Чем опасна Москва

На модерации Отложенный

Сомневаюсь, что все противники Лужкова искренни в своем желании изменить коррупционную ситуацию, многие просто хотят прийти на рынок

Рассматривая историю о вчерашнем обыске в департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы, стоит разбить ее на куски.

Ни для кого не секрет, что со строительством и жилищным фондом в Москве связана большая часть коррупционных дел. Москва – город с одним из самых высоких уровней коррупции. Через Москву проходят наибольшие, по федеральным масштабам, финансовые потоки. При отсутствии открытой конкуренции, борьба за места на рынке проходит силовыми способами.

Также стоит обратить внимание, почему это произошло именно сейчас.

Отвечая на этот вопрос, мы можем дать лишь субъективные, чисто технические ответы. Созданный ОРБ-3 (Оперативно-розыскное бюро № 3 МВД РФ), департамент экономической безопасности на сегодняшний день считается наиболее эффективным подразделением, которое занимается борьбой с коррупцией в системе. Не с конкретными взятками, когда преподаватель или врач берет деньги, а всей коррупционной системой.

Сегодня коррупция – это огромный бизнес, мы оцениваем его в 300 миллиардов долларов в год. Это достаточно мощный межведомственный, внутренний бизнес, который работает с определенными людьми по отработанной схеме, схеме принятия решений. Именно на таких отработанных цепочках и специализируется ОРБ-3, и весьма эффективно.

Как мы видим, на одну из таких цепочек и был направлен вчерашний обыск. Как это связано с Юрием Михайловичем Лужковым? Можно твердо сказать – напрямую.

Главное, накануне грядущих выборов не акцентировать внимание только на политической составляющей этого дела. Нельзя игнорировать тот факт, что внушительное число москвичей не просто так поддерживает своего мэра. Есть целая система людей, которых «сдавать» нельзя, и как лояльная группа они поддерживают мэра для решения своих личных вопросов. Это проблема не только отдельно взятого Лужкова, но и всей власти в целом.



То, что объем коррупции в Москве больше, чем в других регионах, понятно без слов. Здесь сконцентрированы огромные финансовые потоки, на которых завязаны интересы многих людей. Учитывая, что коррупционный процесс начинается на стадии выделения земли, получения ценного контракта и т.д., любое крупное событие будет привлекать более пристальное внимание. Будет ли данная ситуация использована противниками Лужкова? Уверен, что да. Но утверждать, что здесь была некая команда – нельзя. Сомневаюсь, что все противники Юрия Михайловича искренни в своем желании изменить коррупционную ситуацию, многие просто хотят прийти на этот рынок и использовать его в своих интересах.

Если же рассматривать политическую составляющую, то факт, что обыск проводился накануне выборов, наводит на мысль, что уже в ближайшем будущем это может быть где-то использовано. Нужно понимать, чем опасна Москва. Здесь есть люди, которые действительно хотят навести порядок, и те, которые просто хотят прийти на этот рынок. В данной ситуации я считаю действия ОРБ-3 правильными, потому что систему надо выкорчевывать полностью. В ситуации, когда конкуренции как таковой нет, когда она номинальна и существует в виде конкуренции клановой и групповой, появляется опасность разрешения конфликтов силовыми методами.

По поводу самого обыска как бывший сотрудник спецслужб могу сказать одно: если нужен результат, обыск надо проводить днем, во время рабочего дня. Зачем использовали такое количество «масок-шоу», думаю, не знает никто. Я не сторонник привлечения спецподразделений: как правило, справиться можно силами следователей и оперативных сотрудников, «маски-шоу» устраиваются в отдельных случаях, когда велик риск уничтожения документов или перемещения средств. Тем не менее, методика задействования спецслужб существует, и эту методику надо исправлять, как и любые ошибки.