Европа все еще боится «коммунистического прошлого» России

1 декабря в ЕС вступил в силу долгожданный Лиссабонский договор. 52-летний процесс интеграции Европы, о которой так долго говорили её отцы-основатели, вступил в новую фазу. «Теперь от дискуссий Старый континент переходит к этапу действий», — было сказано на торжественной церемонии, проведённой в атмосфере всеобщей любви и единения в столице Португалии. В настоящий момент одна из главных задач Евросоюза — усиление роли и позиций сообщества на международной арене.

Озвучивать позиции ЕС будет занявшая пост верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности британская баронесса Кэтрин Эштон, чью кандидатуру в январе 2010 года ещё должен утвердить Европарламент. И вот тут согласие и единение 27 стран дают сбой.

В Европейском парламенте Эштон заподозрили в «коммунистическом прошлом». Лидер британской Партии независимости (UK Independence) Найджел Фэйредж обвиняет баронессу в получении денег от СССР в период её работы в Движении за ядерное разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament).

Эта структура получала солидные пожертвования, отказываясь раскрывать, откуда они. И вот британские евроскептики обвинили Эштон в связях со спецслужбами Советского Союза. К ним присоединились и ничего не забывшие Советскому Союзу коллеги из Восточной Европы.

Как выясняется, с 1980 по 1982 год Кэтрин Эштон была казначеем движения, а в 1983 году стала вице-президентом этой организации. В своей книге «Московский процесс» бывший советский диссидент Владимир Буковский, получивший доступ к архивам Политбюро, пишет, что эта и большинство других организаций международного движения за мир спонсировались и контролировались Москвой.

Такими же «абсолютно точными» сведениями располагает евродепутат от Чехии, автор книги о 21 годе советской оккупации Чехословакии Гинек Файмон. «Кремль всячески поддерживал CND, и если Эштон была казначеем организации, значит была связана с СССР», — утверждал он в интервью чешской газете Dnes.20 лет мы работали, укрепляя доброе имя Чешской Республики, доказывали, что мы верные союзники, хорошие партнёры и что мы принадлежим к евро-атлантическому сообществу. To, что натворили Иржи Пароубек с товарищами по партии, добившись падения кабинета, явно подорвало наши позиции в ЕС. А что мы в данный момент больше не партнёры в размещении ПРО, несмотря на подписанные, хоть и не ратифицированные соглашения, — ещё одна нехорошая новость.

Значит, американцы в нашей территории не так уж заинтересованы и мы не защищены ни как союзники, ни как партнёры. Это плохо для чешской новой государственности, для чешской свободы и независимости. И показывает, что через 20 лет после падения тоталитаризма мы так и не знаем, куда мы относимся. У нас незрелая демократия, именно так нас, к сожалению, воспринимают и партнёры.
Читать дальше

Скандал разгорается. Эштон, как нетрудно догадаться, уже направила опровержение членам Европарламента. «Баронесса прекратила сотрудничать с CND в 1983 году и с тех пор не поддерживала никаких контактов с организацией. В этот период она никогда не посещала СССР, никогда не имела никаких связей с СССР и никогда не получала денег из связанных с Советами источников», — заявил её представитель в Европарламенте.

Тем не менее британский историк Павел Строилов рассказал французской радиостанции RFI, что представляла собой CND и чем там занималась Кэтрин Эштон.

В начале 80-х в Европе реально росло движение за мир, миллионы людей выходили на улицы с требованием разоружения Запада. В той же книге Буковского приведены сотни советских секретных документов, которые доказывают, что эти движения направлялись и в основном финансировались из Москвы. Деньги проводились через коммунистические партии или другие просоветские организации, чтобы усилить их влияние и контроль СССР над движением за мир.

