Рейдеры в погонах Или новые технологии захвата власти

На модерации Отложенный

Арест замглавы администрации Серпуховского района Елены Базановой видела вся страна. Но главное осталось за кадром: арест был спровоцирован ложным доносом провокатора – старшего оперуполномоченного 3-го ОРБ ДЭБ МВД полковника Б.М. Калимулина. Осенью 2009 года Базанову задержали по обвинению в покушении на получение взятки в особо крупных размерах. На самом деле, операция по задержанию чиновницы была лишь частью рейдерской атаки преступной группировки силовых структур на Серпуховский район Подмосковья. Деятельность рейдеров в погонах неразрывно связана с еще одним громким делом - хищением более 30 млрд. рублей из бюджетных средств Московской области.

От «Плазы» до заказа

Расследование махинаций экс-министра финансов московского областного правительства обрастает все новыми деталями. Одним из фигурантов уголовного дела о многомиллиардных хищениях числится глава Серпухова Павел Жданов. Не без его участия преступная парочка – Алексей Кузнецов и Жанна Буллок выкачали из областного бюджета гигантские суммы . Серпуховский мэр, как и некоторые другие лица, причастные к масштабным аферам «РИГгрупп», оказались замешаны еще в одну историю – плотный клубок лжи и подтасовок рейдерской атаки на Серпуховский район.

До февраля 2010 года расследование подвигов бывшего министра финансов Московской области тормозилось на уровне СКП Подмосковья, пока дело не передали в СК МВД.
По словам сотрудников МВД РФ, именно ведомство Андрея Маркова не захотело уточнять роль высших чиновников ряда муниципальных образований в строительстве делового центра \"Плаза\".
Несмотря на плотное силовое прикрытие разветвленной коррупционной сети, и приостановление расследования на два года, локальные проблемы на уровне муниципальных образований, участвовавших в делах «РИГгрупп», давали о себе знать. В самом тяжелом положении оказался Серпухов: в конце 2008 года стало ясно, что 130-тысячный город свалился в долговую яму. Помочь было уже некому – главный финансист и аферист области сбежал от возмездия за границу.По мнению многих аналитиков, неумелое руководство и увлечение сомнительными проектами Кузнецова поставили команду Павла Жданова на грань не только экономического, но и политического краха. Полумиллиардный бюджетный долг не оставлял шансов серпуховскому мэру в выборах 2010 года. Единственный, но очень сильный конкурент – глава соседнего муниципального образования Александр Шестун – пользовался успехом и у жителей района, и у жителей города. Дискредитация и устранение с политического поля опасного соперника могли бы изменить ситуацию в пользу действующего мэра Серпухова.

Для достижения цели Павел Жданов решил воспользоваться услугами прокурорской группировки Урумова, Назарова, Базыляна, Игнатенко и их влиятельных покровителей. Познакомился с ними серпуховский градоначальник в 2008 году, когда спасал от ареста своего первого зама и давнего друга – Алексея Афанасова. Первый заместитель главы был объявлен правоохранительными органами в федеральный розыск за совершение финансового преступления. По оперативной информации, помочь следователям «забыть» о подвигах вице-мэра новые знакомые согласились за два миллиона американских долларов.

Услуги прокуроров стоили недешево, но в случае успеха операции по району выгоду получали все: заказчик Жданов – третий срок в кресле главы города, исполнители-прокуроры – имущество и деньги «жертвы». А взять у Шестуна можно было немало: глава Серпуховского района до избрания на должность вел вполне успешный бизнес, занимал пост президента Серпуховского союза промышленников и предпринимателей.
Урумов с Назаровым приступили к разработке «клиента». Для начала, весной 2009 года в Серпухове сменили прокурора. Вместо Леонида Мировского назначили члена прокурорской группировки Олега Базыляна. Именно с ним прокуроры-перевертыши провернули успешные операции по устранению главы Фрязино Ухалкина, главы Пушкинского района Башкирцева .

