Закон о торговле пока не заработал в полную силу
На прошлой неделе первый вице-премьер Виктор Зубков на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным доложил о ситуации, сложившейся в стране после принятия закона о торговле. Вице-премьер поспешил заявить, что, как и было запланировано, закон привел к снижению уровня инфляции. Так, за истекший квартал в стране упали цены на крупы, бобовые, сахар, растительное масло. Общий уровень инфляции по стране составил с начала года 3,7 %. Более того, не произошло снижения товарооборота, а ведь именно это предрекали противники закона.
Однако вице-премьер явно преувеличивает, говоря о позитивных тенденциях на рынке, ведь при более глубоком рассмотрении открывается совершенно другая картина. Напомним, что правительством поставлена амбициозная задача удержать в 2010 году уровень инфляции на уровне 7,5 %, а то и меньше. Как видно из доклада Зубкова, на бумаге и в отчетах эту планку стараются держать.
Но говорить о том, что закон оказал на рынок в целом и ценообразование, в частности, позитивное воздействие, пока рано. Конечно, цифры статистки говорят о том, что инфляция с начала года составила 3,7%, а это является самым низким показателем с 1991 года. Но нельзя забывать ряд факторов, которые оказались более важными в этой ситуации, так что списывать низкую инфляцию на действие закона весьма опрометчиво.
К тому же, если разобраться в ценах за истекшие месяцы этого года более детально, то не все окажется так гладко. Помимо снижения цены на некоторые товары, был и рост на другие группы товаров. Так, к примеру, по данным Росстата, только за истекшие месяцы этого года капусту подорожала на 9,7 %, морковь – на 2,6 %, картофель – на 2,2 %, лук – на 1,9 %. За первую половину мая подорожали крупы, свинина и сухие молочные смеси для детского питания.
Экономические аналитики объясняют снижение цен на некоторые группы товаров и низкий рост цен на другие тем, что потребительский спрос в стране еще не восстановился. Кредитование населения ведется слабо, высокие процентные ставки и низкие доходы делают эту услугу банков непопулярной. Снижение уровня инфляции, которое началось еще в 2009 году, объясняется именно падением спроса. О чем можно говорить, если уровень доходов в 2008-2009 годах рос примерно на 1,9%, а за предыдущие годы – на 13 % в год. Отсюда высокий спрос на потребительские товары и инфляция на уровне примерно 12 % в докризисный период. Если в ЕС приход кризиса бы отмечен дефляцией на рынке, то у нас в стране произошло снижение темпов инфляции. В начале 2010 года всего лишь продолжилась тенденция снижения цен, начавшаяся в 2009 году. Ведь в условиях кризиса только снижением цены и предоставлением различных скидок можно привлечь покупателя. Отсутствие внешних инвестиций, слабая экономика и низкие цены на нефть тоже сыграли свою роль в том, что инфляция оказалась на рекордно низком уровне. Поэтому ставить это в заслугу закону о торговле в корне неверно.
К тому же, если инфляция и дальше будет сохраняться на таком уровне, ЦБ, вероятно, пойдет на снижение ставки рефинансирования. Такой шаг, в свою очередь, приведет к удешевлению кредитов, и, как следствие, сделает их более доступными. Но именно это приведет к увеличению объемов кредитования, роста потребительского спроса и новому витку инфляции. Как покажет себя новый закон в этой ситуации, пока не известно. Все зависит от политики торговых сетей, от того, как они будут себя вести в сложившейся ситуации, станут ли работать по новым правилам или найдут обходные пути, чтобы сохранить прежние прибыли. Ведь уже сейчас есть примеры того, как ритейлеры придумывают \"законные\" схемы, позволяющие обойти новые правила.
Все это бьет по поставщикам, но оставляет торговым сетям значительную долю прибыли.