CND тогда была главной организацией движения за мир в Великобритании. Она очень секретила свои источники финансирования, долгое время не проводилось даже аудита. Первый провели под общественным давлением в 1982—1983 годах и обнаружили, что треть доходов невозможно проследить. Британская партия независимости считает, что за пацифистами стояли советские спецслужбы, которые финансировали их деятельность.

Согласно данным финансовых отчётов движения за 1982—1983 годы, которые удалось заполучить британским евроскептикам, 38% от общего объёма пожертвований в 177 тыс. фунтов исходили из неизвестных источников. Джерард Баттен, один из тринадцати евродепутатов от Партии независимости, официально обратился к Еврокомиссии с запросом, готовы ли в

Брюсселе доверить Эштон заниматься общеевропейской дипломатией, учитывая все эти обстоятельства. Евроскептики хотят поймать на слове крупнейшую в Европарламенте Европейскую народную партию консерваторов, которая в этом месяце официально провозгласила, что откажет в поддержке тем назначенцам, которые будут «ассоциироваться с репрессивными режимами».
Эштон в 1977—1983 годах состояла в такой организации — простой активисткой, казначеем и вице-президентом. Если она была казначеем и не задумывалась об источниках пожертвований, то или была некомпетентной (кстати, многие, даже коллега, французский социалист Пьер Москович, обвиняют её в некомпетентности и неспособности занимать пост главы европейской дипломатии), или сама сочувствовала коммунистическим взглядам. Спецслужбы Великобритании считали её как раз сочувствующей коммунистам. На неё было даже заведено досье.

Было известно, что Эштон представляла CND на ряде мероприятий компартии. От имени CND поддерживала контакты с французской компартией. Была связана с голландской прокоммунистической организацией, которая контролировалась компартией Нидерландов. В общем, и со своими британскими, и с зарубежными коммунистами она контактировала. Уже будучи вице-президентом CND, она председательствовала на её ежегодной конференции в 1983 году, организованной официальным журналом компартии Великобритании.

Причиной экстренного обращения за помощью стали состоявшиеся в сентябре российско-белорусские манёвры «Запад-2009», сценарий которых предусматривал использование ядерного оружия и высадку морского десанта на польское побережье.

«Нам непонятно, что стоит за этими учениями, какой сигнал Россия хочет послать миру, проводя самые крупные учения на границах НАТО с момента распада Советского Союза! — недоумевал Радослав Сикорский. — Нам бы хотелось небольшого стратегического подбадривания».

После 1983 года Кэтрин Эштон ушла на какое-то время из политики и занималась благотворительностью. В политику она вернулась через несколько лет. Но никогда не избиралась на какой-либо пост, всегда была назначенцем. Муж баронессы Питер Келлнер — британский «король опросов», владелец интернет-портала YouGov, мастерски выявляющего политические тенденции, что только в 2007 году принесло ему доход в 6,3 млн евро.

Если верно то, что говорили несколько дней назад в Брюсселе (но чему никто не верил), мистер Келлнер угадал и на тот раз. В его закрытых прогнозах вероятных назначений лидеров ЕС имя Кэти Эштон стояло на первом месте. Ничего личного, всё дело в поддержке второго человека в британском правительстве, лорда Питера Мандельсона.

«Нет сомнений, что Кремль поддерживал движение. Если г-жа Эштон в своём качестве казначея сыграла в этом роль, это будет перворазрядный скандал», — заявил газете Dnes евродепутат Гинек Файмон. А Найджел Фэйредж настаивает: «Может, баронесса Эштон будет отрицать, что когда она была казначеем, то принимала средства от организаций, которые противостояли демократиям Запада? Уверены ли мы, что хотим видеть нашим представителем по внешней политике человека, который был активистом в организации, подобной CND?

Не думаю, что такой персонаж достоин этой должности». «Были опубликованы данные, доказывающие, что баронесса участвовала в этом коммунистическом движении, — сказал The Times другой евродепутат, литовец Крисьянис Каринс. — Если это так, это тревожно: нас беспокоит, как баронесса будет вести переговоры с нашими восточными соседями».

