Одни песняки да лампасы

На модерации Отложенный

Очередные отчетно-выборные собрания в казачьих округах нашей области свидетельствуют о том, что нынешние взаимоотношения властей всех уровней и казачества – далеко не всегда здоровые и продуктивные.

Претензии в свой адрес чиновники объясняют по-разному: если жалобы из сельской глубинки, - то отдаленностью от областного центра (читай – невежеством авторов претензий), если отовсюду они идут, - то субъективными недоразумениями «на местах» и т. п. В любом случае – будто бы речь идет о мелочах местного значения. Да и вообще, мол, казачьи общества должны научиться сами себя поддерживать и содержать, а то и без вас, жалобщиков, полно нахлебников. Словно бы, сами, говорящие такое, - на хозрасчете и самофинансировании.

Между тем, надо признать, что, к примеру, самый больной для казаков земельный вопрос даже на уровне региона решать сложно, а инициатива снизу при поголовной бедности населения (за редкими исключениями) в целом не меняет ситуацию: земля по-прежнему не кормит тех, кто на ней живет.

Где-то под сукном прячется проблема с провозглашенной когда-то реабилитацией казачества. Привлечение их к государственной службе идет ни шатко, ни валко и выражается лишь в создании муниципальных дружин, которые чаще всего влачат жалкое материальное существование, хотя польза от них неоднократно озвучивалась на уровне областных, городских и районных УВД.

В то же время основная законодательная база для решения этих и многих других казачьих вопросов имеется. Казаки это знают и просто-напросто призывают чиновников к строгому исполнению законов. Что и подтвердилось в моих беседах с казаками станицы Рубежной (формально она базируется в сельском Светлоярском районе, фактически родной для нее стал и городской Красноармейский район).

Прежде всего, мои собеседники отметили (почти дословно): «Казачьих чиновников все больше, а настоящих казаков все меньше! Наверху лампасами и эполетами сверкают, а внизу - только песняки играют!». Дескать, вместо возрождения казачества как такового, вместо черновой, конкретной работы с людьми устраивается бесконечная праздничная показуха.

Еще в 90-е в станицы шел большой приток казаков, желающих принять активное участие в деле возрождения казачества, вели своих детей, гордились своим происхождением и предками. Столкнувшись с тем болотом, в которое нас втолкнули административные органы, а более всего областное казачье руководство, начался обратный процесс – остались только самые стойкие, и неисправимые романтики. И такой вывод сделали: якобы, не в деньгах счастье, не только в бюджетной помощи казачьим обществам и дружинам, а - в исполнении принятых законов.

Для наглядности - примеры их неисполнения. Из рассказа руководителя Светлоярского детского казачьего военно-патриотического клуба «Азимут» Сергея Саранова:

- За 9 лет существования клуба ни одна из чиновничьих структур не дала ему ни копейки. Помню, один из бывших глав администрации Красноармейского района так выразился: «Казаки – это верные псы царизма». А я спросил: почему же у вас в кабинете на стене висит казачья шашка? Ушел от ответа. Коммерсанты и просто богатые люди заявляют: «На лошадей и собак денег дать готовы, а на детей и стариков даже не просите». То есть на детский казачий клуб денег выделять ни кто не хочет. Но на выборах они дружно талдычат: «Лучше всех детей и подростков воспитывают казаки!». Спасибо, помогли депутаты областной Думы Олег Болотин и Дмитрий Лунев. Благодаря Болотину, наши ребята занимаются в спортзале клуба «Каустик» (2 раза в неделю по 2 часа). Своего помещения нам даже не обещают. У нас есть учебные автомат и пистолет – это на полсотни подростков. Еще хуже со спортинвентарем и формой. А уж об оплате труда инструкторов, тренеров и руководство клуба речи вообще нет. Хотя клуб официально зарегистрирован, является филиалом СКО «Рубежная» и стоит на учете во всех фискальных органах.



Из монолога атамана станицы Рубежной Николая Ребрикова:

- Сергею Саранову чиновники в один голос заявляют: якобы, деньги на детский казачий клуб «Азимут» выделяются. Как и на содержание нашей казачьей дружины, как и вообще - на развитие казачества. Но где эти деньги? По моим данным, деньги из областного бюджета выделяются. И областные законы о казачьих обществах, взявших на себя обязательства по несению государственной службы, о муниципальных казачьих дружинах должны выполняться. Особое значение имеет 154-й федеральный Закон «О государственной службе российского казачества», который, между прочим, не отменяет принятые ранее областные законы. О том, что государство поддерживает казачество, говорит и создание Совета по делам казачества при Президенте РФ. Но в каком нашем муниципалитете те же казачьи дружины сполна обеспечены помещениями, транспортом, средствами связи? Все приобретается в основном за свой счет, даже бензин! Узаконена охрана объектов муниципальной, государственной собственности казачьими дружинами. Кое-где это исполняется, но, как правило, вместо казаков работают ЧОПы! Наша областная контрольно-счетная палата указала на эти и другие нарушения и потребовала: отдайте деньги муниципальным казачьим дружинам. Подчеркиваю – не казачьим обществам, а дружинам! От нас же требуют, как от ЧОПов, лицензии, выставляют на конкурсы-тендеры – вопреки закону о казачьих дружинах. Перейти «на свои хлеба», взять под свою опеку одно из разорившихся хозяйств нам не удалось – много юридических препон. В частности, якобы, сельхозземли можно приобрести или взять в аренду только на конкурсной основе. На федеральном уровне кое-как решились на создание в армии казачьих формирований, но проводят набор не казаки, а военные. Вообще с военно-патриотической работой с казачьей молодежью много формализма. Вот, хорошее дело начали с созданием детского казачьего корпуса на базе бывшего профилактория химпредприятия «Каустик». Но начались препирательства и разборки между городским комитетом по делам казачества с областным комитетом по делам национальностей и казачеству. Кто возглавил корпус, названный уже «лицеем»? Вдруг все вопросы насчет детского казачьего корпуса поручили решать областному комитету по образованию. В итоге уже полгода не решаются ни финансовые, ни хозяйственные вопросы. У нас в регионе даже офицерам запаса годами не присваивают казачьих чинов, хотя давно есть указание из Совета по делам казачества при Президенте РФ – привести чины в соответствие с воинскими званиями казаков. Хотя, прямо скажу, не в чинах проблема, а в отсутствии перспективы у казачьих обществ и дружин. Наверху, в кабинетах у начальства, «кипит» бумажная работа, а у нас, внизу, ничего дельного не происходит, потому что, словно бы, в разных мирах и заботах мы живем.

Реплика председателя казачьего благотворительного фонда «Атаманский» Евгения Мордвинцева:

- На свои нужды деньги фонда по Уставу мы не имеем права тратить. Все идет на местные школы. А вот подписанные договора по внедрению казачьего компонента в школах никак не подкрепляются бюджетным финансированием – эти деньги выделяются, но где-то «съедаются». Мне кажется, - административным корпусом, который слишком раздут…

Перед вами лишь малая часть претензий, которые предъявляются казаками к местным и региональным властям. Согласитесь, - они достойны серьезного осмысления, обсуждения и сочувствия. Однако уже в процессе подготовки этого материала автор услышал из уст казачьего начальства множество обвинений в адрес «жалобщиков». Мол, один – такой-сякой, другой – еще хуже. Дескать, не понимают они главного, не владеют ситуацией, не пустопорожние разговоры нужны, а работа! Вроде бы правильная мысль, но ведь нет диалога, нет равноправного обсуждения существующих проблем. Которые есть, что никто не отрицает. Значит, есть о чем поговорить