Таможенный союз споткнулся о ВТО
Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в торговую организацию поодиночке.
Вместе или врозь идти в ВТО – этот вопрос уже почти год муссируют страны Таможенного союза. В июне прошлого года, когда Россия, Белоруссия и Казахстан вплотную подступили к созданию ТС, было решено, что и во Всемирную торговую органзацию страны будут вступать вместе. На возражения типа \"такого прежде никогда не было, в ВТО блоками не вступают\" представители трех стран предпоичитали не обращать внимания. Не было, так будет. Все когда-то случается впервые. Идея массового вхождения в ВТО выглядела красиво. Но, как выяснилось, на деле она неосуществима.
Уже в июле прошлого года президент Дмитрий Медведев заговорил о \"свободе маневра\". На саммите G-8 он заявил, что Россия рассматривает вариант индивидуального, хотя и согласованного с членами будущего Таможенного союза, присоединения к ВТО. А в ноябре он развил эту мысль на саммите Россия – ЕС, сообщив, что Москва выбирет для вхождения в ВТО путь, который окажется короче: \"Если это будет путь согласованного, но индивидуального вступления в ВТО, мы так и будем двигаться\". Так что высказывания первого вице-премьера Игоря Шувалова, прозвучавшие в США после переговоров с американскими партнерами, о том, что Россия пойдет в ВТО отдельно, сенсационными назвать нельзя. \"Всем будет полезно, если Россия станет членом ВТО прежде, чем создаст общий рынок с Казахстаном и Белоруссией\" – сообщил первый вице-премьер, уточнив, впрочем, что \"окончательное решение о том, вступать ли странам Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстану – в ВТО вместе или по отдельности, еще не принято, его будут обсуждать президенты трех стран\". Вообще, Таможенный союз и ВТО – это своего рода индикаторы, которые показывают, каково сейчас положение России на международной арене. Идея срочной реанимации ТС возникла в 2009 году, когда у России с Западом появились большие разногласия из-за августовской войны с Грузией в 2008 году. Даже союзница Белоруссия стала поглядывать в сторону \"Восточного партнерства\". Срочно нужен был проект, который смог бы закрепить страны СНГ вокруг единого стержня. Да и мировой кризис подталкивал государства к созданию разного рода региональных \"антикризисных\" блоков. Всемирная торговая организация в 2009 году выглядела не столь привлекательно, чтобы можно было ради нее пожертвовать проектами в рамках СНГ. Поэтому в конце 2009 года Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение идти в ВТО блоком и прекратили двусторонние консультации со Всемирной торговой организацией.
Но мировой кризис потихоньку сходит на нет. Партнерство с Западом у России налаживается, особенно после подписания договора СНВ-3 и событий вокруг годовщины трагедии в Катыни. А вот с союзницей Белоруссией, как всегда, проблем хватает. К тому же формально ТС уже создан и функционирует с 1 января 2010 года, так что проект можно \"заморозить\", но \"отменить\" уже нельзя. Поэтому вопрос о вхождении в ВТО поодиночке опять возник на повестке дня.
Похоже, что российское руководство на данный момент определилось с приоритетами, хотя это и стало не совсем приятным сюрпризом для коллег по Таможенному союзу.
Причем, Казахстан воспринял это известие довольно спокойно, поскольку и сам не далек от идеи самостоятельного вступления во Всемирную торговую организацию. Как сообщил первый секретарь посольства Казахстана в Беларуси Болат Ибрагимов: \"В настоящее время позиция такая, что каждое государство будет вступать отдельно, но при этом единой позицией\". Судя по скорсти реакции посла, этот вопрос главы России и Казахстана уже обсуждали. Неосведомленной оказалась только Белоруссия, чей МИД сразу после заявлений Шувалова потребовал от России объяснений.
Россия и Казахстан наиболее готовы к вступлению во Всемирную торговую орагнизацию. Как никак РФ ведет переговоры о вступлении уже 17 лет, а Казахстан – 14. Белоруссия же на этом пути \"всего\" 11 лет. При этом Россия согласовала со Всемирной торговой организацией условия вступления на 90 %, Казахстан – на 60 с лишним, а Беларусь – лишь на 50 %. В 2009 году Россия и Казахстан стояли практически на пороге Всемирной организаци, хотя у каждой из стран были свои проблемы, тормозящие процесс вступления. А Белоруссия ставила себе в качестве задачи присоединение к ВТО лишь в 2020 году. Понятно, что такими темпами \"тройственный союз\" стран ТС добрался бы до ВТО только лет через 10. Если вступать во ВТО \"триумвиратом\", взаимодействие трех стран должно быть отлажено, как \"часовой механизм\". Понятно, что пока такого взаимодействия не видно даже в проекте. Уже на первом этапе создания ТС – переходе на общие таможенные тарифы – возникло много разногласий. Самый больной вопрос для белорусов – это вывозные пошлины на российские нефтепродукты. А с 1 июля грядет повышение до российского уровня ввозных пошлин на автомобили для физлиц (для юридических лиц пошлины повышены с 1 января). Ситуация осложняется тем, что в Белоруссии в следующем году грядут выборы, и Лукашенко попытается сделать все, чтобы оттянуть принятие непопулярных мер. Или же потребует взамен существенных преференций.
Поэтому на данном этапе вступление в ВТО поодиночке выглядит менее проблематичным. Тем более для России, которой уже фактически удалось преодолеть последние барьеры на пути во Всемирную организацию, заручившись поддержкой США и Канады.
Но что же тогда будет с Таможенным союзом? При желании заинтересованных сторон – ничего страшного. Один \"паровоз\" вытянет остальные два вагона, ориентируя их на международные стандарты. России, вступившей в ВТО, будет проще требовать от партнеров унификации законодательства и таможенных правил, поскольку ссылаться она будет на международные нормативы. И \"вчинить\" ей \"имперские замашки\" будет уже затруднительно. Конечно, Таможенный союз при таком раскладе уже не сможет быть \"закрытым клубом для своих\". Белорусские и казахстанские предприятия не будут чувствовать себя \"королями\", впаривая соседям не всегда конкурентоспособную продукцию. Зато уровень ТС сразу возрастет – это будет союз трех по-настоящему развитых стран.
Комментарии