А ведь, как ни парадоксально, именно из-за «коммунистического прошлого» был забаллотирован очень сильный кандидат на пост европейского министра иностранных дел — итальянец Массимо Д’Алема. Ему не помог ни опыт работы премьером Италии и министром иностранных дел страны, ни репутация известного журналиста и публициста, ни международная известность.

Позиция стран Новой Европы, традиционно выступающих против политиков «с прошлым», во многом отрезала ему путь к этой должности. Посткоммунистические страны Востока припомнили ему руководство компартией Италии, а Польша стала страной, больше всех возражавшей против итальянца. Томбински, посол Польши в ЕС в Брюсселе, по поводу Д’Алемы сказал, что «лучше был бы человек, чей авторитет не подвергался бы сомнениям из-за политических пристрастий».

Увы, как ни горько это осознавать нам, гражданам бывшего СССР, даже 20 лет спустя в этих странах бьётся «пепел Клааса», взыскующий люстраций не только для своих политиков, но и для политиков Старой Европы, многие из которых были искренне очарованы риторикой коммунизма и не пережили его «прелестей» на собственной шкуре. И это не позволяет им судить своих благополучных европейских соседей более хладнокровно и прагматично.

Кроме скромности, Ван Ромпей ещё неделю назад мог похвастаться абсолютной неизвестностью даже на европейском, не говоря уж о мировом, уровне. Ему 62 года, он представляет консервативную фламандскую партию христианских демократов и премьерствует с декабря 2008 года. Ван Ромпей полиглот, публицист, автор шести книг, известный блогер. Его считают мастером компромисса, у него отличные отношения с различными европейскими институциями. Свой талант переговорщика и гибкость он доказал в качестве главы федерального правительства раздираемой национальными противоречиями Бельгии.

Прошлое не исчезает, и хотя коммунисты не имеют никакого политического влияния в Польше, министр иностранных дел страны Радослав Сикорский предложил даже снести похожий на МГУ Дворец культуры и науки, самое высокое здание в Польше, потому что это подарок Сталина жителям Варшавы: «Если мы его снесём, Польша получит символ конца коммунизма, как у Германии есть остатки Берлинской стены». Борьба с символами коммунизма пользуется поддержкой населения и прессы.

Как и новая норма, предложенная парламентом Польши, которая, в случае её принятия, вступит в силу со следующего года. Сенат одобрил поправку в статью 256 Уголовного кодекса, которая ставит под запрет любой коммунистический символ.

Все, кто их использует или владеет ими, рискует получить до двух лет тюрьмы за «прославление коммунизма». С этого момента носить майку с портретом Че Гевары или напевать «Интернационал» на улицах Варшавы в Польше будет считаться преступлением. Новый закон запрещает «производство, распространение, продажу и даже владение объектами, обозначающими фашизм, коммунизм или иные символы тоталитаризма».
Вступивший в силу Лиссабонский договор должен застраховать сообщество от резких движений стран Новой Европы, которая пока не ощущает ценности компромисса. Её суверенитету лишь 20 лет, и ЕС ещё долго будет натыкаться на сложности, вызванные фантомными болями посткоммунистических стран.

Насколько искренним было увлечение борьбой за мир баронессы Эштон, неизвестно. Остальную часть жизни она занималась экономикой, образованием и юридическими вопросами. Но если подбор кандидатур на высшие посты в Евросоюзе вёлся прагматически, то нужно было серьёзно разобраться в истории взаимоотношений Эштон с СССР, прежде чем давать ей должность главы европейской дипломатии. Скорее всего, Европарламент баронессу утвердит, несмотря на неприятный осадок.

Что касается фантомных болей, теперь одна надежда на нового президента ЕС Ван Ромпея. По мнению президента Франции Саркози, «этот фламандец — человек, который ничего иного не делал, кроме как приводил к согласию окружающих его людей».