Президент, помилуйте!

На модерации Отложенный

У президента помощники лентяйничают или его борьба с правовым нигилизмом - липа? И обязательно ли это для главы государства - знать законы? Для объявившего войну правовому нигилизму президента-юриста...

Обратились тут к Медведеву итальянцы. \"Г-н президент, с коррупцией боретесь, как успехи? Может, Вы здоровье судебной системы поправили? А, может, Ходорковского Вам помиловать? С высоты и удаленности Запада этот орел не опасен...\"

Обстоятельно отвечал Медведев непонятливым европейцам. \"Помиловать можно лишь просящего об этом, признавшего вину и раскаявшегося. А Ходорковский не такой - что вы! Правосудия требует - я тут при чем? Вот такие в России законы.\"

Итальянцы сдулись. А я пошла читать о помиловании... Эврика! Не по-ве-ри-те! Чтобы быть помилованным - не обязательно просить об этом! О признании же вины в контексте помилования вообще нигде не говорится, даже не упоминается - ни в Конституции, ни в УК РФ, ни в Указе Путина...

Курю бамбук и думаю о вечности. Земля - она, конечно, круглая. И мчась \"от правового государства\" - примчимся к нему, НО... Пикантность то ситуации в ее шизофрении: не мчимся мы, а ходим туда-сюда. Дмитрий Анатольевич, вот зачем Вы так делаете? Погодите, Вас два, что ли?..

Без эмоций

В стране господствующей аксиомы \"первый миллион - \"завсегда\" украденный\" никто не верит в честных магнатов-нефтяников. Презумпция невиновности на \"приХватизацию девяностых\" распространяется лишь формально. Вот где зарыта собака массового неучастия общественности в первом судебном разбирательстве Ходорковского и Лебедева. Вот почему стране, молчанием пособившей посадке олигархов, по ночам продолжают сниться политические кошмары. Второй процесс Ходорковского и Лебедева тайные переживания общества вскрыл.

\"Если говорить о помиловании кого бы то ни было, Ходорковского, других лиц, то эта процедура осуществляется в соответствии с теми правилами, которые существуют в нашей стране. Иными словами, лицо должно обратиться к Президенту, признать себя виновным в совершении преступления и испросить соответствующего решения. Поэтому здесь пока нечего обсуждать\", - отметил Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью итальянскому телеканалу \"РАИ\" и газете \"Коррьере делла Сера\" 5 июля текущего года. Комментируя предположение о неюридической мотивированности \"дела ЮКОСа\", глава государства заметил: \"Я это воспринимаю с правовой точки зрения, и другого подхода для президента быть не может\".

С правовой точки зрения

\"Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания\", а \"Президент Российской Федерации осуществляет помилование\" - сообщают ст.50 ч.3 и ст. 89 п.\"в\" Конституции РФ соответственно. Основным законом РФ это право президента не ограничено ни отсутствием соответствующего обращения заключенного, ни уж, тем более, непризнанием им своей вины, убежден адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. В бытность президента Путина его указом N 1500 \"О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ\" от 28 декабря 2001 года введены комиссии, посредничество которых в данном вопросе начинается с получения ходатайства: \"Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного...\"

Данный акт узаконивает альтернативную процедуру помилования - через комиссии - дабы ускорить реагирование главы государства на обращения осужденных граждан, в том числе тех, в отношении кого продолжаются следственные действия. Но прав преидента, гарантированных ему Конституцией, указ не ущемляет, подчеркивают юристы. Глава государства может осуществить свою волю в отношении любого осужденного, игнорируя сложившуюся правоприменительную практику: Конституция ему это позволяет. \"Президент вообще не отчитывается ни перед кем - кого он милует и по каким соображениям\", - считает глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. В свете вышеописанного очевидно, что ходатайствовать о помиловании наряду с осужденными могут их родственники, адвокаты и общественность, подтвердил адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт. В будущем не признавший вину помилованный может претендовать на пересмотр дела. Примечательно, что признание осужденным вины также не упоминается ни в первоначальной, ни в более поздних версиях упомянутого указа Путина. нет его даже в перечне обстоятельств, совокупность которых должна приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о помиловании. Интервьюировавшие президента РФ итальянцы могли всего этого не знать - в отличие от главы государства. Так что подразумевал последний, говоря \"Здесь ПОКА нечего обсуждать\" о потенциальном помиловании Ходорковского?

Смягчающие обстоятельства

Объемный перечень обстоятельств, принимаемых во внимание при рассмотрении ходатайств о помиловании, представлен лишь в упомянутом указе 2001 года. Так, значение имеет: поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного наказания); совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления.

