Профсоюзы не верят, что народ доведен до отчаяния

На модерации Отложенный

Одни профсоюзы на следующей неделе обещают массовые акции протеста. Другие - не верят, что народ доведен до отчаяния

Просидев весь кризис ниже травы, профсоюзные лидеры внезапно очнулись. С 5 по 9 октября Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)грозится вывести на улицы тысячные массы трудящихся и грозно ударить кулаком по столу - провести акцию «За достойный труд». Исполкомом ФНПР обещает насыщенную программу, включающую пикеты у предприятий, на которых задерживается зарплата, митинги и шествия.

Кроме того, в ФНПР объявили – и спорить с этим чертовски трудно – что «общая ситуация в экономике России остается напряженной: усиливается тенденция к снижению уровня зарплаты, выросло число людей с доходами ниже прожиточного минимума, сжимается потребительский спрос». Более того, по данным профсоюзного мониторинга, в настоящее время нарастает «угроза новых массовых увольнений работников».

Сможет ли ФНПР эффективно противостоять этим самым увольнениям, чем вызвана годовая задержка реакции профсоюзов на кризис?

Мы позвонили в ФНПР, однако замруководителя департамента общественных связей ФНПР Геннадий Ходаков комментировать ситуацию наотрез отказался: «Мы готовим пресс-конференцию, я не могу предвосхищать то, что скажут на ней наши товарищи...»

А вот как видит перспективу профсоюзного движения руководитель Независимого профсоюза горняков (НПГ) России Александр Сергеев.

«СП»: – Александр Андреевич, вы знаете об акции ФНПР?

– Первый раз слышу об этой акции. Вчера столкнулся с руководителем ФНПР Геннадием Шмаковым. Поговорили другом с другом. Он говорит, ты такой бородатый, а я – ты такой пузатый. И все, об акции он мне ничего не сообщил.

«СП»: – Почему ФНПР отсиживалась год, а теперь возбудилась?

– Они не возбудились, у них регулярное осеннее-весеннее «наступление трудящихся». Им же нужно заявлять, что они существуют, что у них есть позиция.

«СП»: – Почему «наступление» в кавычках?

– Вы полагаете, ФНПР представляет коренные интересы трудящихся?

«СП»: – Я собирался спросить это у вас.

– Я не собираюсь комментировать действия другого профобъединения. У них своя судьба. А у нас – своя: чтобы рабочий стал гражданином, осознал свои права, и научился их защищать.

«СП»: – Вы планируете какие-то акции в ближайшее время?

– Нет, не планируем.

«СП»: – А почему?

– Для того, чтобы планировать, необходима реакция с мест. Когда мы в последний раз собирались на центральный совет НПГ, летом, вопрос о коллективных действиях не стоял.

Только сейчас идет обсуждение, как формировать позицию профсоюза в регионах, о чем говорить.

«СП»: – Почему такое впечатление, что профсоюзы не идут на серьезные конфликты с властью?

– Я не могу комментировать тактику ФНПР. А по нашему профсоюзу могу сказать. Когда надо, мы выступаем. Надеюсь, вы не забыли 1998 год. Когда мы требовали отставки Ельцина, и четыре месяца пикет держали на Горбатом мосту?

«СП»: – А вы не забыли, что на дворе уже 2009 год?

– Мы не забыли. Если люди готовы будут выдвинуть такие требования, мы скоординируемся. Вы должны понимать: шахтеры, которых мы представляем – самостоятельный социальный субъект. А профсоюз, которые я представляю, являются координирующим органом.

Если внизу ситуация созреет, и народ скажет «вперед, ребята» – мы пойдем. А так, кричать «пойдемте за нами, мы знаем, как надо жить» – так мы уже пожили.

«СП»: – Эксперты обещали, что осенью мы столкнемся с массовыми выступлениями. Будет синдром Пикалево, остановятся моногорода. Вы считаете, будет волна выступлений?

– Эксперты-политологи сидят в пределах Садового кольца, и должны гранты свои отрабатывать, вот и прогнозируют. По нашему прогнозу, этой осенью начнутся только массовые сокращения. К январю-февралю до людей дойдет, что происходит. Вот к концу зимы – началу весны ситуация будет накаляться.

В Пикалево Дерипаска вывел людей специально, чтобы решить свои проблемы с собственниками. В Горно-Алтайске полгода назад – тоже директор бодался с бюджетом, и люди перекрывали трассу. Но это не сами рабочие вышли, доведенные до отчаянья.

Люди пока не доведены до отчаянья. Я недавно вернулся из Кузбасса, был там целый месяц. Рабочие там пока не осознают, что происходит, и собственники не предпринимали пока серьезных шагов по сокращению. Это только первые звоночки – планы АвтоВАЗа на сокращение 5 тысяч.

А ведь это нужно еще уведомить, сократить. Человек должен уволиться. Получить пособие – 4900 рублей. Принести деньги домой, никуда не устроиться, жена должна попилить. Это сколько времени нужно?! Вот к началу весны дойдут.

«СП»: – Что бы вы пожелали ФНПР в их акциях?

– Реальности и конкретности выдвигаемых требований. А то они обычно ходят вокруг да около. «За достойный труд» – за какой конкретно достойный труд?! Какой минимальный размер оплаты труда должен быть, размер пенсии? Кто обязан это сделать? Конкретно, кто?

Если такие будут лозунги, мы сами встанем под ними. А «За достойный труд» – они каждый год с такими требованиями выступают. Только трудящиеся лет двадцать живут, извините, в заднице.