Итоги года. БРИК БРоК, брак

На модерации Отложенный

Конец 2009 года всем нам надолго запомнится последней и решающей попыткой воссоздать живой и теплокровный кусок СССР на месте усопшего СССР.  С 1 января 2010 г.  на территории Белоруссии, Казахстана и России вводится единый таможенный тариф, с 1 июля — единый Таможенный кодекс и механизм распределения ввозных пошлин. Таможенный  контроль перейдет на внешнюю границу Белоруссии и Казахстана. Будет сформирована общая таможенная территория, отменено таможенное оформление товаров из трех стран.

Это не большой  БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай. Это наш малый юркий БРоК. О создании таможенного союза трех бывших советских республик премьер В.В. Путин впервые объявил летом уходящего года. Тогда же стало известно, что многолетние переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сворачиваются: клиент передумал. Путин разъяснил слегка опешившему международному купечеству, что Россия больше не хочет вступать в ВТО. А если когда и захочет, то по-новому, по-своему, то есть не сама собою, а в тесной компании политических корешей в лице солнечного Казахстана и солнечной Белоруссии.

 

Впервые Россия изъявила желание вступить в ВТО в 1995 году, и с тех пор торгуется за членство — лениво и показушно. Если отряхнуться от подробностей, то вывод, в предельно упрощенном виде, таков: членство в ВТО очень выгодно российскому потребителю и не очень выгодно российскому производителю. За высоким таможенным забором Россия являет собою  заповедник, куда чужакам вход строго воспрещен. Наших отечественных потребителей, как непуганых куропаток, отстреливают только наши стрелки. То есть они не обязательно отечественные, но лицензию на отстрел всякий раз должны проплачивать в Москве.

 

Членами ВТО являются 193 государства. Из последних новичков — Вьетнам, Грузия, Украина. 27 стран Евросоюза считаются одним членом, но все они вступали поодиночке. В ВТО действуют клубные правила — с равными правами, членскими взносами, но без каких-либо casus belli. На злостных нарушителей не идут войной, им просто отказывают в доме. Да и выйти из ВТО — пара пустяков. Достаточно загодя послать открытку в Женеву.

 

Если бы мы вступали в ВТО, как Китай или Бразилия, то давно бы уже экономили по миллиарду долларов в год. Именно такой цифрой эксперты исчисляют выгоду для страны с российскими объемом и структурой внешней торговли. Но у нас особая стать. Вот уже полтора десятилетия мы обижаемся и скандалим, будто дама, которой следует указать в анкете точную дату рождения.  

 

За те 15 лет, что мы бузим в прихожей ВТО, целенаправленная пропаганда славно поработала. В раздолбанной российской голове мирно улеглись две взаимоисключающие истины. Первая: нас заманивают в ВТО, чтобы отобрать наши нефть и газ. И вторая: нас не пускают в ВТО, потому что боятся наших нефти и газа.

 

На самом деле, боимся мы. Точнее, несколько наиболее отсталых отраслей: машиностроение (автомобиле- и авиастроение прежде всего), банки и страховые компании, сельское хозяйство. На примере «АвтоВаза» отчетливо видно, что таможенная крыша идет отрасли не впрок. Возможно, тонущий «АвтоВаз» на год-другой раньше выбросило бы на берег. Так еще неизвестно, что лучше. К тому же каждой стране дается льготный период, чтобы приспособиться к новым условиям. И длиться такая отсрочка может до семи лет — чуть больше нового президентского срока в России. Есть о чем поговорить.   

 

Дважды в год, с пухлыми папками под мышкой, российская делегация  отправлялась в Женеву. Ее члены уютно располагались в милых отелях, пешочком гуляли к терпеливым, все понимающим партнерам. И так — пятнадцать лет подряд. Одно и то же таможенное исподнее по многу раз проглаживали теплым согласительным утюгом. К лету 2009 года все оборочки были тщательно отглажены. Предусмотрели все. Даже Грузию, обиженно помахивавшую своим вето, старожилы торгового сообщества деликатно отодвинули в сторонку. Казалось, еще чуть-чуть, и Россия величаво вплывет в клуб. Именно тут и прозвучала барабанная дробь, взвизгнула флейта, и голосом Путина было скомандовано: «Отставить!».

 

Нет так нет. Но — ради чего все же так внезапно и поспешно бросили мы ВТО?

 

На последней президентской встрече в Петербурге, где подписывались договоры о БРоКе, звучала цифра в 15 миллиардов долларов. Именно столько, говорили президенты, выручат три наших страны от таможенной интеграции.