Новый прокурор с энтузиазмом стахановца просеял сквозь мелкое сито хозяйственную деятельность всех структур района и наткнулся на процедуру банкротства МУП «Энергосервиса», состоявшуюся пять лет назад. Подтверждения, что район собственными руками из корысти угробил свое же коммунальное предприятие так и не нашли, но для поставленной Базыляну задачи доказательная база и не требовалась, нужен был лишь повод.
Пригрозив возбуждением уголовного дела по «Энергосервису», Урумов и Назаров запросили с Шестуна по своему обычному «прейскуранту» - два миллиона долларов и, как бонус, потребовали поставить своего человека на должность директора МУП «Серпуховские недра». Назначение давало возможность группировке полностью контролировать все карьеры Серпуховского районаи перевести их из муниципальной в частную собственность.
Казалось, дело завершено. Группа, атакующая Серпуховский район, в делах дискредитации чиновников уже основательно набила руку. Механизм достижения цели был прост и отработан. Если не удавалось выдоить денежный или имущественный откуп, вели «огонь» на поражение. Сначала, как артподготовка к штурму, проводились тотальные проверки всех муниципальных структур. Затем следовал бурный финал: захват антитеррористическим подразделением крупного «взяточника». Жалобы жертв помешать не могли, на всех уровнях правоохранительной системы Московской области ситуацию контролировали свои люди – и в облпрокуратуре, и в СКП, и в МВД.
Однако на этот раз у рейдеров в законе случилась осечка. «Жертва» повела себя необычным образом. Глава атакуемого района Александр Шестун обратился к незапятнанной в этой истории ФСБ. В оперативных целях он согласился на все требования вымогателей.

Ловля на живца

Сотрудник генеральной прокуратуры Сергей Абросимов, соглашаясь на роль посредника между «жертвой» и прокурорской группировкой, пребывал в счастливом неведении относительно участия чекистов в таком, казалось бы, надежном сценарии. Можно сказать, старшего советника юстиции жадность сгубила. Желая заработать на чужих проблемах, он от имени другого силового клана предложил Шестуну «помощь» - возможность избавиться от проблем с «Энергосервисом» за пять миллионов рублей. Появления новых лиц в деле никто не ожидал. Оперативники ФСБ расставили силки совсем на другую птицу. Но в капкан попал именно Абросимов.

Оставшиеся в тени члены группировки Урумова и Назарова были потрясены случившимся и приняли решение устранить любым доступным способом Александра Шестуна с политической арены Южного Подмосковья. Согласие «клиента» выполнить все их имущественные требования не имело значения. В конце концов, теперь это был не только «заказ», но и личная вендетта. Началась ловля на живца. Ключевая роль в сценарии отводилась одному из отделов 3-го ОРБ ДЭБ МВД. Штатный сотрудник этого подразделения должен был по поддельному паспорту на имя несуществующего предпринимателя Юсупа Каримова вступить в контакт с кем-то из руководства Серпуховского района и спровоцировать на взятку.
Фальшивый предприниматель с мая по октябрь наведывался в районную администрацию в поисках компромата, пытаясь получить хоть какой-то повод для обвинения в вымогательстве. Но дичь в расставленные силки идти не хотела.
Время шло, приближались выборы главы Серпухова, заказчик нервничал. Пришлось активизировать запасной вариант – добровольное пожертвование. «Предприниматель Каримов», совершенно открыто и по собственной инициативе, перечислил в бюджет района крупную сумму денег на развитие социальной сферы. Многомиллионное вливание не было благотворительностью, скорее «троянским конем», имитацией взятки. Для полной уверенности в результате сделали еще один транш - на счет фирмы-однодневки, созданной специально для этого случая. Но Базанова отказалась от платежного документа, не имеющего к району никакого отношения. Запасной «компромат» оперативники подкинули в другое крыло здания, в другой кабинет, где его благополучно потом и обнаружили.

Бросок «Рыси»

Число фальсификаций и натяжек в операции по Серпуховскому району приближалось к критическому. Новые проколы могли поставить под угрозу исполнение всего плана по перехвату власти. Поэтому к следующему этапу, назначенному на 5 октября 2009 года, Назаров с Урумовым готовились тщательно.

Накануне они позвонили Шестуну и сообщили, что к 16 часам в понедельник приедут их люди, которых, как и было обещано, нужно поставить на руководство МУП «Серпуховские недра». Во избежание осечек попросили Шестуна пригласить на встречу Базанову, курирующую имущественные вопросы района.

Неожиданно вместо «смотрящих» приехали более 150 сотрудников ОРБ ДЭБ в сопровождении следователей и бойцов антитеррористического подразделения «Рысь» в масках, с расчехленными автоматами.
Стоянка возле здания администрации в тот день не могла вместить все личные автомобили оперативников. Со стороны визит силовиков более напоминал воровскую сходку, нежели операцию спецслужб. Одних только «Порше-Коенов» на стоянке возле здания исполкома насчитали семь единиц. Не считая таких «мелочей», как «Лексусы» «Мерседесы» и «Рэндж роверы». К досаде постановщиков спектакля главы района на месте не оказалось, он опоздал.

