В чем причина наезда на медакадемию им. Сеченова
На модерации
Отложенный
Московскую медицинскую академию им. И.М. Сеченова проверяют 60 человек из Генпрокуратуры. Одно из обвинений, предъявленных ректору, - «мало вскрытий».
О том, что скрывается за этой атакой, при чем тут выборы президента Российской академии медицинских наук (РАМН), а также рейдеры и 139 зданий Сеченовки - читайте в расследовании «Новой».
Ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Михаил Пальцев 13 июля подал в суд на Министерство здравоохранения и социального развития, неправомерно подписавшее приказ о его увольнении, когда он был болен. Суд принял дело к рассмотрению. В связи с этим неправомерным выглядит и приказ ведомства о назначении исполняющим обязанности ректора академика С.В. Грачева. Только ректор Пальцев может делегировать проректорам в случае необходимости свои полномочия. Назначение С.В. Грачева и.о. ректора может быть признано незаконным.
В целом же связанные с именем ректора события, начавшиеся два месяца назад, усиленные заголовками с новостных лент: «Скандал вокруг ММА», «Генпрокуратура нашла нарушения», «Ректору грозит тюрьма», укладываются в схему «истории болезни»... Правда, после изучения документов возникает вопрос: кто здесь доктор, а кто - больной? Оказывается, не тот, кого пытаются «лечить».
Острое начало
6 мая Интерфакс сообщил, что, по сведениям источника в правоохранительных органах, Генпрокуратура ставит вопрос об освобождении ректора Московской медицинской академии (ММА) Михаила Пальцева от занимаемой должности. Вынесено представление министру здравоохранения и социального развития о неэффективном использовании медоборудования и нерациональном расходовании бюджетных средств.
Сам ректор в это время был на совещании и узнал новость не от представителей Генпрокуратуры, которые к тому моменту месяц (с 13 апреля) проверяли академию (проверяющих было сначала 30, а потом 60 человек), и не из министерства, куда якобы поступило представление, а из СМИ...
Администрация вуза обратилась за разъяснениями к следователям, которые были еще в академии. Они удивились. Тогда стали звонить в Генпрокуратуру: как же так, проверка идет, прокурорские работники - в академии, администрация не получила никаких официальных актов проверки, не было ни следствия, ни суда, а информационные агентства уже сообщают о хищениях и растратах.
Объяснения в ММА не дождались.
Первый официальный документ поступил в ректорат только 10 июня. Из Минздравсоцразвития пришел запрос: представить письменное объяснение по фактам нарушений - 17 пунктов (в связи с прокурорским представлением).
Как лечить будем?
В министерстве, получив представление Генпрокуратуры, запрос в академию готовили больше месяца. Пальцеву предложили ответить в течение двух дней. При этом результаты проверки академия не получила ни из Генпрокуратуры, ни из министерства. А без них ответить на министерский запрос невозможно.
Например, пункт 8 запроса: «Предоставить письменное объяснение по факту неисполнения требований ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.1.375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» при оказании медицинских услуг в процессе эксплуатации помещений клиник академии, в том числе по факту несоблюдения нормы площади на одну койку».
О чем спросили? В чем и где нарушение? В какой клинике? В составе академии кроме 14 факультетов работают 17 разнопрофильных клиник, 11 лабораторий, 5 НИИ и 35 научно-исследовательских отделов и лабораторий, только в стационарах лечатся 3000 пациентов. Где конкретно стоят лишние койки?
Похоже, требуя «письменного объяснения», никто не ждал никаких ответов. И речь не о соблюдении гигиенических требований к размещению коек, которые у нас сплошь не соблюдаются в ведущих клиниках не из-за чьей-то халатности, а из-за того, что бывает невозможно не положить в стационар больного, особенно если он приехал издалека. И любой врач, любой администратор вынужден выбирать, что выполнять: клятву Гиппократа или требования СанПиНов. Соответственно, любой уязвим для проверок... «Новая» недавно писала об одной детской клинике в Москве, где, бывает, и ординаторскую приходится отдавать для размещения больных, требующих срочной помощи... Только кто в этом виноват? Врач? Администратор? Или надо смотреть выше?
