В России будет либо революция, либо охранная диктатура

На модерации Отложенный

Каковы последствия глобального экономического кризиса для внутренней и внешней политики России? На такой вопрос попытались ответить в Берлине гости из Москвы - политолог Георгий Сатаров и публицист Мария Липман.

В берлинском Фонде имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung), близкого к немецкой партии \"зеленых\", прошла публичная дискуссия с участием президента фонда \"Информатика для демократии\" (ИНДЕМ) Георгия Сатарова и эксперта московского Центра Карнеги, главного редактора журнала Pro et Contra Марии Липман.

Дискуссия проходила в новом, с иголочки, здании фонда, построенного по последнему слову энергосберегающих технологий. Его отопление, например, частично осуществляется за счет компьютерных серверов, установленных в подвале. Послушать Сатарова и Липман пришла разная публика - студенты, в том числе из России и Белоруссии, проходящие обучение в берлинских вузах, политологи, журналисты, сотрудники аппарата парламента, просто любознательные люди.

Стабильность = стагнация

Гости из Москвы говорили о последствиях глобального экономического кризиса для внутренней и внешней политики России и о различных вариантах дальнейшего развития страны. Но для начала аналитик Фонда имени Генриха Бёлля Ральф Фюкс (Ralf Fücks) предложил вниманию аудитории свою оценку ситуации в России.

\"Еще год тому назад казалось - тем, кому хотелось, - что Россия так накачала мускулы, что едва держится на ногах, - заявил Фюкс, - но всемирный кризис со всей силой ударил и по России, выявив уязвимость ее экономической и политической системы\".

По мнению Ральфа Фюкса, за стабильностью, которую якобы обеспечил во время своего президентства Владимир Путин, на самом деле скрывалась глубокая экономическая и общественная стагнация.

Преждевременными и ошибочными назвал немецкий аналитик заявления российских политиков о том, что Россия выйдет из кризиса окрепшей и раньше западных стран.

\"Стало ясно, как сильно зависит Россия от оздоровления мировой экономики и связанного с ним роста цен на сырье\", - заявил Ральф Фюкс и добавил, что и в самой России растут сомнения в способности правящей элиты вывести страну из кризиса, хотя массовых протестов пока нет, и внешне система выглядит стабильной.

Варианты Сатарова

Георгий Сатаров представил в Берлине сценарный анализ, который проводит ИНДЕМ на основании экспертных оценок, начиная с 2005 года. Таких сценариев возможного развития России всего пять:

Первый это - \"Вялая Россия\", то есть инерционный сценарий. Второй - \"Диктатура развития\", своего рода, пиночетовский вариант. Третий вариант Сатаров назвал \"Охранной диктатурой\", под которой он подразумевает ужесточение режима, но не ради модернизации, а просто ради самосохранения. Два оставшихся сценария - \"Революция\", то есть очередная нелегитимная смена власти, и \"Smart Russia\" - это демократическая модернизация по западному образцу.

По итогам анализа, проведенного в этом году, примерно равные шансы имеют три сценария: диктатуры развития, охранной диктатуры и революции.

Если, однако, учесть тенденции, которые ИНДЕМ отслеживает на протяжении нескольких лет, то оказывается, что Россия стоит перед выбором только из двух альтернатив.

\"Революция или охранная диктатура, а дальше уже последующая революция, как это положено в России\", - уверен Сатаров.

За отсутствием субъекта перемен

Мария Липман, выступая в Берлине, указала на отсутствие в России субъекта перемен. По-прежнему высокий - даже в условиях кризиса - рейтинг Путина и Медведева она интерпретирует как неготовность людей к переменам, \"к переменам, которые бы они сами осуществляли, готовность терпеть, жить так дальше, приспосабливаться, но главным образом не брать на себя ответственность\".

Георгий Сатаров также считает главной тенденцией последних лет нарастание равнодушия.

Что же касается правящей элиты, то, по словам Марии Липман, она ставит перед собой только одну задачу: остаться у власти. \"Тем самым сохранение статус-кво является приемлемым сценарием или даже желанным наверху и внизу. И в этих условиях непонятно, откуда ждать перемен\", - отметила Мария Липман.

Все, по ее мнению, будет зависеть от цен на нефть. Если они будут и далее удерживаться на уровне 60-70 долларов за баррель, то невозможно предсказать, как именно будет развиваться дальше Россия и какой из возможных сценариев станет реальностью.

Разные приоритеты

Критически Мария Липман оценивает и внешнюю политику российского руководства. На радикальное улучшение отношений между Россией и странами Запада, в первую очередь США, она не рассчитывает. Главной причиной Липман считает радикальное расхождение приоритетов.

\"Если для США Россия превратилась в проблему, которую нужно минимизировать, то президент Обама думает примерно так: получится убедить Россию в том, что сотрудничество для нее выгодно - хорошо, не получится - значит, придется иметь дело с Россией, как с проблемой, - заявила Мария Липман. - Для России приоритеты совершенно другие и они совершенно невыполнимы. Главным приоритетом для России является добиться того, чтобы к ней относились, как к равному, добиться уважения, при том, что российское руководство да и российские граждане точно знают, что  равенства этого нет и оно безнадежно утрачено. Этот синдром утраченного статуса и определяет на сегодняшний день и внешнюю политику России, и ее политические решения, и те метания, которые мы наблюдаем\".

Именно с такой точки зрения, по мнению Марии Липман, следует рассматривать и начавшийся диалог между США и Россией по проблеме сокращения ядерных вооружений. Россию, считает она, интересует сам процесс этих переговоров, а не результат.

\"Пока мы разговариваем с Соединенными Штатами о сокращении ядерных вооружений, мы выступаем будто бы на равных. Пока мы с ними разговариваем, мы как будто там, в прошлом. Тоска по утраченному статусу лишает Россию возможности смотреть вперед\", - заключила Липман.

Без союзников и партнеров

Это относится и к взаимоотношениям России с ее соседями - республиками бывшего СССР. На постсоветском пространстве, указала она, Россия оказалась в таком одиночестве, в котором не была никогда - без союзников и без партнеров. 

Такую ситуацию Георгий Сатаров назвал \"гигантским внешнеполитическим поражением России\".

\"Растерять практически все, - сказал он, - за десять лет, это - даже если специально поставить перед собой такую задачу - довольно трудно. А они умудрились это сделать\".