Пришлось довольствоваться одной жертвой.
Операция с небывалым шумом освещалась по всем центральным телеканалам. Крупнейшие коррупционеры современной России, арестованные с поличным без шулерских манипуляций, не удостаивались даже десятой доли внимания, выпавшего Базановой. Первый канал, канал «Россия», НТВ десятки раз показали сюжеты, целиком состоящие из клеветы. Конверт с деньгами, иллюстрировавший все телесюжеты, скрывал не взятку – зарплату Базановой в 30 тысяч рублей. Платежное поручение с большими нулями, найденное на столе чиновницы, никакого отношения к Юсупу Каримову не имело, это были просто законные платежи в бюджет района. В кабинете Елены Базановой не могли найти криминальную платежку просто потому, что такого документа там не было и быть не могло. Каримовский подлог нашли там, где он его и оставил – в другом конце здания, в другом кабинете.

Массированный медиаудар был своеобразным отчетом силовых структур о проделанной работе.По окончании акции устрашения следователь по делу Елены Базановой заявил о желании изъять из бюджета Серпуховского района миллионы «благодетеля» Каримова, мотивируя это тем, что деньги давались Каримову структурой МВД для оперативных действий. Не получилось. Суд счел эти требования незаконными (Постановление Серпуховского суда №310-210 от 11.01.2010, кассационное определение Красногорского суда по делу №22к-1123 от 18.02.2010).

И все же, несмотря на подготовку, без ляпов не обошлось – исполнители немного перестарались. Избыточный состав штурмового отряда, сломанные двери кабинетов, без стеснения вынесенный за руки и за ноги адвокат были излишними деталями постановки. Купленные наспех понятые добавили еще одну увесистую ложку дегтя. Группа захвата, как выяснилось из заявления потерпевших в генеральную прокуратуру, просто поймала на улице первых попавшихся студентов и заставила подписать протоколы вслепую. А за вынужденное лжесвидетельство им заплатили по 500 рублей. До сих пор этим фактам не дана правовая оценка.
Павел Жданов включиться в операцию не мог, но и остаться в стороне было выше его сил. Желая утопить конкурента как можно глубже, он принял посильное участие в информационном шуме: на всех центральных телеканалах, с неизвестно откуда взявшимися секретными материалами следствия в руках, громкий захват «взяточницы» Базановой комментировала бывший пресс-секретарь мэра Серпухова Людмила Никишина.

Вот засада!

Итак, Елену Базанову посадили в тюрьму по сфабрикованному делу от имени фантома Каримова. Оперативники обещали ей свободу в обмен на оговор своего босса. Но, несмотря на их усилия, арестованная на сговор не шла. Выборы становились все ближе, а надежд на благополучное завершение хлопотного дела меньше. Шестун не сдавался.Пришлось выпустить на сцену «засадный полк» - лидера местной ОПГ Сергея Романова по кличке Граф, отмотавшего очередной срок за похищение человека. Романов вдруг вспомнил, что два с половиной года назад он якобы давал взятку и появилось уголовное дело в отношении Александра Шестуна. Доказательств, кроме «авторитетного слова», не было, но кому это мешало? Руководитель СКП Московской области Андрей Марков возбудил уголовное дело по одному только «голому» клеветническому заявлению криминального авторитета, даже без хотя бы формальной доследственной проверки. «Доверчивость» Маркова единственный в современной истории России прецедент в делах подобного рода.

Странное поведение Маркова осталось за рамками сообщений о коррупции в Серпуховском районе, вброшенных в СМИ. А жаль. Было бы чрезвычайно интересно сопоставить линию поведения руководителя СКП Московской области и слова арестованного старшего советника юстиции Абросимова, утверждавшего, что пять миллионов рублей он берет, как посредник, для главы СКП Подмосковья.
Личная заинтересованность Маркова в деле с Шестуном, помимо сожаления о потерянных миллионах, объяснялась просто. Ему нужны были свои люди в структуре СКП и Абросимов, с которым начальник следственного комитета при прокуратуре области был дружен, на эту роль подходил идеально, и даже проходил согласования для оформления на должность его заместителя. Внеплановый арест предполагаемого зама расстроил кадровые планы Маркова. Поэтому помощь давнего приятеля Абросимова – «Графа» пришлась как нельзя кстати. Правда, амплуа благородного «борца с коррупцией»Романов полностью выдержать не смог. За спинами заказчиков он вел циничный торг с близкими Шестуна, требуя за отзыв своего заявления три миллиона долларов.
Профессиональный «терпила» Юсуп Каримов

