Москвичей заставят покупать гаражи
На модерации
Отложенный
На своем первом после новогодних каникул заседании московское правительство обсуждало архиважнейший вопрос - законопроект «О порядке размещения автомототранспортных средств в городе Москве». К счастью, законопроект был признан «сырым» и отправлен на месячную доработку, после чего снова вернется для обсуждения в мэрию.
Суть законопроекта проста: через энное количество лет автовладелец столицы не сможет припарковать на ночь свой автомобиль иначе, как в паркинге или на территории перехватывающей парковки - стоянка во дворах будет категорически запрещена. Правда, пока москвичам - даже если бы они этого захотели - парковаться все равно негде: «неохваченными» гаражной программой до сих являются от 70 до 80 процентов владельцев транспортных средств. И ситуация эта вряд ли улучшится в ближайшее время: решить проблему власти города пытаются вот уже более десяти лет.
«Ракушечные» войны
Как ни парадоксально это звучит, но примерно 10 лет назад мэр Москвы Юрий Лужков впервые заявил, что временные тенты-укрытия («пеналы», «ракушки» и др.) уродуют облик столицы. А тут как раз - террористические атаки на жилые дома... Бывшие ракушковладельцы наверняка помнят, как осенью 99-го и летом 2000-го годов многочисленные комиссии в составе сотрудников милиции и чиновников районных управ ходили по дворам и проверяли содержимое «пеналов».
В общем, к 2002-му году о том, что «ракушки» надо запретить, заговорили уже серьезно и на самом высоком уровне. А в 2003-м году вышло печально известное постановление правительства №526-ПП от 8 июля. Согласно этому документу разрешительные функции на установку «ракушек» были переданы префектурам (которым строжайше запретили разрешения выдавать), исключения были сделаны разве что для ветеранов и людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний. Одновременно всем, кто установил тенты в 90-е годы прошлого века, было предложено официально зарегистрировать их в гаражных комиссиях управ. Спустя несколько лет те, кто это требование выполнил, первыми пали жертвами сноса «ракушек».
А почему их вообще начали сносить? Ведь с середины 90-х годов эти самые временные тенты выполняли функции, которые так и не смогли выполнить правоохранительные органы: они значительно понизили число угонов в столице. Кроме того, это был действительно народный метод решить гаражную проблему: стоимость «пенала» редко превышала 1000 долларов. Разумеется, подобное решение действовало не везде: в некоторых районах, особенно в центре города, просто не было свободных мест под такие гаражи. А дворы, спроектированные и застроенные в 50-х годах прошлого века, вообще не предусматривали мест под парковку!
Да и зачем? В 80-м году должен был наступить коммунизм, и всю функцию пассажирских перевозок возьмет на себя общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и электрички.
Но, простите, отвлекся.
Итак, «ракушки». Из-за нехватки места их ставили где попало: на газонах, детских площадках, проезжих частях! Это вызывало протесты со стороны «безлошадных» горожан. Они - к их чести будь сказано - били во все колокола аж с самого начала 90-х годов. И вот городские власти вдруг прислушались к общественному мнению и решили всю эту жестяную мерзость снести. Вроде не к чему придраться. Но задумайтесь: 10 лет на общественное мнение внимание не обращали, а тут вдруг - обратили. Что-то здесь не так.
А оказывается, в октябре все того же 2003 года было принято постановление правительства Москвы о начале программы «народный гараж», согласно которой в 2003-2004 годах планировалось построить 140 тысяч машиномест. И это при том, что за предыдущие 10 лет построили всего 390 тысяч.
До этого момента частные инвесторы строили многоэтажные паркинги где придется - на пустырях, на отшибе, нередко водителям приходилось ехать несколько остановок на автобусе. Немудрено, что многие из построенных тогда гаражей до сих пор пустуют. Особенно если учесть, что в конце 90-х, машиноместо там стоило от 10000 долларов.
Вот в мэрии и решили зарабатывать на «народных гаражах»: строить-то их должны были фирмы и фирмочки, аффилированные со стройкомплексом Москвы. Но кто будет покупать места в этих «народных гаражах»? Даже с учетом того, что на первых порах одно место там оценивалось в 60-70 тысяч рублей, это все равно было в два раза дороже «ракушек».
И было тогда решено - все эти «ракушки» пустить под автоген.
Вас тут не стояло!Но вот ведь вопрос: если нет денег на место в паркинге, кто заставит нас эти места покупать?!
Не насильно же?
Вот именно, что насильно.
Как только в первом квартале 2004 года началось строительство первого «народного гаража», на Тверской улице, 13, начали поговаривать о том, что неплохо бы запретить стоянку транспортных средств во дворах жилых домов. Мол, там надо оставить только «карманы» для гостевого транспорта... А остальных - под угрозой солидного штрафа - в паркинги!
В 2005-м году даже точную дату введения запрета назвали - 1 января 2008 года.
