Не ешь еду из магазина-козленочком станешь..

80% продуктов питания, купленных и протестированных экспертами «Ростеста» в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, непригодны для употребления в пищу. О результатах исследования пишет «Российская газета».

В «черный список» попали тушенка, сардельки, сливочное масло, кефир и творог. Испытания показали, что все указанные продукты либо низкого качества, либо имеют давно просроченный срок годности, либо просто опасны для употребления в пищу.

Закупленные образцы в конце ноября были переданы в испытательную лабораторию «Ростеста» представителями общероссийской общественной организации «Зеленый патруль». В акцию «попали» в общей сложности 30 магазинов.

В 70% случаев по результатам проверки было выявлено отсутствие обязательных сертификатов соответствия или деклараций, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию — в 80% случаев. На часть закупленной продукции были предоставлены подложные документы, выданные на совершенно другой товар. К примеру, на «творог классический» был представлен единственный официальный документ, выданный на «кефир обезжиренный» при полном отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.

«В сардельках нами был обнаружен крахмал, хотя в составе продукта на упаковке он отсутствовал. Под видом кусковой говяжьей тушенки продавалось мясо растительное», — рассказывает начальник Испытательного центра продуктов питания и продовольственного сырья «Ростест-Москва» Ирина Васильева. Недовольны специалисты остались и качеством сливочного масла. Поверхность многих образцов оказалась окисленной, что говорит о неправильном хранении продукта. По микробиологическим показателям, то есть по наличию различных, в том числе и «вредных», бактерий, зафиксировано десятикратное превышение безопасного уровня. Надувательством потребителя можно назвать и состав продукта. «По сути, маслом не может считаться до 70% так называемого натурального сливочного из-под коровки, — утверждает Ирина Васильева, — поскольку продукция наполовину состоит из растительных жиров. При этом большинство производителей этот факт тщательно скрывают».

В составе творога было обнаружено превышение содержания дрожжей и плесени. Там же было найдено и пальмовое масло. Похожая неприятность случилась и с кефиром. Наличие плесени в отдельных образцах в два раза превышает норму.

Проверка продуктов питания, организованная «Зеленым патрулем», носила выборочный характер, точнее, контрольная закупка была проведена только в маленьких магазинчиках в «спальных» районах Москвы и Санкт-Петербурга. В ближайшее время аналогичному исследованию подвергнутся крупные торговые сети, а чуть позже уличные фаст-фуды.

Откуда растут ноги у проблемы плохого качества продуктов питания догадаться нетрудно не трудно – это отмена обязательности пищевых ГОСТов.

В русле этой новости стоит и другая — бывшие руководители Госстандарта написали президенту Дмитрию Медведеву открытое письмо, в котором попросили отменить закон «О техрегулировании» и вернуться к системе советских ГОСТов. Об этом пишет 2 декабря газета «Коммерсант».

По данным издания, открытое письмо президенту подписали Георгий Колмогоров, который руководил Госстандартом в 1984–1989 годах, Сергей Безверхий (глава того же ведомства в 1992–1997 годах) и Геннадий Воронин (1997-2001). Они отметили, что пока не выполнена ни одна из правительственных программ по разработке техрегламентов, хотя на разработку этих документов тратится до шести миллиардов рублей в год. Кроме того, авторы письма отмечают, что реформа техрегулирования привела к «развалу Госстандарта» — он был заменен Ростехрегулированием.

ГОСТы (государственные стандарты) — были введены в Советском Союзе; первый из них опубликован в 1968 году. Сейчас ГОСТы являются межгосударственным стандартом в СНГ и используются в ряде стран, которые еще не заменили их национальными стандартами.

В России ГОСТы должны были утратить обязательный характер с 2002 года, однако на переходный период (период разработки технических регламентов) их исполнение в ряде пунктов все же обязательно.

Сейчас в России принято только 11 техрегламентов. В конце ноября Дмитрий Медведев пожаловался, что закон «О техрегулировании» до сих пор не заработал. «Просто не знаю, что делать, может быть распустить эти органы наши по техническому регулированию… Надо новые правила эти создавать»,— заявил тогда Медведев.

Если Ростехрегулирование будет действительно распущено, то изменение технических регламентов станет еще одной реформой, которая была введена во время президентства Владимира Путина и отменена во времена Дмитрия Медведева. Ранее Медведев раскритиковал появившиеся несколько лет назад госкорпорации и потребовал акционировать их или ликвидировать совсем.

Мы связались с одним из авторов письма президенту России — Геннадием Петровичем Ворониным, который является сейчас президентом Всероссийской организации качества, и попросили прокомментировать ситуацию с ГОСТами и техрегламентами.



Чем плох техрегламент и чем хорош ГОСТ?