Обычно любая проверка (а проверки в таком вузе, как ММА, не редкость) о выявленных нарушениях сообщает по ходу работы, устраняются они, как правило, тут же. Так бывает, пока все благополучно. К той же лишней койке можно относиться как к самоотверженному поступку врача, если речь идет о спасении больного, а можно усмотреть в этом нарушение. Попавший в такую ситуацию доктор, а тем более администратор всегда на крючке. Пока он лоялен, его хвалят за самоотверженность, как только выходит из повиновения, становится неудобен - заводят дело (о «неудобном Пальцеве» см. «справку «Новой»).
Анамнез
Вообще-то, симптомы неблагополучия были. Например, проверяющие из Генпрокуратуры спрашивали, правда, без особого нажима, не собирается ли Пальцев на пенсию? Нет, не собирается. Пальцеву - 59 лет, он избранный ректор и срок его полномочий истекает в 2012 году. А тут еще охранник на автостоянке ректората попросил прокурорских не ставить машины на ректорское место и услышал в ответ: «Оно ему скоро не понадобится, снимают вашего ректора».
И хотя после этого можно было предположить, с какой целью прибыла в академию рабочая группа ГП, ректор не встревожился, потому что вины за собой не чувствовал. Ведь с августа по декабрь прошлого года ММА проверяло Контрольное управление Президента РФ. Существенных нарушений проверяющие не обнаружили, равно как их не нашли и в ходе большой комплексной проверки в 2006 году, которую прислал Михаил Зурабов перед уходом с поста министра. Тогда деятельность академии проверяли представители 7 (!) ведомств.
Диагноз
Какие же еще обвинения в адрес академии фигурируют в запросе Минздравсоцразвития? Это единственный документ, по которому можно судить о выявленных нарушениях (итогового акта работы в медакадемии следователей Генпрокуратуры до сих пор нет). Посмотрим на некоторые из них.
Первый пункт запроса: объясниться «по факту неэффективного использования бюджетных средств и имущества». Звучит грозно, а речь идет о магнитно-резонансном томографе, поступившем в вуз по нацпроекту «Здоровье» 19 ноября 2008 года. Прокурорские, может быть, и правильно среагировали: идут по коридору, на пути - ящики. Что такое? Какой томограф? Почему не работает? Внести его в акт. Но в министерстве не могли не знать, что томограф - не спринцовка, его невозможно применить с той же оперативностью. Для начала надо установить 18-тонную махину. И не могли не знать в министерстве, что именно министерские чиновники не выделили деньги на установку (для этого нужно ни много ни мало - разобрать стену). И на ремонт помещения, в котором томограф должен стоять, тоже не выделили. В этом помещении должно быть особое кондиционирование, свинцовые перегородки, чтобы прибор не реагировал на фоновые отклонения магнитного поля и сам их не создавал для близлежащих зданий.
И еще: и в прокурорской группе, и в министерстве знали, что на момент, когда готовились представление и запрос, томограф уже обслуживал пациентов. Установили. Притом что деньги министерством так и не были выделены. Академия нашла спонсоров. А вот еще 16 аппаратов, которые были закуплены Минздравом по нацпроекту у «Сименса» в этом же пуле и направлены в другие учреждения, пока не установлены. И не надо кидаться с проверками: фирма-поставщик дает на установку 10 месяцев. В медакадемии уложились в шесть. А остальным организациям, куда они поступили, министерство обязано выделить средства.
Снова возникает вопрос: кто все-таки виноват «в неэффективном использовании бюджетных средств и имущества»? Администраторы в клиниках или министерство, закупившее технику по нацпроекту и не выделившее деньги, необходимые для того, чтобы она заработала.
