Тимошенко

На модерации Отложенный

Отчего лидер БЮТ так не хочет рассказывать о «руке Москвы» — просто так не поддается пониманию. Казалось бы — беспроигрышная тема, ведь большинству ее избирателей прекрасно известно, что во всем виноваты кляты москали.

На минувшей неделе скандал вокруг 11 миллиардов кубометров газа, в 2009 году отобранных украинской компанией «Нафтогаз» у швейцарского посредника RosUkrEnergo, продолжил развиваться. Так, журналисты выяснили, что на проигрыш в Стокгольмском арбитраже Украину обрекло правительство Юлии Тимошенко, а СБУ задержало ее ближайшего соратника.

Почти все последние неудачи Юлии Тимошенко так или иначе связаны с треклятым газом, который ее правительство ловко увело у RUE.

Сначала Стокгольмский суд постановил, что топливо поменяло собственника незаконно. Если по-простому, то его, по сути, украли.

Потом, основываясь на этом вердикте, украинские власти завели уголовное дело, фигурантами которого стали соратники Тимошенко, непосредственно принимавшие участие в отъеме газа у RosUkrEnergo.

Ну и самая пикантная подробность: широкой публике стало известно, что к полному разгрому «Нафтогаза» в Стокгольме привели действия самой Юлии Владимировны.

Последнее обстоятельство стало особенно неприятным, поскольку одним махом перечеркивает достижения решительной пропагандистской контратаки, развернутой сторонниками БЮТ.

Первым задержанным, а потом — и арестованным в рамках дела о причинении убытков Украине стал Анатолий Макаренко, который во время премьерства Юлии Тимошенко заведовал таможней. Бывшему офицеру ВМФ СССР нынешние украинские власти ставят в вину служебную халатность. Логика обвинения примерно такая: в 2009 году газ проходил растаможку на основании очень подозрительных документов, а руководитель ведомства в этот момент ворон считал. Поэтому пускай и отвечает.

Всем при этом ясно, что Макаренко — простой «стрелочник», он «не заметил» подозрительную операцию по прямому указанию Юлии Тимошенко. Она сама, кстати, не устает это подтверждать. Но следствие неумолимо: раз прошляпил — будет наказан. Что там ему указывала премьер — это другой разговор.

Сторонники заметно занервничавшей Тимошенко грудью встали на защиту опального таможенника, даже блокировали работу Верховной Рады. Однако это не помогло — Макаренко сидит в СИЗО. Чего он там рассказывает следователям — одному Богу известно, поскольку дело засекретили.

Но видимо, Макаренко уже рассказал много интересного, поскольку спецназ СБУ пришел за вторым соратником Тимошенко — Игорем Диденко, который в 2009 году подменял внезапно и столь своевременно заболевшего Олега Дубину на посту руководителя «Нафтогаза».

Для чего потребовалось сажать его в СИЗО — не очень понятно. Находившийся под подпиской о невыезде Диденко исправно являлся на все допросы. Видимо, его изолировали ради того, чтобы бывшая премьер-министр не могла его по-сестрински проинструктировать — о чем рассказывать, а о чем лучше помолчать. Следователи не без резона полагают, что без ее ценных советов да еще и в условиях комфортабельной камеры Диденко скорее потянет на откровенность.

А его рассказ о событиях годовой давности крайне необходим для того, чтобы сложить мозаику воедино и получить точную картину того, каким образом получилось то, что получилось. Цинично, конечно, но от Диденко, который является отцом троих несовершеннолетних детей, в этом деле можно ожидать полного сотрудничества.



Кстати, Тимошенко, предвидя задержания своих соратников, совершенно откровенно напрашивалась на допрос в СБУ. По словам бывшей премьер-министра, именно она руководила процессом отбора газа у RosUkrEnergo, а остальные лишь выполняли ее волю, поэтому и отвечать за все должна она. И это вполне логично. Однако следствию очень хочется выслушать и альтернативные точки зрения. Не только начальника, но и подчиненных.

Но лидер БЮТ — исключительно деятельная и энергичная натура. Она не может просто так сидеть и ждать, пока придут сначала за ее замом Александром Турчиновым, а потом и за ней. Тимошенко предприняла контрнаступление: опубликовала текст разгромного для «Нафтогаза» мирового соглашения с RosUkrEnergo, подписанного в Стокгольме. Из текста и контекста документа следовало, что нынешние украинские власти без боя сдали интересы госкомпании, руководствуясь лишь собственной корыстью.

Вооружившись этими бумагами, Тимошенко стала называть руководство Украины «мафией» — насквозь коррумпированной, алчной, себялюбивой и плюющей на страну вместе с ее жителями ради возможности урвать несколько миллиардов долларов. Народ, надо сказать, стал ей верить — настолько все было очевидно.

Однако оправданий от своих врагов Тимошенко не дождалась. Вместо этого в прессу просочились другие документы. Из них следовало, что пылкая обличительница безо всяких колебаний сама обрекла «Нафтогаз» на поражение в суде.

Как выяснилось, еще в 2009 году тогдашняя премьер-министр потребовала от юристов компании, участвовавших в тяжбе RUE против «Нафтогаза», отказаться от любых упоминаний в суде роли «Газпрома» и российских руководителей при заключении и сопровождении сделки, приведшей к выводу газа из собственности RosUkrEnergo в пользу «Нафтогаза».

Адвокаты несколько раз пытались объяснить, что и без того заведомо проигрышное дело без рассказа о роли россиян выиграть будет решительно невозможно. Но это не возымело ни малейшего действия — правительство Тимошенко было непреклонным и настояло на своем.

Тут начинается самое интересное. Отчего лидер БЮТ так не хочет рассказывать о «руке Москвы» — просто так не поддается пониманию. Казалось бы — беспроигрышная тема, ведь большинству ее избирателей прекрасно известно, что во всем виноваты кляты москали.

Но во всей этой истории с газом их роль совершенно очевидна. Во-первых, ненавидимое Тимошенко RosUkrEnergo наполовину принадлежит «Газпрому». Во-вторых, российский монополист не просто потворствовал, а активно содействовал ее правительству в отъеме газа у RosUkrEnergo. Ну и в-третьих, вся схема нечестного (как постановил суд) раскулачивания RUE появилась на свет после продолжительных переговоров Тимошенко с Владимиром Путиным. Причем разговор шел без свидетелей.

В общем, сама Тимошенко раздербанить закрома RosUkrEnergo не смогла бы никак. Но о своих «сообщниках» она молчит, как партизан.

Более того, о московском участии в «нанесении ущерба государству Украина» не заикаются даже оппоненты лидера БЮТ. Вроде как она одна во всем виновата. И если их логику понять еще как-то можно: Россия стратегический партнер, братская страна и все такое, — то молчание Тимошенко объяснений не имеет.

Что-то ей мешает заговорить. Возможно, пылящееся в архивах Генпрокуратуры России уголовное дело с ее именем на обложке, а возможно — что-то еще.