Это не брак в расчетах, это просто липа. Нельзя рассчитать неизвестным образом неизвестно что.  

 

Знаменитые лебедь, рак и щука являют собою дружный и слаженный коллектив в сравнении с тремя постсоветскими республиками, объявившими о намерении срочно слиться в таможенном экстазе. Белоруссии от России нужны газ и нефть по дешевке. Казахстану от России нужен транспортный коридор в Европу, без барьеров и товарищеских сюрпризов. России от Белоруссии и Казахстана не нужно ничего, кроме признания Сухума и Цхинвала независимыми столицами.  Все прочее можно было получить друг от друга и без обобществленной границы.

 

Самое печальное в новом образовании — заведомая, унылая обреченность. Нет ни малейших шансов на то, что единые тарифы заработают с начала января.   Не будет их и к июлю. После десяти лет потной интеграционной возни три страны согласовали 2000 позиций. Остались несогласованными — 11 200. В пять с половиною раз больше. Следует также учесть, что 2000 совпадающих позиций — это то, что легче прочего поддавалось таможенной гармонизации.  Дальше будет все труднее и труднее. О том, насколько труднее, можно догадаться хотя бы по тому, что согласование нескольких ничтожных подпунктов фитоконтроля потребовали в Женеве трех полноценных переговорных лет.

 

Рассчитывать на скорое добровольное согласие делегаций никак не возможно, если рассуждать со знанием дела. Слишком резко расходятся интересы сторон. Простой пример, один из множества. У Казахстана и Белоруссии нет своего легкового автомобилестроения. Они получают доходы с таможни. Чем больше ввезено, тем им выгоднее. У России — все наоборот. Россия уже легко пожертвовала таможенными сборами, лишь бы  удержать дырявые ГАЗы-ВАЗы на плаву. Далее. Всем трем членам БРоКа нужны высокие технологии — и у всех троих их нет. Все они нуждаются в модернизации, но предложить друг другу могут только заветы Ильича. Все три страны — типичные сырьевые придатки к чему угодно, но только не друг к другу. 

 

Соответственно с 1 июля в судорожно рождаемом БРоКе общих таможенных границ не возникнет. То есть приказ о таковых, возможно, появится на свет своевременно. Но отзовется это полной неразберихой, страшными поборами, чудовищными очередями на пропускных пунктах, полной дезорганизацией всей логистики. Российские и казахские таможенные чины должны будут срочно выдвинуться к местам новой дислокации. Представляете, с каким удовольствием расступятся белорусы, чтобы пропустить к насиженному месту каких-то чужаков? В тонком, тщательно отлаженном механизме  горизонтальных взяток и вертикальных откатов наступит хаос. А поскольку дело пахнет большими миллиардами, то и средствами оперативного решения конфликтов станут уже не револьверные хлопушки, а пулеметы, безоткатные оружия и боевые машины пехоты. Прервав сладкую летнюю негу в правительственных резиденциях, президенты и премьеры бросятся восстанавливать прежние таможенные границы, но будет поздно, и потребуется еще одна маленькая победоносная война, чтобы отомстить коварным «белякам», как мы уже отомстили некогда искренне любимым «грызунам».

 

Положение усугубляется тем, что лидеры трех стран относятся друг к другу с давним и вполне оправданным недоверием. Вожди не раз кидали друг друга.  Их сближает только то, что все они, строго говоря, самозванцы. В конституциях трех стран есть ограничения полномочий президента двумя сроками — и только Путин подчинился известным нам способом. Лукашенко и Назарбаев даже к жульническим проделкам не снизошли.

 

Три совка сладострастно вцепились во власть, и никаких иных побуждений к единству у них быть не может. Ни в грош не ставя друг друга, они вместе смертельно завидуют Гейдару Алиеву. Вот судьба так судьба! Советский тиран Азербайджана, лизоблюд и ворюга, мирно скончался в президентской постели, чтобы каменным отцом нации восстать над Бакинской бухтой и дважды в сутки видеть, как родненький сынок президентским кортежем мчится в вое сирен и блеске синих огней. Везет же людям!

 

Три картонных диктатора, три напуганных человечка создают свое заповедное мини-ВТО с надеждой навсегда убежать от истории. Разумеется, история догонит их, как она непременно повалит и каменного Гейдара. Таможенный Союз, последнее прибежище совковости, глупо задуманное и скверно исполненное, отбросит три народа еще дальше друг от друга, а уходящий 2009-й останется в памяти последним годом, когда хотели, как лучше.