Тогда не сработало. Прежде всего потому, что забуксовал «народный гараж». Так, в первые годы действия программы вместо запланированных 140 тысяч мест сделали всего 400. Оно и немудрено, ведь половину гаражей планировалось построить вдали от жилья - на это не соглашались потенциальные инвесторы-автовладельцы. Вторую половину хотели возводить во дворах, для чего предполагалось снести спортивные или детские площадки. Тут уж на дыбы вставали все, и автовладельцы, и безлошадные.
400 мест за три года... По сути, это был настоящий провал, стоивший ответственному чиновнику - первому замглавы Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константину Королевскому - места. Факт провала был озвучен мэром в январе 2008-го - то есть как раз тогда, когда планировалось стоянку во дворах запретить... Вот на этом-то заседании правительства под раздачу попали все: Королевскому досталось за недостаток гаражей, а главе Москомархитектуры Александру Кузьмину за то, что до сих пор нет типового проекта «народного гаража».
Проект появился, но на решение проблемы он никак не повлиял. В самом деле: место в железобетонной этажерке без стен стоило от 350 тысяч рублей! За такие деньги можно было и стационарный гараж купить. Не помогло даже то, что за гаражи взялся сам Владимир Ресин, после чего на карте города появились десятки площадок, которые префектуры спешно изыскали под «народные гаражи». Однако желающих прикупить местечко не прибавилось. А масла в огонь подлили независимые эксперты, заявлявшие один за другим, что красная цена машиноместа в таком паркинге от силы 100 тысяч рублей.
В конце концов, даже в мэрии вынуждены были признать, что с ценой погорячились. Незадолго до Нового года первый вице-мэр Юрий Росляк заявил, что место в «народном гараже» в Европе стоит 4-5 тысяч евро, вот и у нас будет стоить столько же, то есть 160-200 тысяч рублей... Вот только уважаемый Юрий Витальевич забыл, что мы-то не в Европе живем: и по уровню жизни от нее отстаем, и по уровню доходов.
В общем, даже на треть «полегчавшие» в стоимости гаражики массового покупателя не нашли... Вот тут-то и вернулись к идее запретить стоянку во дворах. Для начала для офис-менеджеров, которые приезжая на работу заставляют своими машинами все окрестные микрорайоны. Ну а потом, когда паркингов построят хотя бы на 2,5 млн. машиномест, и нас со дворов попросят... Тем, у кого по-прежнему не хватит денег на «народный гараж», выбор предлагается незавидный: оставлять машину на перехватывающей парковке, благо что она ночью пустует. Далеко? А тогда извольте купить место в «народном гараже»... И помните: штрафовать за нарушение закона - когда его примут - будут нещадно: за соблюдением духа и буквы начнет следить целая инспекция, которую еще предстоит создать.
Правда, закон еще предусматривает обязательное строительство паркингов под всеми новостройками: жилыми, офисными, торговыми. Странно, об этом твердят уже много лет, а воз и ныне там. Просто девелоперам невыгодно строить эти паркинги: они удорожают строительство, которое у нас сегодня, невзирая на кризис, золотое.
Что делать?
Если проблема отсутствия гаражей настолько волнует городские власти, то почему решать ее должны горожане? Кого беспокоит - тот пусть и решает. Я очень сомневаюсь, что огромные паркинги под Вандомской площадью, площадью Оперы и другими площадями Парижа, под скалами, на которых стоят Мадрид и Стокгольм, были построены на скромные средства обитателей окрестных домов.
Раз город принял программу - пусть он ее и финансирует! Пусть строит паркинги сериями в 10, 50, 100 штук - и сдает машиноместа в аренду! Скажем, тысячи за три в месяц где-нибудь на периферии и тысяч за пять в центре города. И пора, наконец, строить подземные гаражи везде, где это возможно. Сделали же это в Риме и в Париже, подкопавшись каким-то образом под дома, построенные в середине XIX века. Неужели наши метростроевцы хуже? Никогда не поверю. В общем, пора забыть об утопических проектах вроде строительства подводных парковок. Надо, наконец, заняться делом.
Комментарии
Мне глубоко насрать с самой высокой колокольни на выгоду правительства, просто мне понравилась идея спрятать весь этот бардак под ковер (cover - покрытие, скрыть и т.д.; \"спрятать под ковер\" - игра слов))) ). Потому что лавировать по пути к остановке между машинами это зло. Машины оставляют прямо на тротуаре у подъезда. Центр Москвы, у моей работы: улица на 6 полос, 4 из них заняты вставшими горизонтально машинами. Машины, оставленные на пешеходных переходах.
И еще если парковкой ограничивалось, такое впечатление, что большинство водителей в жизни не слышало о ПДД: игнорирование тех же переходов, в том числе с сигналом пешеходам переходить, постоянное превышение скорости... скорая или пожарная, попавшая в пробку - вообще анекдот.
Пусть уж заплатят за доставленное им удовольс...