Перековка несогласных с помощью автомата и казармы

На модерации Отложенный

Несущим военную службу в белорусской армии запретят заниматься активной политической деятельностью. Если медкомиссия признала молодого человека годным к службе, ему немедленно надо покончить с политикой. Это - официальное признание давно существующего в стране факта: зависишь от государства (будь то солдат-срочник или работаешь на государственной службе) - политикой лучше не заниматься.

Палата представителей Национального собрания (так в Белоруссии называется парламент) приняла в первом чтении законопроект, который введёт ответственность для солдат, несущих срочную службу, за участие в деятельности политических партий. По словам министра обороны Леонида Мальцева, соответствующая норма будет прописана в новой редакции закона «О статусе военнослужащих». Если же солдаты не приостановят своё членство в партиях «и других организациях, преследующих политические цели», то они «будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством».

Нынешний закон о статусе военнослужащих был принят ещё в 1992 году, и в нём также содержится запрет на участие в деятельности политических партий. В новой же редакции закона будет добавлено, что им также запрещено участвовать в разного рода забастовках или других акциях. Но суть не в этом.

В последнее время в Белоруссии участились случаи «громких» призывов в армию политически активной молодёжи. Оппозиционно настроенные молодые люди этим летом массово уходили в армию, даже если ранее на медкомиссии их признали негодными к несению военной службы. Забирали активистов обычно прямо из дому, не давая собраться и как следует проститься с родными, с помощью нарядов милиции и участковых инспекторов. Среди ушедших таким образом в армию активистов известны случаи Франака Вячорки (сначала активисты молодёжного крыла партии БНФ исключили из студентов журфака БГУ, а потом спешно забрали в армию), Дмитрия Железниченко, Алеся Калиты, Виталия Каратыша, Дмитрия Федорука, Алеся Кравчени, Ивана Шило, Евгения Скребца, Андрея Тенюты... Независимые правозащитники неоднократно указывали, что в своём стремлении забрать этих людей в армию власти нередко «фальсифицировали итоги медицинских исследований».

Понятно, что недавнее заявление Леонида Мальцева не могло не вызвать реакцию оппозиционных партий. Лидер партии БНФ Винцук Вячорка, сына которого призвали в армию летом, в интервью газете «Салидарнасць» заявил, что министр обороны уже должен был «выгнать вон своих юридических советчиков, впрочем, как и идеологических». «А если за этим заявлением стоят какие-то надежды поменять образ мышления тех солдат, которые не согласны с политической ситуацией в стране, то сделать это не удастся», - добавил он. - «Согласно ст. 13 в действующем законе о политических партиях, солдаты не могут быть членами политических партий. И функционально человек, находящийся в армии, не может исполнять свои обязанности в руководстве политической партии».

Не обошёл стороной политик и случай со своим сыном: «Говоря о каких-то юридических моментах, неплохо было бы господину Мальцеву вспомнить обстоятельства так называемого политического призыва прошлой зимой и, наконец, отреагировать с позиции интересов ведомства на ситуацию, когда, скажем, моего сына люди в штатском, избивая, в наручниках волокли в армию. Также хотелось бы реакции на ситуацию, когда в армии удерживают заведомо негодных по состоянию здоровья парней. Буквально вчера Франаку разрешили посетить городского стоматолога. Там, пожаловавшись на давление, он был принят терапевтом. Врач с ходу вынесла ему диагноз: артериальная гипертензия второй степени, риск три. А этот диагноз несовместим со службой в армии».

Собственно, «запрет на политику» сегодня в Белоруссии - вещь вполне обыденная, о которой все знают, но никто не говорит.

Портрет белорусского президента висит в каждом кабинете руководителя любого госучреждения, а все сотрудники любой организации знают: о Лукашенко либо хорошо, либо никак. Бизнес предпочитает отмалчиваться по другим причинам: посадить человека тюрьму, отобрав у него всё имущество, Генеральной прокуратуре так же легко, как, скажем, гаишнику оштрафовать за непристёгнутый ремень безопасности. Традиция всеобщего молчания и кухонных обсуждений политики в Белоруссии идёт ещё с незапамятных советских времён и продолжается до сих пор.

Что до непосредственного участия в политических процессах внутри страны, то, кажется, это уже не только пугает всех и вся, но и мало кого вообще интересует. Разве что примерно за полгода до начала президентских выборов оппозиционная молодёжь начинает собирать подписи за тех или иных депутатов. Причём молодёжь эта, как правило, нигде не учится (в противном случае было бы опасно: могут отчислить) и не работает: если начальник узнает, разрыв трудового контракта (а именно по контрактной системе работают на всех белорусских предприятиях и во всех госучреждениях) неизбежен. Например, во время прошлой избирательной кампании открыто доходило до того, что руководители госпредприятий «рекомендовали» своим сотрудникам не то что собирать, но даже ставить свои подписи под именами оппозиционных политиков, которым нужно было собрать 100 тысяч для того, чтобы они могли баллотироваться на пост президента. В вузах и средних специальных учебных заведениях страны в это время проводили «разъяснительные» лекции о вреде участия в политических акциях и оппозиционных партиях для нравственности и собственного обучения. Какие-то деканы открыто говорили об угрозе отчисления, какие-то - уклончиво напоминали, дескать, мы - «люди государевы, платит за ваше обучение государство, а потому его и только его необходимо поддерживать». Для пущей уверенности иногородних студентов на прошлых выборах «выселяли» из Минска: перед выборами все, кто жил в общежитии, должны были централизованно, под надзором проголосовать, а после них всем иногородним дали три дня выходных - при условии, что все «навестят родителей». Что до солдат-срочников, то их офицеры водили на избирательные участки также всех скопом. Вот и получается, что избирательное право в Белоруссии как бы и есть, но на самом деле осталось от него лишь название.

«Меня в последнее время вообще мало заботят новости из мира политики, - описывает типичное для белорусов состояние начальник отдела продаж одной из минских дистрибьюторских компаний Наталья. - Всё равно все прекрасно знают, чем закончатся и следующие выборы, и последующие. И так до тех пор, пока либо одному известному человеку не надоедят эти игры в политику, как надоели Ельцину, или до тех пор, пока экономика страны не опустится в такую ж..., что у народа совсем не будет работы и он выйдет на улицы. Голосовать бессмысленно. Даже не пойду, если не скажут сходить. Всё это уже давно фарс, но Лукашенко уже никого не раздражает, как раздражал раньше. Кого-то он смешит, большинство же равнодушно. Полнейшая политическая апатия в стране. И изменить её, кажется, ничто не способно: оппозиция настолько убога, что её деятельность тоже ничего, кроме улыбки, не вызывает». Поэтому, говорит Наталья, прописывать законодательно запрет на участие тех или иных граждан в стране бессмысленно: всё равно никто вредить «строю» не будет.

«Случай с армией можно понять: туда молодёжь призывают. А люди зрелого возраста и так в политику не идут. Шли бы - придумали и там какие-то ограничения. А так в них нет никакого смысла», - резюмирует менеджер.