Кому нужны инженеры в путинской России?

На модерации Отложенный

Вспомнил тут поговорку. - «Что должен делать инженер за 100 рублей? - Ничего, и даже немножечко вредить».

Недавно ехал в Москву и разговорился с проводником вагона. Оказалось, что чай нам разносил ведущий инженер одного из некогда известных оборонных НИИ, кандидат физико-математических наук, автор ряда изобретений и научных публикаций. Надоело мужику перед семьей краснеть. Вот и пошел в проводники, на деньги, как минимум в два раза большие.

У меня до сих пор перед глазами картинка из 90-х, как конструкторы двигателей для подводных лодок с завода «Русский дизель» у Финляндского вокзала стояли и торговали пирожками и «желтыми» газетами. А куда деваться было - оборонный завод ликвидировали, а его площадки отдали под ликероводочный комбинат.

Зато сейчас вокруг одни менеджеры, промоутеры, пиарщики - «коекакеры», как заметил Михаил Задорнов. За плечами «левые» факультеты и курсы. При этом конкурсы в технические вузы - менее одного человека на место...

Недавно мы купили у Франции вертолетоносец «Мистраль». И хотя корабелы говорят, что «сами могли бы построить», думается, что если могли бы, то построили. Нет в стране соответствующих специалистов. Ушли - пирожками торговать и чай по купе разносить. А власти только сейчас начали принимать «пожарные» меры.

Пять ведущих технических вузов Петербурга - ЛЭТИ, «Военмех», Технологический университет, Политехнический и Университет путей сообщения - объединились в Союз «Инженерное образование» с целью вернуть студентов и остановить нашествие «коекакеров».Абитуриентов, решившим связать судьбу с техникой и высокими технологиями, поддержат стипендиями размером в 4,5 тысячи рублей, то есть в три раза выше общефедеральных. Деньги возьмут из городской казны. Технические вузы продолжат набирать студентов и в рамках Гособоронзаказа, с гарантированным трудоустройством на предприятия оборонного комплекса.

Все это происходит на фоне пропагандистской компании, в которой участвуют первые лица государства. И президент, и премьер-министр не устают повторять, что стране не нужны больше ни юристы, ни экономисты. Инженеры нужны! Очень!

А каков результат? Да практически нулевой. Не идут выпускники школ в инженеры и не собираются. В рамках того же Гособоронзаказа в прошлом году технические вузы Петербурга закрыли всего от 56 до 75 (в «Военмехе») процентов выделенных на это мест.

И это - при целевом приеме, практически вне конкурса!

Недавно на петербургском образовательном форуме услышал такие цифры. В этом году школы Петербурга закончит 31 тысяча человек. Из них ЕГЭ по физике выбрали менее 8 тысяч школьников. А физика является обязательным предметом для поступления в любой технический вуз. А значит - и в этом году становиться инженерами собираются менее четверти выпускников. То есть, опять технические вузы будут «даром никому не нужны».

Можно сколько угодно кричать, что «Родина ждет инженеров», но пока инженер или преподаватель кафедры технического вуза будет получать меньше продавца хот-догов, ничего не изменится.

По данным Росстата средняя зарплата преподавателя технического вуза 21400 рублей. В реальности еще меньше - доценты ЛЭТИ, к примеру, получают до 10 тысяч рублей. И это те, кто должен готовить тех самых инженеров, которые так нужны Родине. А инженер петербургской оборонки сегодня получает не более 20 тысяч рублей со всеми премиями и доплатами. Если они, конечно, есть.

Мне могут возразить - на многочисленных сайтах по трудоустройству в Интернете зарплата инженеров - от 30 тысяч. Но эта цифра не вводит в заблуждение даже выпускников школ. Если внимательно прочитать требования к кандидатам, то становится ясно - выполнить их может только человек, проработавший по специальности, как минимум, лет пятнадцать. А в этих объявлениях - возрастной ценз до 35 лет. Непонятно, те, кто размещают подобные объявления в интернете, сами-то считать умеют?

Ко всему прочему - сейчас никто не знает, сколько и каких инженеров потребуется Петербургу через пять-шесть лет. Недавно беседовал на эту тему с вице-президентом исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаилом Лобиным. По его словам, в городе нет долгосрочной программы развития промышленности, не обозначены «реперные точки», по которым можно ориентироваться в потребностях промышленности в инженерных кадрах. На ближайшие два года еще можно как-то сориентироваться, а на более долгий срок - уже нет.

В этом, пожалуй, и ответ - почему нынешние выпускники не идут в инженеры. Потому что страна и город наш в частности сами еще не знают, что будет завтра. А отучиться шесть лет и потом пойти чай по вагонам разносить или пирожки на Невском продавать - вы бы на это согласились?