В ожидании чуда
На модерации
Отложенный
«Усадьба. Джаз» на сегодняшний день – самая успешная и долгоиграющая попытка устроить в наших пенатах достойный фестиваль европейского уровня. В идеале это должно выглядеть примерно так: взрослые люди с детьми, зонтиками и корзинками для пикника приезжают слушать серьезную джазовую музыку и радоваться жизни. На практике же каждый год агентству «Арт-Мания» (бессменному устроителю фестиваля) приходится идти на различные компромиссы. Поэтому собственно джазу посвящена по сути лишь одна сцена – «Аристократ».
В этом году атмосфера на «Аристократе» была и вовсе под стать академическому концерту: стульчики в ряд, на стульчиках – слушатель серьезный: в зале попадались и джазовые музыканты, и критики. Главное событие первого дня – американский саксофонист Брэнфорд Марсалис со своим квартетом. Музыкант вполне именитый и признанный, а потому долгожданный. Собственно, чего ждали – того и дождались: техника, мастерство, профессионализм – все на высшем уровне. Если в первый день, кроме Марсалиса, на «Аристократе» выступали только молодые команды (среди них попадалось немало симпатичного, правда, джаза было немного), то во второй день были и бэнды «старой школы» – «Каданс Миллениум» Германа Лукьянова, и биг-бэнд имени Олега Лундстрема, и один из самых интересных условно «молодых» коллективов – квинтет Ивана Фармаковского.
Роль главного компромисса из года в год выполняет главная сцена – «Партер». Здесь выступают музыканты, на которых «должен прийти народ». Таким образом на «Партере» в свое время оказались Макаревич, «Несчастный случай», «Квартал». Ведущие – Тутта Ларсен и Валерий Марьянов – представляли музыкантов и отчаянно пытались придумать, какое же отношение все они имеют к джазу. Придумать было весьма сложно, хотя музыканты были хорошие, просто с джазом у них туговато. Запомнился довольно любопытный проект Zventa Sventana, который условно можно обозначить как этно-фанк. С одной стороны, настоящий русский фольклор (за песнями музыканты специально ездили к бабушкам в Тульскую область), с другой – фанковое звучание. Самое смешное, что группой довольно плотно занимается Юрий Усачёв, по совместительству участник совсем другого проекта – «Гости из будущего», а это, как известно, самая что ни на есть попсовая группа. Но как-то у Усачева одно с другим вполне успешно сочетается.
Вторая безусловная радость – Алексей Айги со своим ансамблем «4\'33\'\'».
«4\'33\'\'» – практически пионеры отечественного инструментального авангарда, а Алексей Айги и вовсе уникальный персонаж: музыкант, скрипач, композитор. Он, создавая музыку «не для всех», остается вполне успешным и известным в самых широких кругах. В первую очередь, конечно, благодаря кино: его музыка звучит и в почти уже культовой «Стране глухих» Валерия Тодоровского, и в совсем новом «Диком поле» Михаила Калатозишвили. Выступление на «Усадьбе» приятно порадовало тем, что на сцене стоял (несмотря на все регалии и почести) очень живой человек – творческий, ищущий, свободный.
Роль хедлайнера в первый день была отдана одной из самых самобытных отечественных команд – группе «Аукцыон», а во второй – любимой звезде фестиваля Нино Катамадзе. «Аукцыон» был практически в звездном составе – с контрабасистом Владимиром Волковым и (видимо, для привязки к джазу) саксофонистом Анатолием Герасимовым – и вполне ожидаемо хорош. Нино же – все больше и больше шоумэнит и заводит зал, что получается у нее просто прекрасно, а вот музыки, как кажется, становится все меньше. Но, главное, – народ пришел и радовался. Странная штука – народная любовь: многих очень хороших музыкантов любят, уважают, слушают, но не обожают. А Нино обожают – до дрожи и ломоты, просто за то, что она есть, за то, что она – Нино.
Если в первый день тучи отчаянно сгущались, а дождик слегка накрапывал, то во второй уже по-настоящему лило, а радоваться под проливным дождем – это занятие для особо стойких и выносливых. Таких оказалось не особенно много – виною тому не только погода, но и цены на билеты, которые в этом году вполне «кусались» – тот, кто хотел посетить все сцены, был вынужден платить аж три тысячи рублей за один день. Связана такая жесткая ценовая политика, как несложно догадаться, с кризисом: собственно, первый год «Усадьба. Джаз» проводилась практически без серьезных спонсоров, а потому было решено «отбиваться» за счет зрителей. Удалось это или нет – сказать сложно, но, по всей видимости, не очень. Народу, учитывая масштабы Архангельского, было не густо.
Отвечая на вопрос о музыкальном составе фестиваля, Мария Сёмушкина, директор компании «Арт-Мания», которая и проводит это мероприятие, вздыхает и честно признается: да, хотелось бы больше серьезной музыки, но, во-первых, с бюджетом беда, а во-вторых – «народ у нас еще не готов». Тоже, в общем, не новость – он у нас много к чему «не готов».
Комментарии