Неужели близкого к образцовому поведения Ходорковского, отбывшего 75% срока, перехода государству созданного им \"ЮКОСа\" стоимостью 40 млрд долларов США, ждущих возвращения отца четверых детей, двое из которых - несовершеннолетние, и престарелых родителей, а также сотрясающих Россию, Европу и Америку подкрепленных фактами заявлений о политической мотивированности процесса недостаточно для ОБСУЖДЕНИЯ вопроса о помиловании? Не с политической, но с правовой точки зрения - при чем же здесь непризнание вины Ходорковским?

Впрочем, об институте помилования нынешний глава государства вспомнил лишь в апреле текущего года - может до правовых тонкостей процедуры у него просто не дошли руки? На счету Медведева 12 помилованных в апреле и 15 - в июле, в день приезда с деловым визитом в Россию президента США Барака Обамы. Того самого, который в бытность сенатором с коллегами Байденом (ныне вице-президент США) и Маккейном (кандидат в президенты на последних выборах в США) подготовил \"неудобную\" резолюцию N 232 о политической мотивированности \"дела ЮКОСа\". 18 ноября 2005 года она была принята Сенатом.

Вместо PS: \"Дело ЮКОСа\" в зеркале общественного мнени

Благодаря государственной пропаганде, прививаемой нам с детства презумпции виновности, \"особому пути\" России - всему тому, из чего складывается пресловутый правовой нигилизм - отношения общественности к первому процессу Ходорковского и Лебедева варьируются. Второе же судилище критики не выдерживает, ибо на главный вопрос - Судим за что? - не отвечает. Не с политической - с правовой точки зрения - в чем обвиняются Ходорковский и Лебедев остается загадкой не только для них самих, но и для защитников, сторонников, безразличных и даже негативно настроенных к экс-руководству ЮКОСа. \"Который месяц продолжается этот судебный процесс, а прокуроры до сих пор не представили ни одного разумного довода, доказывающего вину Ходорковского и Лебедева. До сих пор никому не понятно, что украли обвиняемые, у кого, где и когда. Люди должны знать - закон, о верховенстве которого так много говорил президент Дмитрий Медведев, в деле ЮКОСа нарушается самым наглым и злостным образом\", - убеждена председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. \"Мне кажется странным, что новые обвинения, предъявленные Ходорковскому, и кажущиеся новым изданием старых, появились сейчас\", - заявил Б.Обама в интервью \"Новой газете\" накануне своего визита в Россию.

В процессе представления доказательств прокурор Валерий Лахтин разрушил версию обвинения (о хищении Ходорковским и Лебедевым всей нефти ЮКОСа), а предположение о целесообразности забрать дело на доработку счел безосновательным. Наверно, именно поэтому расписаться в своей позиции прокурор отказался, сославшись на \"стилистические ошибки\" в подготовленном им для суда документе. Посланец гособвинения продолжил представлять доказательства - сообщать о видимых лишь ему подписях и печатях под договорами, диктовать бесконечные потоки искаженных цифр (от вменяемых Ходорковскому и Лебедеву объемов похищенной нефти до цены того или иного договора), замалчивать правду о том, правом какой страны согласно приобщаемым к делу договорам руководсвовались их стороны. В этом ряду сущей мелочью смотрятся некачественные переводы документации на иностранном языке, выполненные по заказу Генпрокуратуры РФ. \"Ликвидация\", по мнению переводчиков гособвинения, - синоним \"ликвидности\", \"событие\" - сродни \"последствию\", также в нефтяной отрасли существуют покупатели и продавцы \"фиксированной цены\" и \"инвестирующие в опытного покупателя\" покупатели. В такие бессмысленные конструкции ас перевода преобразовала, надо полагать, не самую бессмысленную документацию. Впрочем, наслаждаться первоисточниками (обозванными Лахтиным \"документами на латинском языке\") сможет и судья - часть документов прокурор как ни в чем ни бывало приобщает к делу \"на нерусском языке\". По признанию прокурора, документы он оглашает \"последовательно сверху вниз\", но очень уж избирательно - уточняют адвокаты. К чести судьи, над происходящим в зале он смеется тише всех.

Измученная политическими сигналами - способна ли российская судебная система разродится справедливым решением? Озабоченный судебной реформой - размышляет ли глава государства о помиловании виноватого без вины Ходорковского? Или поважнее есть задачи у президента, чем своими действиями подавать пример правового осмысления ситуации?