Разбойники с малой дороги
На модерации
Отложенный
Почти никто не знает, что платные дороги в России действуют уже давно – в Псковской области просто поставили шлагбаумы и собирают деньги. Это предусмотрено действующим законом.
Корреспонденты Newsweek прокатились по первым платным дорогам России: где-то были колдобины, где-то ямочный ремонт, где-то дорога почти новая, но везде — узкая, как между райцентрами по всей стране. Одна полоса в одну сторону, никаких стоянок для отдыха, мотелей или кафе, как это бывает за границей. Просто шлагбаум и будки для собирания денег, как на автобанах, только сами автобаны строить и не собираются — деньги берут за проезд по старым дорогам, но и этого не хватает, чтобы содержать их.
Кто-то уже привык и молча несет деньги в кассу, ведь четыре платные дороги появились в Псковской области уже давно — еще в начале 2002 года. Для кого-то это сюрприз. Допустим, едут из Петербурга в Смоленск или Витебск и возмущаются: а за что, извините, платим? Дорога же разбитая. Кто-то говорит, что это незаконно и вообще разбой. Они не правы. Все в рамках действующего федерального закона «Об автомобильных дорогах». Оказывается, региональные власти имеют право объявить платной любую дорогу областного значения. Ограничение лишь одно — объезд должен быть длиннее не более чем в три раза.
Нигде не написано, что сначала нужно строить автобан, а потом уже ставить шлагбаумы. Однако платные старые дороги — это псковское ноу-хау. Больше нигде не додумались собирать дань за транзит. Логика властей тоже понятна: транзитные машины, тем более если это фуры, убивают дороги, содержание которых висит на областном бюджете. На собранные средства производится ремонт — корреспонденты Newsweek видели, как красят придорожные столбики. На большее собранных средств не хватает, сетуют чиновники.
АВТОБАН И РУБЛЬ
Надо честно сказать: мы ни на секунду не пожалели, что отправились в этот тест-драйв. Колеса не отвалились, потому что уже конец мая, и после весенней распутицы дорогу привели в порядок. Туристам понравились бы такие идиллические виды — глухие псковские леса, безлюдные деревушки, закрытые на амбарный замок магазины потребкооперации, почерневшие от времени, а оттого еще более живописные вывески совхозов.
Все четыре дороги — это хорды вдоль границы Псковской области с тремя странами: Белоруссией, Латвией и Эстонией, а также с соседней Смоленской областью. По ним действительно удобно срезать, если надо перескочить с одной федеральной трассы на другую. Но главное, что эти дороги выходят к границе.
Ближе всего к Москве платный участок дороги, который срезает путь из Питера в Смоленск. Сразу за поворотом — большой указатель. По-русски и по-английски написано: «Внимание, вы въезжаете на платную дорогу». Сколько стоит проезд — не написано. Рядом стоит знак, предупреждающий о неровностях. Но это всего лишь лежачий полицейский. Видно, что дорогу строили, еще когда колхозы были в расцвете. Но она неплохо сохранилась. Возможно, потому, что по ней мало кто ездит. Мы простояли на перекрестке минут десять, прежде чем мимо нас на мопеде проехала пожилая колхозница. Еще через пять минут — «Нива» с псковскими номерами. Но местные машины освобождены от оплаты.
Сначала можно даже гнать — дорога волнистая, но без дыр. Где-то после деревни Большая Будница приходится сбросить со 120 до 80 км/ч, потому что полотно становится похоже на стиральную доску, и разметка окончательно исчезает. За полчаса встретили еще две питерские, одну литовскую и одну новгородскую легковушку.
В самом конце дороги — шлагбаум и желтый вагончик «Пункта взимания платы». За 62 км волнистой дороги, на которых фуру штормит, берут 880 рублей. С легкового автомобиля — 220. Тут же висит схема объезда с комментарием — объездной путь вместо 62 км составит 153. Объехать нетрудно — поворачиваешь направо, по колхозным дорожкам выруливаешь к Великим Лукам, а оттуда — по бесплатной федеральной трассе.
