Кто придумал китайскую революцию?

Я не буду подробно описывать ход китайской «Великой Октябрьской Социалистической Революции». Все «великие революции» очень похожи друг на друга. Самое гнусное предательство, участие на первых ролях «странных людей» (часто с серьёзными психическими отклонениями), чудовищные до нелепости провокации, сознательное вредительство, моментальная замена правильной демократизации «большими скачкАми» и «великими переломами», неизбежные «морячки» и т.д. и т.п. Всё это наличествует в китайской истории в полной мере.

Я считаю, именно историку революции надо особенно большое внимание уделять аналогии, и подробно знать похожие события в других странах. К сожалению, в этой области почему-то (понятно почему) наличествует обратная тенденция. Историки всячески подчёркивают уникальность и специфику изучаемых периодов. А какая уникальность в воровстве, грабеже или убийстве? Всё, наоборот, очень стандартно. С первого раза шары лезут на лоб. Когда после «Великой французской революции» переходишь к «Великой советской» начинаешь чесать затылок. Ну а после германской, китайской или португальской всё становится ясно заранее. Очередная мартышка пляшет на 14-ой странице, а думаешь: «Ню-ню, а что-то ты братец запоёшь на 96-ой». Глядишь, к 51-ой зверушку уже оприходовали.

Но конечно в китайских событиях первой половины 20 века были свои особенности. Например, там не убили императора. Более того, он практически всю жизнь принимал активное участие в политических событиях. Тогда как в его положении (да ещё с учётом азиатской специфики) даже убежать и затеряться было бы огромной удачей.

Почему это произошло, попробую рассказать.

Ключевой фигурой первого этапа китайской революции был не южанин Сунь Ятсен, а северянин Юань Шикай. По-моему, Сунь Ятсен был редкостным идиотом. Он около десяти раз поднимал восстание в южном Китае, каждый раз его громили в самом начале, и каждый раз Сунь Ятсену удавалось бежать. Благо Гонконг был рядом. Последний раз оперейшен провалилась за несколько месяцев до начала революции. В какой степени он был козлом-провокатором - вопрос. Но деньги, думаю, воровал сильно.

Показательно, что в 1906 году этого «Ваньку 33 несчастья» заманили в китайское посольство в Лондоне и хотели направить закатанным в ковёр на историческую родину. Да англичане вступились за своего разведчика: «Чурики, так не честно!». Бедолагу отпустили.

Подобно Ленину, в 1911 он прибыл на готовенькое - из США через Лондон и Париж, где по пути встретился с «уважаемыми людьми». О революции он узнал из американских газет, а китайскую республику провозгласил в Париже.

Переворот в Китае получился, потому что делали её не эсеровские боевики Сунь Ятсена, а кадровые военные, возглавляемые Юань Шикаем.

Юань Шикай был этническим китайцем и вообще «китайцем»: человеком хитрым, инициативным, склонным к блефу и шахматным ходам, но в критический момент малодушным - конечно если этот «критический момент» действительно подвернётся под ногу. Он возглавлял столичную провинцию Чжили и командовал северной китайской армией (Бейянской). Вторая современная армия, - южная (Наньяская), - была гораздо менее боеспособной. После революции она развалилась и послужила основой для провинциальных армий. Части у китайцев формировались по территориальному принципу и в каждом полку южной армии говорили на своём языке. Это привязывало их к делам конкретной провинции, но разрушало общую связь. Кроме того, южане вообще воевали плохо.

Перед революцией у власти в Пекине стояла группа принцев, ориентированная на Германию. Они пытались сделать маньчжуров костяком новой армии, а саму армию превратить в орудие консолидации китайских провинций. Речь шла также о возрождении китайского флота, с перспективой дальнейшего превращения его в реальный фактор дальневосточной политики. Вероятно, немцы планировали сделать на базе Циндао нечто вроде турецкого флота с «Гебеном» и «Бреслау».

В общем эта идея разделялась Юань Шикаем, но он хотел сделать армию китайской, окончательно заблокировать «8 знамён» в Маньчжурии, а Айсингоро превратить из реальных манипуляторов в чисто декоративное прикрытие реальной милитаристской власти.