Второй пункт по тональности не отличается от первого: «Несоблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств». Иначе говоря, растрата, да еще в особо крупном размере - 21,9 млн рублей.
Смотрим документы, и оказывается, что в мае 2008 года Росздрав объявил конкурс на централизованную закупку оборудования, в том числе для медакадемии на 22 млн рублей - комплект стоматологического оборудования. Но в этом же месяце Росздрав ликвидировали, конкурс отменили и в результате этой организационной перестройки к концу года оказались неиспользованными 340 млн рублей. Минздрав, получивший полномочия ликвидированного агентства, срочно разбросал по учреждениям зависшие деньги. В ММА деньги пришли в конце октября с указанием: «На развитие мероприятий по высоким технологиям»; на то, что они идут целевым образом на нацпроект «Здоровье», ссылок не было, зато было жесткое требование министерства потратить средства до конца года. Академия, как и положено любому госучреждению, объявила тендер, провела конкурс. Вздохнули, только когда в срок успели заплатить 21,9 млн рублей за заказанное ранее стоматологическое оборудование для клиники челюстно-лицевой хирургии (в соответствии с конкурсной заявкой Росздрава от мая 2008 года). На установленной аппаратуре уже выполняются сложнейшие операции, но... теперь чиновники вспомнили, что это были деньги нацпроекта. Они на строгом учете и контроле. То, что министерство послало их без соответствующих пометок, - его вина, но зачем ее признавать? Лучше найти злостного растратчика госсредств. Хотя на что тут надеются чиновники, непонятно: платежи проходили через казначейство, казначейство никогда не пропустило бы платеж, если бы коды указывали на нацпроект, но при этом закупалось бы что-то для нацпроекта не подходящее. Но подняли шум, обвинили академию, глядишь, Пальцев уйдет по собственному...
По этим двум фактам Следственное управление Генпрокуратуры возбудило уголовные дела. Замелькали заголовки: «Ректору грозит пять лет тюрьмы». Но дела возбуждены не в отношении Пальцева, а по факту нарушений. Кто виноват в нарушениях и кому что грозит - должны разобраться следствие и суд. Когда это будет и будет ли вообще? А вот честь и достоинство ректора и медакадемии уже под ударом.
Пункты 4 и 5 в министерском запросе - особые, потому что речь в них о недвижимости. Академии предъявляют претензии за «отсутствие регистрации права оперативного управления в отношении 56 объектов , в т.ч. 2 земельных участков». Половина объектов перерегистрирована, перерегистрация продолжается. Но в собственности ММА - 139 зданий. Большая часть из них - в центре Москвы, на Пироговке. Это район «серебряной мили», где цена квадратного метра доходит до $85 тыс. Рейдерство в отношении столь лакомых кусков - одна из версий, высказываемых СМИ.
Девятый пункт любопытен в том смысле, что именно ММА должна решить проблему, не решенную в стране в целом. Это проблема утилизации отходов поликлиник и больниц. Перевязочный материал, шприцы, ампулы не должны валяться в мусорных баках, но специальная утилизация - дело дорогое, денег на нее медицинским учреждениям не выделяется. Равно как и на пожарную безопасность - 15-й пункт претензий к ММА. В 2008 году академия запросила на противопожарную сигнализацию 300 млн рублей, получила 700 тысяч... и соответствующий пункт в запросе.
Последний, 17-й пункт - «О погребении и похоронном деле». По мнению Генпрокуратуры и Минздравсоцразвития, в клиниках академии проводится мало вскрытий. Странно, но юридически подкованные проверяющие не знают, что решение о вскрытии человека, умершего в больнице, принимают его родственники, и если они против, то патологоанатомы просто не могут его производить.
