\"ЕдРо\" собирается запретить агрессивный сбор долгов
На модерации
Отложенный
В Волгограде в самом начале кризиса руководители предприятий передавали данные о планируемых сокращениях штата в банки. Получив оперативные сведения, кредитные организации заранее передавали своих заемщиков «в работу» собственным службам по взысканию и коллекторам. Еще до увольнений и закрытия предприятий службы эти настойчиво советовали должникам готовиться к выплатам заранее, продавать имущество и гасить долги целиком. Милиция была в курсе: с ней банки договорились, как и с руководителями предприятий.
В результате таких историй законодатели скоро затруднят «жесткий» сбор долгов. На этой неделе начнется формирование рабочей группы, которая создаст проект закона, устанавливающего приемлемые для должников правила работы с ними. Внести проект в Госдуму «Союз заемщиков и вкладчиков», созданный при участии «Единой России», рассчитывает в конце весенней сессии.
ТОЧКА КИПЕНИЯ
«В Волгоград выезжала рабочая группа во главе с депутатом Госдумы Александром Хинштейном. Поскольку у нас в комитет входит много единороссов, мы на месте смогли очень жестко решить эту ситуацию», – рассказал Slon.ru председатель генсовета «Союза заемщиков и вкладчиков» Владислав Кудинов. Теперь, заявляет он, есть политическая воля сделать сбор долгов «социально ответственным».
Произошедшее в Волгограде – только один из поводов для «политического заказа» на излишне агрессивных сборщиков долгов. Их работа вызвала уже не одно трагическое происшествие, возмущается Кудинов. На прошлой неделе Союз, попечительской совет которого возглавляет председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Владислав Резник, провел встречу коллекторов, представителей банковского сообщества и законодателей, чтобы обсудить, как регулировать работу с должниками. Задачу, над которой коллекторы бились несколько лет, разрабатывая разные законопроекты, «Союз заемщиков» – один из основных получателей госсредств по программе повышения финансовой грамотности населения – собирается решить за несколько месяцев. И, учитывая скорость, с которой принимаются законопроекты, подготовленные по инициативе «Единой России», можно предположить, что у этого начинания большое будущее.
Главное новшество, которое будет отличать законопроект, – универсальность. Предыдущие проекты регламентировали только коллекторский рынок, в их правовое поле не входили другие сборщики долгов – например, сотрудники самих банков.
НЕ ТОЛЬКО КОЛЛЕКТОРЫ
Slon.ru изучил жалобы должников и выяснил, что наиболее агрессивно себя ведут вовсе не коллекторы, а как раз банковские специалисты по выбиванию долгов. По данным депутата Госдумы Павла Медведева, чье выступление завершало встречу с коллекторами, именно банки – фигуранты большинства жалоб на агрессивное взыскание долгов. Заемщики чаще всего жалуются на то, что «вышибалы» звонят их родителям и рассказывают всякие страшные истории.
Медведев считает, что запрет на общение коллекторов с родственниками заемщиков с передачей какой-либо информации о долге надо прописать на законодательном уровне.
«Мне позвонили из банка «Русский стандарт» и сказали, что если я не хочу потерять своего сына, то должна срочно найти 4000 руб. на оплату очередного взноса», – типичное заявление с просьбой о помощи. Случается, после такого общения приходится вызывать неотложку. «Русский стандарт» лидирует по количеству жалоб на жесткую работу с должниками. Но жалуются и на службы по взысканию долгов других крупных розничных банков: «Альфы», «Кредит Европа Банка», «Ренессанс кредита».
Между тем, по данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», просрочка, которую отрабатывают коллекторы и банки, делится примерно поровну. Меньшее количество жалоб на коллекторов в компании объясняют добровольными обязательствами , прописанными в «Кодексе Этики» и «Хартии профессиональных коллекторских агентств». Их придерживаются агентства, которые работают с 80% задолженности, передаваемой банками на аутсорсинг. Профессиональный коллектор не заинтересован в давлении на близких должника, уверяют в агентстве «Пристав» .
А ЗА МАМУ ОТВЕТЯТ
«Сотрудник банка на практике более настойчив во взыскании задолженности и общении с должником, чем сотрудник коллекторского агентства», – соглашается замруководителя дирекции по взысканию просроченной задолженности «Альфа-Банка» Ольга Мазурова. Сотрудников банка мотивируют на возврат каждого долга, тогда как коллекторы отрабатывают определенный уровень возврата в целом по портфелю. В «Альфа-Банке» считают возможным информирование родителей заемщика о последствиях неуплаты долга, если они задают вопросы. Представители остальных упомянутых банков отказались обсуждать свои приемы взыскания долгов.
Всем известно, что специалисты по выбиванию долга могут хамить и звонить по ночам, информировать коллег и начальство, присылать письма в конвертах с изображением черепа и даже выдавать себя за блондинку в социальных сетях, чтобы поймать скрывающегося должника, что называется, на «живца». И даже, вспоминая волгоградскую историю, – подкупать менеджмент предприятий и МВД. Но, оказывается, все это не нужно, если есть пожилые мама и папа – самый действенный рычаг воздействия на должника.
Работа над новым законом еще не началась, но он уже обещает вызвать бурные споры. Если банкам запретят общение с родителями, они проиграют, и некоторые из них по-крупному, снизив уровень возврата задолженности и увеличив просрочку. А вот коллекторы только выиграют, получив на аутсорсинг больший объем просрочки. От нового закона они ждут для себя права запрашивать информацию о должниках в госорганах – в силовых ведомствах, у судебных приставов и в налоговой службе.
Комментарии