Арабы готовы поддержать Израиль и нанести удар по Ирану
На модерации
Отложенный
В Тегеране резко отреагировали на недавние высказывания посла Объединенных Арабских Эмиратов в США Юсуфа аль-Утайбы. Посол в беспрецедентно прямой манере поддержал использование военной силы для решения иранской ядерной проблемы.
Выступая на семинаре в штате Колорадо, аль-Утайба подчеркнул, что для ОАЭ неприемлема перспектива получения Ираном атомной бомбы. «Возможно, с этим смогут уживаться Соединенные Штаты. Мы — не сможем», — сказал глава диппредставительства ОАЭ в Вашингтоне.
Вполне естественно, что в Тегеране такие заявления, мягко говоря, не встретили понимания. Например, депутат меджлиса Казем Джаляли, назвав заявления арабского дипломата отвратительными, даже потребовал запретить поездки иранских граждан в ОАЭ.
Несмотря на то, что позже МИД ОАЭ дезавуировал заявления своего посла, они уже вызвали скандал в ирано-эмиратских отношениях. Что это было — случайная оговорка дипломата? Или, быть может, «пробный шар», пущенный арабами Эмиратов, чтобы прозондировать общественное мнение не только в регионе, но и в мире?
Скорее всего — второе. Высокопоставленный дипломат такого уровня не может делать подобные заявления без согласования с руководством. Поэтому данный казус вполне можно объяснить усилением озабоченности арабских государств Персидского залива движением Ирана к обладанию ядерным оружием и в целом — радикализацией его региональной политики. Между тем, отношения Ирана со своими арабскими соседями и прежде не отличались особой теплотой.
Причина тому и религиозные шиитско-суннитские разногласия, и этнические сложности между персами и арабами, и территориальные споры, уходящие корнями вглубь истории. Но сейчас к ним добавились и сугубо политические. Иран все громче заявляет о своих претензиях на привилегированное положение в регионе и в мусульманском мире в целом. Все это, естественно, вызывает серьезное беспокойство в арабских странах, во многих из которых, кстати, имеются значительные по количеству шиитские общины.
А тут еще на горизонте маячит иранская атомная бомба.
И уже совсем скоро — важнейшее региональное событие — вывод американских войск из Ирака. И это в условиях, когда на последних парламентских выборах в Ираке большинство голосов набрали шииты. В итоге многие в арабском мире стали опасаться, что Ирак, который являлся ранее, по мнению некоторых политологов, буферной зоной между Ираном и Саудовской Аравией, оказался в зависимости от Тегерана.
Нет сомнений, что после ухода американцев из Ирака свобода действий для противоборствующих сил в этой стране резко возрастет. Тогда-то иракские шииты, за которыми стоит Иран, и сунниты, поддерживаемые Саудовской Аравией, получат возможность выяснять отношения. В том числе — и путем вооруженного конфликта. Сложится ситуация, которая будет в чем-то напоминать «бесконтактную» войну, которую в свое время вели две супердержавы СССР и США сначала Корее, во Вьетнаме, затем — в Афганистане.
К счастью, тогда в Москве и Вашингтоне понимали глобальную опасность прямого столкновения и делали все возможное, чтобы этого не произошло. Очень сомнительно, что подобная ответственность будет проявлена в Ираке региональными державами. И тогда запылает весь Ближний Восток.
Вероятно, поэтому арабские страны Персидского залива стремятся любыми способами решить «иранский вопрос» еще до ухода войск США из Ирака. Поэтом, как считают некоторые эксперты, и возникает ныне своеобразный «альянс понимания» между арабскими странами и Израилем в отношении иранских угроз, альянс невозможный и невообразимый ранее.
Уже в СМИ даже появляются слухи о готовности Эр-Рияда открыть свое воздушное пространство для израильских военных самолетов. Так ли это — точно неизвестно. Но в любом случае, на этом фоне заявления посла Юсуфа аль-Утайбы уже не кажутся странными. Это, как говорят, оговорка по-Фрейду, когда тщательно скрываемые и, быть может, даже четко не сформулированные мысли значительной части арабской элиты выплескиваются наружу. Дипломат такого ранга не может быть подвержен разным комплексам.
Комментарии
Сирия же честна когда говорит, что ненавидит Израиль, даже дружит с Ираном.
Я про тех чей символ ЛЕВ ЛЮДОЕД.