Правда, дальнобойщики жалуются, что у них другая проблема — знак, ограничивающий вес автомобиля в 18 тонн. А у них у всех за спиной по 38 тонн. То есть предусмотренная законом альтернатива вроде бы есть, но тяжелые грузовики воспользоваться ею не могут. «Белорусский вариант. Там тоже с платной дороги не свернешь, потому что по националке (бесплатной дороге .— Newsweek) везде ограничение 20 тонн, — рассказывали они. — Нас, как быков, загоняют на платную дорогу».
Разница в том, что белорусские гаишники не берут взятки, а платные дороги там все-таки похожи на автобаны. А главное, стоят в пять раз дешевле, чем в Псковской области. «До Бреста километров 600 будет? И стоит это €50. А тут €25 за 60 километров»,—жаловался дальнобойщик Александр. Альтернатива платной дороге, конечно, есть—100 рублей с фуры гаишнику. На языке дальнобойщиков это называется «рубль».
К нам подошел узнать дорогу дальнобойщик, подъехавший со стороны Смоленска. «Куда двигаешься?»—спросили его наши собеседники. «На Питер», — ответил тот. «Ну двигай туда,— ему показали объездную дорогу с ограничением по весу. — Выскочишь на Великие Луки и на Пустошку». «А там ограничения веса нет?» — спросил дальнобойщик. «Там есть милиционер,—успокоил дальнобойщик Игорь, — берет рубль». Дальнобойщик сказал «спасибо» и не поехал на платную дорогу. Для него 880 рублей — это просто возмутительная цена.
ПРИВЕТ НУВОРИШАМ
Еще водителей раздражает сама процедура оплаты — нужно пройти в вагончик и сообщить данные об автомобиле. «В Воронежской области барышне денежки просунул — и дальше поехал», — рассказывал Анатолий на «Форде», который ехал из Краснодара в Псков. Его предупреждали, что под Воронежем надо будет заплатить 20 рублей за 20 км автобана. А о том, что в псковских лесах возьмут 200 рублей непонятно за что, друзья его почему-то умолчали.
Кассирша в вагончике предложила нам почитать книгу жалоб. К сожалению, старая книга переполнилась, и ее заменили новой, в которой было всего две записи. «Хочу передать привет нуворишам от власти. Скоро российский народ окончательно проснется и сбросит чубайсовское иго», — написал кто-то 17 апреля. А в последней записи от 4 мая житель Смоленска Владимир просит ответить, на каком основании с него взяли 200 рублей, если на платной дороге даже разметка не видна. Ответ просил выслать по указанному им адресу.
В придорожном кафе «Луна» дальнобойщики советовали нам скорее ехать на платную дорогу, которая ведет от границы. «Там вообще беспредел, стоит еще дороже»,—говорили они и рекомендовали взять запасные покрышки.
Начали с той дороги, что ведет в белорусский Полоцк. Сразу за шлагбаумом за пунктом взимания платы начинается пограничный контроль, поэтому паркуемся на обочине и как честные люди идем платить 220 рублей. Но деньги у нас принять отказываются. «Мы же проехали по платной дороге и сейчас поедем обратно», — возмущаемся мы. «По правилам мы не имеем права брать с вас деньги, если вы не пересекаете границу»,—ответила кассирша.
Правила в изобилии висят на стендах: указ президента Ельцина, постановление правительства и постановление администрации Псковской области. Есть там и плакат «Наиболее часто возникающие вопросы». Вопрос №1: почему дорога платная? Ответ: смотри указ президента и постановление правительства. Вопрос №3: как назначается цена за проезд? Очень просто: «Метод, основанный на учете выгод пользователей». То есть чем удобнее расположена дорога, тем она дороже. Дальше еще более откровенно перечисляется, отчего тарифы задираются выше, чем в Европе: сколько бы ты сжег горючего, если бы поехал в объезд (154 км вместо 82 км), сколько сэкономил времени, насколько меньше устал за рулем. Даже износ шин учитывается по этой методике.
Комментарии
И думал - времена прошли.
А тут соловушка завёлся
И вновь дорога не с руки.
Вопрос №1: когда же российский народ перестанет терпеть эту перманентную чиновничью педерастию?