Назначения
Тем не менее доктор (Минздрав-соцразвития) прописал: Пальцева уволить. По 278-й статье ТК РФ - «без объяснения причин». Приказ, подписанный 18 июня, принесла в академию, как и положено, тройка чиновников ведомства, предварительно не поставив увольняемого в известность даже телефонным звонком. В 9.00 они ректора на рабочем месте не застали, о чем составили акт, не приняв во внимание, что Михаил Пальцев был на больничном.
Очевидно, цель всех этих проверок - увольнение ректора, а чтобы «спецоперация» удалась - подключили Генпрокуратуру. Но, видимо, что-то не заладилось, потому что, напомним, итогового акта прокурорской проверки до сих пор в академии не видели. Генпрокуратуре, вероятно, просто нечего предъявить, все пункты нарушений, которые удалось наскрести, рассыпаются. Зато организованы утечки скандальной информации. Чтобы «пациент» испытывал страх. Но если он и после этого не подает «по собственному», то можно «без объяснения причин»...
Тем временем пространство вокруг Пальцева заполняет шепоток: мол, он не понимает, где живет, не уйдет «по-хорошему» - посадят, даже если чист. А Пальцев отказывается понимать: «Я невиновен, я избранный ректор, почему я должен уходить, чего мне бояться? Никаких дисциплинарных нарушений за мной нет, нареканий и существенных замечаний не было, были одни поощрения». Это Михаил Александрович заявил «Новой» уже из стационара, куда попал с обострением хронического заболевания.
Осложнения
Кому и для чего нужно убрать Пальцева?
Версии ходят разные. Одна - про 139 зданий, принадлежащих академии, которые многим не дают покоя.
Еще одна - приближающиеся выборы президента Российской академии медицинских наук (РАМН). На прошлых выборах члены академии выбрали Михаила Давыдова, руководителя онкоцентра имени Н.Н. Блохина, хотя у министерства был другой кандидат. Такое волеизъявление объявили заговором Пальцева: у него работает большая часть академиков-выборщиков. По логике чиновников министерства, перед выборами на таком ключевом месте должен быть более покладистый человек. Имя возможного кандидата пока не известно. Зато называется имя претендента на должность ректора ММА. По одной из версий, это бывший глава Росздравнадзора Рамил Хабриев, уволенный после кризиса с лекарственным обеспечением льготников в марте 2007 года и осевший в аппарате правительства РФ в качестве зам. директора Департамента социального развития и охраны окружающей среды. Весной этого года Хабриев покинул аппарат правительства и сейчас занимает пост первого проректора Российского государственного медицинского университета (2-й мед).
Еще одна версия, не исключающая предыдущих, - объединение всех четырех московских медов в один (рассказывают, что один из авторов этого проекта именно Хабриев). Это решение позволит распоряжаться гигантской собственностью объединенного мегавуза.
В номер
Когда верстался номер, произошел очередной сброс информации из Генпрокуратуры. Заявляется о возбуждении еще двух уголовных дел «по фактам нарушений в ММА им. Сеченова». Следствия и суда еще не было, а формулировки «обман», «злоупотребление доверием», «самоуправство» уже стоят на информационных лентах.
Как снимают ректоров
В мае 2009 года Министерство культуры уволило ректора РАТИ-ГИТИСа Марину Хмельницкую по 278-й статье - «без объяснения причин». А перед этим была проверка, как следует из акта Минкультуры, обнаружившая 20 нарушений, «связанных с организационной деятельностью и обеспечением учебного процесса».
В феврале 2009-го Тигран Алиханов, ректор Московской консерватории, отправлен в отставку приказом министра культуры РФ.
В сентябре 2007 года Росздрав (сам ликвидированный меньше чем через год) как учредитель уволил ректора Санкт-Петербургской медицинской академии постдипломного образования (МАПО), академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ Николая Белякова все по той же статье. В июле 2007 года в МАПО нагрянула неожиданная проверка Росздрава. Проверяющие нашли незначительные недочеты в работе академии, носящие рабочий характер... Срок полномочий Белякова истекал только в 2010 году.
Комментарии
А Хабриев это чо за дятел!?