Суб-Марины американского флота

На модерации Отложенный

Американский флот хотят усилить слабым полом. Борьба за равенство полов докатилась до святая святых американских военно-морских сил - подводного флота.

Адмиралы отступили под напором феминисток и разрешили женщинам служить на подводных лодках, в том числе на двух атомных субмаринах. Правда, это решение, поддержанное министром обороны США Робертом Гейтсом, должно еще пройти согласование в американском конгрессе. В течение ближайшего месяца законодатели определятся - поддержать или отклонить инициативу Пентагона. Но даже их \"за\" не означает спешного комплектования экипажей слабым полом. Процесс этот начнется явно не скоро и будет явно непростым.

Прежде всего кандидаткам на подводную службу предстоит серьезный профотбор и углубленное медицинское обследование. Никаких скидок для женщин-военнослужащих в американском флоте не делают. Поэтому конкурс на замещение вакантных должностей они пройдут наравне с мужчинами. Те, кто его выдержат, на целый год сядут за парту. Без соответствующей подготовки ни одну леди на подлодку не пустят.

Но обучить специалиста - это полдела. Не менее сложную работу надо выполнить на самих лодках. Дамы там никогда не служили, и суровый быт подводников всегда был ориентирован на мужской коллектив. С появлением смешанных экипажей внутренность субмарин придется несколько изменить. В частности, поделить жилой отсек на мужской и женский. А над одним из гальюнов повесить табличку с буквой L - леди.

Какие кресла на боевых постах американские подводники готовы уступить женщинам, в Пентагоне пока не уточняют. Однако, если судить по сухопутной практике, дело вряд ли ограничится рядовыми должностями. С 1975 года перед дамами открыли двери академии ВМС, и среди ее выпускниц немало фанатов подводного плавания. А запрет на присвоение женщинам адмиральского звания за океаном отменили почти полвека назад. В 1996 году его впервые получила Патрисия Трейси. Погоны вице-адмирала сейчас носит командир крупной военно-морской базы США Катерина Лафтон.

Инициатива американских военных хоть и выглядит революционной, но на самом деле такой не является. В 1995 году норвежка Солвейг Крей стала первой в мире женщиной - командиром субмарины. Тремя годами позже на подлодках стали служить австралийские женщины. Позже к этим странам присоединились Канада и Испания.

Справка \"РГ\"

Ежегодно Военно-морская академия США выпускает 92 офицеров-подводников, в то время как потребность в таких кадрах достигает 120 человек. Согласно опросам, каждая пятая женщина - выпускник академии мечтает служить на субмарине.А как у нас?

В России слабый пол освоил некогда \"чисто мужские\" профессии капитана, штурмана и механика несколько десятилетий назад.

Правда, места в рубке и у штурвала флотские дамы получили только на гражданских судах. На военные корабли и тем более подлодки путь им заказан. Это негласное правило в ВМФ соблюдают жестко и неукоснительно.

Нежелание комплектовать подфлот частично женскими экипажами адмиралы объясняют тяжелыми условиями службы на субмаринах. Дальние походы, сопровождаемые перепадами давления, кислородным голоданием и иными \"прелестями\" длительных автономок, выбивают из сил даже крепких мужиков. Ставить такие эксперименты над слабым полом у флотоводцев не хватает духа. Что, впрочем, не означает полного запрета на женское присутствие в морских эскадрах и дивизиях. На многие штабные должности, особенно в береговых частях ВМФ, дам берут весьма охотно. Например, среди флотских связистов большой процент женщин-офицеров.

Пару лет назад по приказу министра обороны для девчат открылись двери высших военно-морских училищ и институтов. В Питере, Калининграде и других городах абитуриентки серьезно потеснили кандидатов-мужчин. Но на \"плавающие\" факультеты женщин по-прежнему не принимают. По большей части им уготованы посты операторов автоматизированных систем управления, офицеров-воспитателей, метеорологов и специалистов по экологической безопасности.

Тем не менее говорить о женской дискриминации в Вооруженных силах не приходится. По данным минобороны, в прошлом году более 77,5 тысячи дам находились в армейском и флотском строю, причем 6 тысяч стояли на офицерских должностях. В 18 военных вузах, в том числе в знаменитом десантном училище в Рязани, обучались 750 девчат. Выпускницы этого вуза ходить в разведку, конечно, не станут. В основном будут служить в обеспечивающих подразделениях. В том числе, руководить группами подготовки и укладки парашютов. Но мотивация на службу у них очень серьезная. Несколько девчонок - кандидаты в мастера, мастера спорта. Одна даже с 5-го курса университета ушла, чтобы учиться на десантника.

В беседе с корреспондентом \"РГ\" министр обороны Анатолий Сердюков так высказался о женской службе в Российской армии:

- Мне кажется, что по специальностям, которые не являются исключительно военными, например, юрист, финансист, психолог, экономист вообще не должно быть кадровых ограничений. Какая разница, кого назначать на должность - мужчину или женщину, гражданского или военного человека.

Между тем, по данным проведенного несколько лет назад социологического исследования, только 28 процентов россиян относятся к службе женщин в армии отрицательно. Треть опрошенных приветствуют ее, а 41 процент воспринимают такую практику нейтрально. Самое интересное, что поборников женской службы больше среди мужчин, чем среди дам. Здесь соотношение 32 к 29 процентам.