У нас в стране насчитывается 25 500 ГОСТов. Они имеют требования по безопасности. Этот нормативный документ применяется во всем мире. 40% наших ГОСТов гармонизированы с международными. Казалось бы, задача стоит гармонизировать оставшиеся – и все. Но нет, их просто отменили. Говорили, что ГОСТов развелось слишком много. Но в Америке их 95 000.

Они там тоже называются ГОСТами?

Нет, там их именуют Национальными стандартами, но суть у них та же. У американцев нет никаких регламентов. У них есть регламентирующие стандарты. Это те же стандарты, что и наши ГОСТы, но включающие еще требования по безопасности там, где они нужны. Поэтому никто там не собирался отменять национальные стандарты и заменять их новыми регламентами. Этого нет ни в одной стране мира.

Значит, регламенты можно было включить в ГОСТы и ничего не отменять?

Да. Но у нас поступили наоборот. И стали включать в техрегламенты еще и технологии. В итоге получилось так, что техрегламент превратился в документ объемом 300, 500, 1000 страниц. Кто будет это читать на предприятии?

Получился довольно громоздкий документ…

И ненужный к тому же. Еще жалуются, что много устаревших стандартов. Но они устарели только по одной причине – деньги не выделялись на их обновление. А раз денег нет, то технические комитеты их не разрабатывали. Таких комитетов есть 355.

Они существуют при ком-то или самостоятельно?

Комитеты работали под руководством Госстандарта, но находились в разных отраслях, в базовых институтах. Мы говорим, что теперь нужно привлечь к этим комитетам потребителей и бизнес, и больше ничего. Конечно, их надо обновлять. Если бы те деньги, которые затрачены на закон о техрегулировании и на разработку техрегламентов, потратили бы хотя бы частично, наполовину, на гармонизацию стандартов, то сегодня мы имели бы самую совершенную систему стандартизации. Я в этом убежден.

В Китае и в Японии на конгрессах система Госстандарта была признана лучшей в мире. Даже мне американцы из Института стандартов говорили: «Нам бы такую систему, как Госстандарт». А мы взяли и одним росчерком пера ее развалили. Наши ГОСТы называли советскими. При чем здесь это? Нет советского стандарта. Есть просто стандарт, норма. И политический строй никакой роли здесь не играет.

Кому же понадобилось развалить эту систему?

В свое время я хотел найти авторов закона, чтобы подискутировать с ними. Мне их обещали, но никто так и не показал. Как мне рассказали на одном из круглых столов в ТПП у Примакова, писали закон представители крупных транснациональных корпораций, работающих в нашей стране. Мне они известны, но называть не буду. Им выгодно было эту систему развалить, чтобы проталкивать свои товары здесь, а наши товары не проникали бы на их рынок.

Какой размер среднего ГОСТа?

Примерно от 5 до 20 страниц. Таких размеров, как у техрегламентов, нет.

Кто разрабатывал техрегламенты?

По закону о техрегулировании техрегламенты, образно говоря, может разрабатывать тетя Маша с улицы. И самое главное – коррупция здесь победила. Конкурсы на разработку техрегламентов выигрывали не наши ученые, не экспертное сообщество, не головные институты, а конторы «Рога и копыта». Если все рассказать, это будет дикая картина. А после того, как они выигрывали как бы тендер и получали деньги, бегали и нанимали исполнителей. Даже мне были звонки, чтобы я почитал и поправил то, что они написали. А моему коллеге, профессору, позвонили и пообещали заплатить 100 долларов, если он посмотрит. Регламенты появлялись очень неграмотные, пошла профанация.

Почему пищевики против ГОСТов?

Пищевики ссылались на то, что у них часто меняется рецептура, а ГОСТ нельзя менять каждый месяц. Под это они вытребовали себе Технические условия (ТУ). Но их, по уму, тоже надо согласовывать и утверждать. И они тоже должны входить в государственный реестр. Чтобы в итоге любой потребитель мог выйти в Интернет и по номеру ТУ на колбасе посмотреть, что же он ест. Этого никто не делает. ТУ считается ненормативным документом, но по нему можно выпускать продукцию. Поэтому ухватить производителей некачественной пищевой продукции невозможно, даже если им скажут, что продукция не соответствует не только ГОСТу, но и ТУ. Ну и что? Никто никакой ответственности не несет.

Как вы считаете, если бы вернули пищевые ГОСТы, качество продуктов питания улучшилось бы?

Безусловно. Но должен еще быть и надзор за соблюдением ГОСТов, а он разрушен. Его нужно будет восстановить, если вернут ГОСТы. И еще нужно отменить запрет на проверку предприятий в течение первых трех лет, а то они будут менять названия каждые два с половиной года и на них никогда не зайдешь и соблюдение ГОСТов не проверишь.

Как вы оцениваете вероятность того, что президент Медведев восстановит ГОСТов?

Трудно сказать. У техрегламентов огромное лобби.

Чувствуете ли вы противодействие вашему письму?

Да, «Зерновой союз», молочники и кое-кто еще уже выступили в защиту техрегламентов.