Союзное государство РФ и Беларуси в основном на бумаге

Без шумных сенсаций завершилось 10 декабря заседание Высшего Государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Заседание это было посвящено десятилетнему юбилею Союзного государства, но в ходе него обсуждались и практические вопросы сотрудничества России и Белоруссии.

Заседанию предшествовала личная встреча президентов Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко. Вопреки намеченному протоколу, она продлилась свыше трех часов вместо запланированного часа. И только после этого к президентам присоединились премьер-министры обеих стран, Владимир Путин и Сергей Сидорский, и началось заседание Высшего Госсовета.

В ознаменование 10-летнего юбилея Союзного государства президентами России и Белоруссии была подписана Декларация об основных итогах развития интеграционных связей за прошедшее время и перспективных задачах в этой области.

Кроме того, на заседании Высшего Госсовета стороны обсуждали реализацию плана совместных действий, направленных на преодоление последствий глобального финансового кризиса, меры поддержки уже налаженных кооперационных связей между предприятиями России и Белоруссии, создание льготных условий взаимных поставок продукции на рынки обеих стран. Особое внимание лидеры союзных стран уделили взаимодействию в топливно-энергетической сфере. Обсуждались меры по укреплению имеющегося сотрудничества в газовой, нефтяной, газо- и нефтехимической промышленности, электроэнергетике и атомной энергетике.

По итогам заседания Госсовета планируется также подписание Договора о развитии военно-технического сотрудничества России и Белоруссии и утверждение программы согласованных действий в области внешней политики. Высший Госсовет также утвердил бюджет Союзного государства на 2010 год в объеме 4,872 млрд российских рублей (взнос российской стороны – 65%, белорусской – 35%).

Комментируя для КМ.RU ситуацию, складывающуюся в российско-белорусских отношений, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев заявил:

— В центре внимания сегодняшнего заседания, безусловно, вопросы, посвященные проблемам взаимодействия в условиях преодоления экономического кризиса. Большая часть белорусской продукции может реализовываться в основном в России. И поэтому Александр Лукашенко хотел бы заранее гарантировать себе доступ на российские рынки.

Второй вопрос, который особенно интересен белорусской стороне – это взаимодействие в нефтегазовой отрасли. Не секрет, что 42% экспортных доходов Белоруссия получает от экспорта продуктов нефте- и газо-химии, и реэкспорта российской нефти. Собственные нефтяные месторождения — впрочем, довольно скромные — белорусы законсервировали. Конечно, Лукашенко будет добиваться снижения экспортных пошлин на российскую нефть или даже их отмены, ссылаясь на то, что раз у нас Союзное государство, то и нефть должна поступать на тех же условиях, что и к внутрироссийскому потребителю.

Конечно, ему можно напомнить, что, к сожалению, Союзное государство в основном у нас на бумаге, и из того, что намечали десять лет назад, не сделано почти ничего.

Даже в вопросах координации внешней и оборонной политики наши страны действуют сами по себе. Изредка обмениваясь мнениями. Или ставят друг друга в известность. Фактически, где-то с 2002 года белорусская элита приняла негласное решение все эти процессы по единому Союзному государству прикрыть, хотя на словах остается его приверженцем. И сам Лукашенко недавно много говорил о дружбе с Россией. Это у него уже стало традицией — перед каждыми переговорами, когда нужны экономические уступки, начинать разговор о дружбе с Россией. Хотя, по сегодняшней своей сути, белорусские правящие круги не сильно далеко отстоят от своей националистической оппозиции.

Тем не менее, надо поддерживать отношения и с таким руководством, потому что Белоруссия как союзник нам в любом случае необходима. Кстати, справедливости ради надо признать, что в рамках даже существующего уровня российско-белорусского сотрудничества, для облегчения жизни простых людей кое-что сделано. Люди по обе стороны границы могут свободно перемещаться, наниматься на работу, иметь медицинскую, социальную, правовую защиту в соседней стране. Другое дело, что белорусы налаживают подобные отношения почти со всеми в СНГ. И причем тут Союзное государство?

То же касается и вопросов экономической кооперации. Там где она выгодна, дела и так решаются — вот согласился сегодня Лукашенко продать Сбербанку белорусский банк. Хотя тоже поначалу пытался поиграть в политику, говорил что в кризис нельзя продавать активы, их де скупят по дешевке, а кризис пройдет, и цена всему будет другая. Но в итоге сторговались, и он согласие дал, указ датирован сегодняшним числом. Не исключу, что завтра кто-то из наших, да и из белорусов, будет говорить, что это наглядное проявление единства в рамках Союзного государства. Хотя это просто взаимовыгодная коммерческая сделка.

Поэтому, кстати, я полагаю, что в Таможенном союзе перспектив будет больше, чем в Союзном государстве. Даже то, что в Союзе три стороны, а не две, уже облегчает отношение — меньшая сторона не так явно испытывает комплекс страха, что ее вот-вот поглотят. Во-вторых, если в политическом отношении у элит давно проснулся вкус к самостоятельному творчеству, то по Таможенному союзу и казахстанская, и белорусская элиты, как, впрочем, и большая часть российской, видят прямые экономические выгоды. То есть, улучшение своего благополучия. А такая заинтересованность скрепляет союзы лучше любых договоров. Конечно, с Таможенным союзом тоже не все безоблачно, и очень многое там должно строиться на доверии национальных бюрократий друг к другу – а в этом они не сильно отмечены. Но все же с весьма умеренным оптимизмом можно полагаться на развитие Таможенного союза.

Впрочем, и Союзное государство зачем хоронить? В конце концов, жизнь идет свои чередом, и преподносит совершенно разные сюрпризы. Может, в будущем и от Союзного государства возникнет реальный прок.