О чем нельзя говорить в Москве
На модерации
Отложенный
Многие считали, что приход к власти президента Обамы возвещает новую эпоху согласия между Америкой и некоей славянской страной, раскинувшейся на несколько часовых поясов, с которой поссорилась администрация Буша. Однако, как и многое в России, прием, который ждал в ней Обаму на этой неделе, был довольно холодным. Ни орущих толп, ни громких заголовков - только ледяное недовольство пробками на дорогах, которые создал его кортеж.
Возможно дело в том, что, как убеждают американскую прессу русисты и россияне, в России вообще скептически относятся к политикам и к людям у власти, говорящим о высоких идеалах. Кроме того, на россиян непросто было произвести положительное впечатление в ситуации, когда контролирующиеся из Кремля новостные службы почти не уделяли времени визиту президента. Вероятно, сыграл свою роль и расизм, который представляет собой неприятную проблему даже на космополитических улицах Москвы.
Но помимо этого, возможно, Обаме просто стоило быть осторожнее со словами. Так, выступая перед российскими бизнесменами, он пошутил по поводу \'крайне выгодной сделки\', которую Америка заключила с царем Александром II, купив в 1867 году у Российской Империи Аляску за 7,2 миллиона долларов золотом.
Между тем, эта тема до сих пор остается больной. Я в первый раз посетил постсоветскую Европу, поехав по студенческому обмену на Западную Украину. Однажды, когда я выступал перед полной аудиторией студентов, разговор зашел об Аляске. Тогда НАТО как раз бомбило Сербию - страну из-за которой Россия вступила в Первую мировую войну. Преподавательница - этническая русская - вдруг заметила, что военные действия - не единственная претензия русских к Америке.
Аляска, заявила она к моему величайшему удивлению, должна снова стать российской. \'Мы надеемся на это\', - говорила она совершенно серьезно, уверяя, что это укрепило бы доверие и взаимное уважение между соперниками времен \'холодной войны\'.
Дело не в том, что я считаю подобные сантименты по поводу 49-го штата - или абсурдные надежды его когда-нибудь вернуть - оправданными. В России вообще слишком увлекаются излишними геополитическими амбициями в ущерб, скажем, экономической стабильности или решению гигантских демографических проблем страны. Однако Обама в принципе допустил в ходе этого визита целый ряд мелких промахов - нелепо перепутал должность Владимира Путина (он премьер-министр, а не президент), отказался принять участие в московской ночной жизни, что хозяева восприняли как пренебрежение.
Хотя в Америке у Обамы блестяще получается доносить смысл до слушателей, общаясь с иностранцами, он то и дело допускает просчеты, которые ведут к непониманию. Возьмем, например, встречу в Белом доме с премьер министром Британии Гордоном Брауном (Gordon Brown), в ходе которой Обама ухитрился привести лондонскую прессу в ярость, не проведя традиционной пресс-конференции с премьер-министром Ее Величества.
Вместо того, чтобы невольно провоцировать иностранных лидеров и нации, которые они представляют, Обаме следовало бы приберечь всю симпатию, которую он смог у них завоевать, для обсуждения разногласий по существу. С той же Россией их у нас достаточно.
Комментарии
А че, надо было плясать от радости? Ну приехал некий президент некоей не славянской страны, раскинувшейся на несколько часовых поясов, ну и что? В Москве полно понаехавших тут.