Беда заключалась в том, что именно с принцами, находящимися у власти у него были очень плохие отношения. Сразу после смерти Цыси они отправили его в отставку, а отставка означала начало чистки генералитета от этнических китайцев.

Поскольку на антиманьчжурской риторике специализировались республиканцы, можно было выполнение китайцами военной программы маньчжур подать как борьбу китайских генералов против татарского засилья, а для этого на первых порах прикрыться эсерами и их демагогией. Что и было сделано.

Поскольку базой революции был юг, военный переворот начали наньянцы. А Юань Шикай выступил в роли доброго следователя а ля Пиночет. Испуганное восстаниями в армейских частях Юга, маньчжурское правительство вернуло Юань Шикая из опалы. Он смог навести порядок в нескольких северных провинциях, но остальной Китай развалился. Юг и Центр Китая превратился в конгломерат полугосударств, тут же начавших выяснять отношения друг с другом. Парадокс заключался в том, что именно сейчас Пекин имел реальную силу для вышибания зубов южным «гениям», но армия управлялась не маньчжурами, а мандаринцами. Юань Шикай остановился на полпути и при помощи англичан 3 декабря заключил с конгломератом южан перемирие. На юге устанавливалась республика (без армии, с десятком столиц и с полоумным лениным Сунь Ятсеном во главе). Север оставался империей, возглавляемой богдыханом.

Разгромить южан можно было легко, но гораздо интереснее было захватить власть на севере, имея в руках единственную вооружённую силу и спекулируя на опасности с юга. Юань Шикай отстранил от власти маньчжурских принцев, передав регентство над 6-летним императором его молодой матери. Формально власть маньчжур сохранялась, но реальными хозяевами Севера стали китайцы во главе с Юань Шикаем.

Теперь начался торг с Югом. Местные региональные лидеры понимали, что Сунь Ятсен то ли сумасшедший то ли шпион, а скорее всего, и то и другое вместе. Его признание в Нанкин в качестве временного президента было нужно как жупел, для мирного отжима маньчжуров от рычагов управления. Так что с Владимиром Ильичом удалось быстро договориться.

Сунь Ятсен передавал пост президента Юань Шикаю, а тот упразднял монархию и провозглашал республику, но... КАК БЫ. Запретный город в Пекине превращался в независимое государство, некий Ватикан, по-прежнему управляющийся Айсингоро. На мой взгляд, это прекрасная иллюстрация изначально договорного и полуфиктивного характера императорской власти.

Так китаец Юань Шикай получил реальную власть над цинским Китаем. Сунь Ятсен, считавший передачу власти шахматным ходом, рыпнулся поднимать новые восстания, но был жестоко обломан и поехал в Японию - плакать и писать мемуары.

События в Китае развивались стремительно, на экшен ушла пара месяцев, на подведение итогов - год. Но даже при экшене там не было особого хаоса, да и военные действия носили характер достаточно декоративный. Это был плюс многовековой децентрализации. В китайских Твери, Воронеже или Киеве сидели местные хозяева, в состоянии политического хаоса они были способны решать от себя. Там не было такой дегенерации, как в России, когда за три дня в Думе солдатня забила калом унитазы, а люди вокруг сидели и плакали: «где уборщица», «пахнет».

И всё бы хорошо, но... Власть-то в Китае была ДОГОВОРНАЯ. Революция, как вы заметили, тоже прошла путём торга и переговоров. Поэтому Китай развалился, но, развалившись, не собрался. Если Юань Шикай сделал из богдыхана религиозный аттракцион, то вхождение южных провинций в Китайскую Республику было таким же аттракционом.

Однако жил Китай отнюдь не в окружении Голливудов и Ватиканов. Китайцев уделали МГНОВЕННО. Безо всяких войн (с цирком не воюют), но серьёзно.

Как только власть маньчжурского (т.е. монгольского) императора (то есть хана) была свергнута, Китай автоматически потерял контроль над Манчжурией и Монголией. Автоматически. За этим была поставлена под вопрос власть над Тибетом как совместным маньчжуро-китайским владением. Таким образом, раздел Китая вступил в практическую фазу. Для этого взрослые и инспирировали БЕССМЫСЛЕННУЮ китайскую революцию.