В России людей судят не за действия, а за мысли

Люди страдают не столько от борьбы с экстремизмом, сколько от ее имитации. В этом уверены авторы доклада «Российское общество под контролем» (Злоупотребления в ходе борьбы с экстремизмом и терроризмом)». По словам правозащитников, под подозрение псевдо борцов с экстремизмом может попасть любой, кто ведет себя ни как все.

Ярким примером применения российского антиэкстремистского законодательства является преследование в нашей стране мусульман.

«Для того, чтобы попасть под обвинение в экстремизме, достаточно совершать нетрадиционные обряды, хранить нетрадиционную религиозную литературу. - Говорит эксперт по работе с беженцами комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина. - В итоге, целый слой населения подвергается преследованиям, люди могут быть осуждены, подвержены пыткам и оскорблениям. Кстати, это имеет обратный эффект. В глазах молодежи эти люди приобретают ореол мучеников. И молодежь делает свои выводы. Идет, ни что иное, как процесс принудительной радикализации мусульман».

Яркий пример - судебный процесс, который сейчас идет в Казани. 12 человек обвиняются в попытке захвата власти. Им грозит до 20 лет лишения свободы. Вся вина в том, что они исповедовали, так называемый «нетрадиционный Ислам».



«Эти люди ничего не совершили. Логика обвинения такая - раз их религия ставит целью создание Халифата, значит эти люди ни перед чем не остановятся, они экстремисты» - рассказывает Елена Рябинина.

По словам правозащитницы сам термин нетрадиционный Ислам» абстрактный и бессмысленный. Разновидностей Ислама очень много.

«Традиционный Ислам или нет в нашей стране решает сотрудник милиции или ФСБ» - замечает член правления общества «Мемориал», председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

«Часто к экстремистам причисляют просто по внешним признакам - нестандартная прическа, одежда. - Утверждает Елена Рябинина. - Если не хочешь, чтобы тебя арестовали - будь как все. Экспертами выступают сотрудники УБОП и ФСБ, которые действуют по разнорядкам, которым нужно выполнять план по борьбе с экстремизмом. Возникает вопрос, а действительно ли у нас светское государство, если людей судят за несоответствие религиозным канонам? Возникают параллели с 60-ми, 70-ми годами. Людей судят не за действия, а за идеи, мысли, верования, взгляды. К чему это может привести - страшно подумать».