На подвигах «Юсупа Каримова» стоит остановиться подробнее. Как оказалось, дело Базановой для артистичного сотрудника ДЭБ не первая безнаказанная провокация. После обвинения в покушении на вымогательство и ареста Елены Базановой, ее адвокат провел расследование всех обстоятельств. И вот тогда выяснилась поразительная вещь: Каримова никогда не существовало. Адрес прописки «Каримова» - общежитие в столице – был реален, но жильца такого там никогда не было, ни среди проживающих, ни среди прописанных. Запрос в паспортный стол показал: человек, представляющийся Каримовым, использует поддельное удостоверение личности.
С обладателем липового документа сразу же изъявили горячее желание встретиться сотрудники паспортно-визовой службы. И у них мог бы быть такой шанс. 22 марта в Тверском районном суде Москвы был осужден на пять с половиной лет за мошенничество Владимир Кузнецов. Представители обвинения утверждали, что он незаконно получил с ЗАО \"Мостинжстрой\" ключи от банковской ячейки с 1,6 млн. рублей за подготовку депутатского запроса в правоохранительные органы. Деньги принадлежали уже известному нам Юсупу Каримову. Адвокат осужденного Михаил Трепашкин настаивал, что Кузнецова подставили, а депутатский запрос был реальным. По словам правозащитника, Юсуп Каримов – вымышленное лицо, и на самом деле роль лжепредпринимателя по фальшивому паспорту сыграл полковник милиции Борис Калимулин.

История из Тверского суда столицы как две капли воды похожа на серпуховскую. Точно так же со стороны 3-го ОРБ ДЭБ МВД наличествовали подтасовки и наспех сшитая история с «вымогательством».
Не очень сложный поиск выдает и другие, шокирующие сведения, о бурной жизни выдуманного персонажа. Старшему оперуполномоченному 3-го ОРБ полковнику Калимулину маска провокатора Каримова подошла как родная. Между прочим, сценический дар полковника приносит неплохой доход. Он является счастливым обладателем «Лэнд Ровера», «Лэнд Крузера-200», «Мерседеса–221», шикарного особняка в Подмосковье, летает отдыхать на дорогостоящие островные курорты несколько раз в год.
Конечно, уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за фальсификацию доказательств и провокацию. Только действует уголовный кодекс на территории России очень избирательно. Защита граждан в рамках закона превратилась в разносторонний рэкет силовиков с грамотным использованием своих возможностей, экономических реалий современной России. Хаос и беззаконие внутри правоохранительной системы давно вышли за рамки допустимого.

Сверхприбыльный прокурорский бизнес

По отсутствию какой-либо реакции со стороны правоохранительной системы области и федерации можно судить о степени корпоративной солидарности и необъективности российских силовых структур.
В начале октября 2009 года Александр Шестун в своем заявлении на имя руководителя СКП Бастрыкина сообщил о двойном вымогательстве: со стороны сотрудника Генпрокуратуры Сергея Абросимова – пять миллионов рублей, и со стороны работника московской облпрокуратуры Дмитрия Урумова и его подельника Ивана Назарова - два миллиона долларов. Повод для вымогательства был один – банкротство МУП «Энергосервис», которое мошенники угрожали признать незаконным в случае отказа от выплаты денег. Несмотря на очевидную связь между эпизодами, следствие по каждому из них отличается разительнейшим образом. По факту вымогательства со стороны Абросимова оно было начато мгновенно. А по второму факту, подкрепленному сотнями часов аудио- и видеозаписей, содержащих неопровержимые доказательства существования преступной прокурорской группы на территории Подмосковья, следственных действий как не было, так и нет. Против всяких правил и здравого смысла расследование по заявлению Александра Шестуна о вымогательстве Урумова-Назарова было передано следователю ЦФО Мартынову, у которого находится уголовное дело, возбужденное в отношении самого Шестуна по заявлению Сергея Романова-«Графа».

Полгода спустя после передачи заявления в ведомство Бастрыкина все фигуранты рейдерско-прокурорской группировки до сих пор находятся на свободе, не привлечены к какой-либо ответственности, продолжают занимать высокие посты, используя их в своих интересах, как инструмент для обогащения и давления. Скандальные расследования в Московской области приоткрыли чудовищную картину системной вовлеченности правоохранительных органов в перераспределение сфер влияния не только в экономике, но и в политике Подмосковья. Сверхприбыльный бизнес, обороты которого, по некоторым оценкам, превосходят доходы от продажи нефти. И пока «борьба» с коррупцией ведется грязными руками самих коррупционеров, можно не надеяться на реформацию сгнившей правоохранительной системы.