ЕСН приказал долго жить
На модерации
Отложенный
Госдума в последний день сессии приняла окончательный вариант закона, по которому с 1 января 2010 года упраздняется единый социальный налог (ЕСН). С его исчезновением на бизнес ляжет серьезное увеличение налогового бремени. Главная цель нововведений - поддерживать пенсии на определенном уровне. Но сколько от этого выиграют пенсионеры и выиграют ли?
Провожая в последний путь ЕСН, попытаемся вспомнить его основные этапы. Занимательно, что его существование довольно тесно переплелось с институтом президентства в России. Первые разговоры о том, что было бы неплохо свести все страховые взносы, выплачиваемые в пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования в единый социальный налог, появились на заре президентства Владимира Путина.
Официальная биография ЕСН началась 5 августа 2000 года. Сторонники этого нововведения уверяли, что это приведет к следующим позитивным результатам: снижению размеров налогов, начисляемых на фонд оплаты труда; снижению административных издержек; повышению собираемости налогов (взносов), благодаря передаче функций контроля и сбора профессионально подготовленной, технически, технологически и информационно оснащенной, мощной государственной налоговой службе.
Однако чуда не случилось. Более того, в ближайшие полтора года законодательство о ЕСН трижды радикально пересматривалось. Вполне понятно, что еще чаще пересматривались нормативные документы, прежде всего декларация по ЕСН.
В чем же проявились основные слабости единого налога? Прежде всего, о чем чуть ли не с первых же дней его существования говорили эксперты, новый налог не решил проблему трансакционных и административных издержек. К примеру, только количество платежных документов, оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 году до 11 - в 2002-2003 годах! К тому же новый налог вошел в определенное противоречие с самой сущностью налогового и бюджетного законодательства, основой которых является безэквивалентность и безвозмездность налоговых сборов по отношению к налогоплательщикам. Все вопросы о том, где аккумулируются налоги и на какие цели расходуются, решаются не налоговым, а бюджетным законодательством.
Но наиболее слабым звеном в новой структуре пенсионной системы так и остался сам Пенсионный фонд, который уже много лет испытывает большие финансовые трудности - его доходы не покрывают расходов на выплату пенсий, и ежегодно растущий дефицит приходится компенсировать из федерального бюджета. Только в следующем 2010 году вложения федерального бюджета в Пенсионный фонд по скромным подсчетам составят примерно 98 млрд рублей.
И если в 2004 году правительство имело в кармане джокера в виде относительно неплохо себя чувствующего нефтяного сектора, которого Владимир Путин тогда заставил поделиться своими сверхприбылями в размере $3,5 млрд, то сегодня настало время, когда дополнительные «реквизиции» коснутся всех отраслей российской экономики. В течение 2010 года страховые взносы будут взиматься в размерах ставки ЕСН - 26%. Из них, как и раньше, 20% будет отчисляться в ПФ РФ, 2,9% в ФСС и 3,1% в ФМС. Но уже с 1 января 2011 года предпринимателям придется потуже затянуть пояса: страховые взносы возрастут до 34%. Из них в ПФР будут отчислять 26%, в ФМС - 5,1%, а тарифные ставки отчислений в фонд социального страхования останутся на уровне 3,1%.
Предполагается, что эта дополнительная нагрузка на бизнес должна составить около $32 млрд (1 трлн рублей). Причем никакими обещаниями о снижениях других налогов компенсировать потери для бизнеса не удастся.
Также вызывает вопросы и отмена регрессивной шкалы единого социального налога на плоскую шкалу страховых взносов. Существуют опасения, что этот шаг будет иметь негативные последствия как для работников, так и для работодателей, так как крупные компании просто свернут свои социальные программы, а средний и малый бизнес начнет уводить зарплаты сотрудников «в тень».
Увеличение налоговой нагрузки на бизнес в кризисное время преследует главную цель - поддерживать пенсии на определенном уровне. Но сколько от этого нововведения выиграют пенсионеры и выиграют ли? Вторая часть нового законопроекта содержит несколько принципиальных пунктов, касающихся пенсий. Сегодня говорится о том, что основной стратегической целью новаций являются 2,5 федеральных прожиточных минимума для пенсионера, заработавшего свой стаж еще в советские времена и пенсия в 40% от заработка для тех работников, что успеют потрудиться свыше 30 лет уже при новой системе. Нынешние пенсии пересчитают в сторону увеличения: каждый год советского трудового стажа прибавит к ним 1%, а те, кто ушел на пенсию до 1 января 2002 года, получат еще и 10% прибавку.
Насколько эти интенции российского правительства окажутся реальными, мы увидим уже в ближайшей перспективе. Однако то, с какой поспешностью проходило как рождение единого социального налога, так и его скоропостижная отмена, наталкивает на грустную мысль, что и новая система, пройдет по традиционному российскому лабиринту, где хотели, как лучше, а получается как всегда.
Комментарии
Соцстрах и ФОМС можно пока оставить, все-таки эти два сбора связаны с текущим обслуживанием бизнеса - грубо говоря, отпусков и больничных.
ПФ РФ. Снять отчисления в ПФ РФ совсем. Переложить содержание пенсионеров полностью на госбюджет. Оставить в отношениях работника и предприятия негосударственное страхование пенсии, а остальное - бюджет.
Получим социально ориентированное государство в один клик. Источник пенсионных денег - НДС. Ставку НДС ради такого дела установить 20%. НА ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ТОВАРЫ И ВСЕХ ПРОДАВЦОВ. Без исключения. Без льгот. Единственная льгота - освобождение от НДС при экспорте. Не такое, как сейчас, а просто по ГТД:
НДС экспортированный можно продать импортеру, указав номера ГТД.
Система учета делается в пару недель, база данных есть, систему торгов по ГТД НДС можно сделать за пару месяцев, если не тратить время на всякие дурацкие тендеры с откатами. Просто сесть вдвоем-втроем и написать.
Есть компетентные комментаторы на ньюслэнде? Модель может кто-нибудь посчитать?
Предложенные вами 7% тоже платить не будут. Обналичники изменят 7% на 5, а потом на 4.
Я уже сменил модель. НДС по ставке не 20%, а 100%. На все без исключения товары, работы и услуги. И его платят все, и льготники, и частные предприниматели, все.
Но это единственный налог. Целей две.
1. Перенести налоговое бремя с производства на потребление. НДС платит на самом деле тот, кто платит за товар наличными, и к возмещению НДС не предъявляет.
2. Прекратить борьбу с коррупцией. Потому что бесполезно. Вместо этого коррупционный доход попадает под то же 100% налогообложение.
И здесь очень трудно украсть НДС, потому что механизм зачета НДС приобретенного обеспечит взаимный контроль продавцов и покупателей.
А с целью предотвратить преждевременный платеж получит развитие комиссионная розничная торговля - то есть товар будет лежать в магазине находясь в собственности поставщика. И магазин получает его на мгновение только в момент продажи физическому лицу.