После вступления в силу закона о торговле ритейлеры вынуждены работать по новым условиям. В частности, им запрещено брать бонусы от поставщиков, однако, можно требовать некое вознаграждение – не более 10 % – за объем продаж. Ограничено время оплаты за поставленный товар. Однако новые правила еще не начали работать в полную силу. Многие торговые сети еще продолжают работать по-старому, оттягивая момент перехода на новые правила до 1 августа. А кто-то уже работает по-новому, но при этом берет с поставщиков максимальный размер вознаграждения вне зависимости от того, какой объем был закуплен. Это хоть и является нарушением антимонопольного законодательства, но пока не карается.
Исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский считает, что делать выводы, а тем более оптимистические, пока рано. По его мнению, судить об уровне инфляции и ценах на отдельные группы товаров можно будет спустя 3-4 месяца, когда закон заработает в полную силу и будет создана правоприменительная практика.
По мнению президента группы компаний \"Русские Фермы\" Андрея Даниленко, эффект от нововведения будет заметен только в конце года. Вот тогда и можно будет судить о том, как работает закон, и к чему он привел. Пока же в каждой сети можно найти массу нарушений, потому что мало кто понимает, как работать в новых условиях, да и прибыль терять тоже никто не хочет.
Можно предположить, что пока ритейлеры обдумывают все возможные комбинации, которые помогут сохранить прежнюю прибыль, оставаясь при этом в правовом поле. Ведь есть масса вариантов того, как это сделать. Торговые сети могут заложить запрещенные законом бонусы в оплату за продвижение товара или что-то еще. К примеру, руководство компании \"Х5 Ритейл Групп\" уже уведомило своих поставщиков о том, что на них возлагается оплата НДС в размере 18 % на перечисляемые им бонусы.
Говорить о положительных изменениях на рынке после принятия закона о торговле рано еще и потому, что в полную силу он пока не заработал. К примеру, до сих пор нет списка социально-значимых товаров, цены на которые должны контролироваться государством. В качестве одного из вариантов в правительстве рассматривается в введение четкой фиксированной наценки к закупочной цене. Такая практика существует в ряде развитых стран, к примеру, в Японии наценка не должна превышать 10 %.
Виктор Зубков предложил на рассмотрение правительства еще одно дополнение к закону о торговле, а именно поправку в Кодекс об административных нарушениях, которая предусматривала бы наказание за нарушение закона о торговле. В частности, за внесение в договор пунктов, противоречащих закону, предлагается ввести штраф в размере 10-15 тыс. рублей для должностных лиц, и 100-300 тыс. для юридических лиц. За приобретение торговых площадей в обход закона будет налагаться штраф в 10-50 тыс. рублей для должностных лиц и 100-500 тыс. рублей для юридических лиц. Правда, эксперты отмечают, что даже 500 тыс. рублей – не такой уж большой штраф для крупной торговой сети.
Единственным достижением принятого закона на данный момент можно считать то, что производителям стало немного проще вести диалог с торговыми сетями. Особенно это уместно для отечественных сельхозпроизводителей. Однако и этот момент можно объяснить тем, что проблема стала активно обсуждаться в СМИ, что вынуждает торговые сети вести более гибкую политику. В любом случае, даже промежуточные выводы о влияние закона о торговле на рынок делать еще рано
Комментарии
Торговая наценка, как во всех странах Европы, должна быть законодательна ограничена. К цене производителя можно при любом количестве посредников добавить не более скажем 40%. Это не только снизит цены на продукты, которые в России дороже чем во многих странах, но и приведет к развитию местных производителей, что более гарантирует безопасность и качество продуктов.
Конкуренция должна быть на уровне производителя, а не на уровне продавца!
но лоббисты постарались в думе,который отстаивают интересеы торгашей и коммерсантов ,перекупщиков товаров, которые устанавливают наценку до 100%
в германии,штатах и многих других странах наценка не может быть выше 15%
а у нас за сколько хочешь за столько и продавай, вот поэтому производство и заводы не появляются, зачем что-то производить,если можно купить и перепродать с наценкой 100%
закон о торговле не действует, цены как росли ,так и растут, несмотря на кризис и этот закон