Российскую таможню заставят работать по-новому

На модерации Отложенный

Почти год назад Федеральная таможенная служба одобрила проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице России. Вкупе с падением объемов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) это добавило проблем ее участникам. Однако такие сегменты как таможенный брокеридж и логистика оказались весьма устойчивы к сложностям.

Как недавно заявил начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин, мероприятия по реорганизации таможенных органов в рамках реализации концепции по переносу таможенного оформления и контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, должны завершиться в 2011 году.

Речь идет не о запрете таможенного оформления товаров во «внутренних таможнях» и не о полном таможенном контроле и таможенном оформлении товаров в пунктах пропуска, а о перераспределении таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов России.

Процесс реорганизации уже пошел, и одними из первых, кто под него попал, стали таможенники Московского региона. Как ранее подчеркивал столичный мэр Юрий Лужков, Москва не должна быть главным таможенным терминалом страны, так как 45% товарных грузов, которые приходят на московский узел, не нужны городу.

Предполагается, что для участников ВЭД, подающих электронные государственные таможенные декларации (ГТД) через Интернет, отдаленность той или иной таможни не станет препятствием, хотя экспортеры и импортеры уже неоднократно говорили о том, что перенос таможен ломает установившиеся логистические схемы, а необходимая в новых местах траспортно-логистическая инфраструктура развита недостаточно.

Пока реорганизация этой сферы в масштабе все страны еще далека до завершения. Сейчас осуществляется вывод таможенного оформления из Петербурга в Ленобласть, в 2010 году будут реорганизованы таможни Подмосковья, подходит черед и других регионов. Все эти трансформации непосредственно затронули участников внешнеэкономической деятельности, которые и так пострадали от сокращения ее объемов.

В целом, логистика является неплохим индикатором экономической деятельности, но уже по итогам первого квартала экспедиторы потеряли около 30% рынка вследствие падения российского грузооборота, а также большинства финансовых инструментов, стимулировавших рост рынка. Одним из выходов стало то, что российские предприятия стали активнее передавать на аутсорсинг транспортные услуги. Сейчас доля таких услуг достигла примерно трети от их объема и продолжает увеличиваться. Впрочем, пока она не столь высока, как могла бы быть. Например, в ЕС на аутсорсинг передается до 80% всех расходов на логистику, а в США и странах ЮВА — до 60%.

Тем не менее, в сфере логистики наблюдается снижение объема перевозок, импортозамещение и откровенный демпинг, а стоимость упала настолько, что зачастую отправка груза опустилась до нулевой рентабельности. Однако логистические компании идут на такие условия, так как это позволяет перевозчикам зарабатывать оборотные средства. В результате, клиенты транспортников стали для них теми основными кредиторами, которые не дают им уйти с рынка.

Аналогичным образом оказалась затронута деятельность и брокерских компаний, услугами которых пользуется 95% предприятий, выходящих на внешний рынок. Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, точной статистики в данной сфере нет, но согласно примерным оценкам, сейчас обороты брокерских компаний сократились в 2–2,5 раза по сравнению с 2008 годом. Впрочем, сектор, по мнению эксперта, оказался достаточно устойчив к потрясениям.

«Так как таможенные брокеры оказывают различные дополнительные услуги, то практически все они остались на рынке.

Возможное число ушедших с рынка компаний измеряется единицами, а число увольнений вряд ли превышает 5–7% от общего числа работавших в этих компаниях», — считает Дмитрий Баранов.

Одновременно, по его словам, стоимость отдельных брокерских услуг выросла на 8-10%. Это обусловлено и выросшими расходами самих брокеров, и сокращением их доходов, из-за чего они вынуждены были поднять свои расценки.

Можно было бы предположить, что кризис заставит многих брокеров прекратить свою деятельность, но пока этого не произошло.

«Официально зарегистрированные таможенные брокеры и так ведут свою деятельность прозрачно и откровенных «слабаков» среди них нет. Однако не исключена возможность их консолидации, когда несколько средних брокеров могут объединиться в более крупную структуру, но пока на рынке не было объявлений о таких сделках», — отмечает Дмитрий Баранов.

Он также обращает внимание, что вполне естественно, что в кризис обострилась проблема «серого» брокериджа, так как такие фирмы дают более низкие расценки и многие участники ВЭД, которые сейчас считают каждую копейку, идут к ним, а не к официальным брокерам. Доля «серых» брокеров может оцениваться в 20–25%.

Впрочем, вопреки мнению некоторых участников рынка, эксперт поддерживает мероприятия по реализации концепции переноса таможенного оформления товаров ближе к границам России. «Перенос — это длительный процесс, направленный на облегчение деятельности участников ВЭД, достижения большей прозрачности, повышения собираемости таможенных платежей. Все это идет в русле общемировых тенденций, норм и правил мировой торговли. Кризис не должен оказывать на это никакого воздействия и работа по реализации концепции должна продолжаться. А все имеющиеся трудности — временные и они исчезнут вместе с исчезновением кризиса», — считает Дмитрий Баранов.

Однако в таможенной практике имеется и масса других проблем, которые никуда не собираются исчезать после пространственной реорганизации экспортно-импортной деятельности.

«Само законодательство в целях учета интересов участников ВЭД проработано на достаточно высоком уровне, вместе с тем необходимо отметить, что мало только принять какой-либо нормативный акт, нужно также проработать механизм его реализации», — заявил BFM.ru старший юрисконсульт отдела общего юридического консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Виталий Бородкин.

По его словам, к сожалению, следует констатировать, что очень часто нижестоящие таможенные органы руководствуются в большей степени не правилами нормативного акта, прошедшего все процедуры принятия, а требованиями всевозможных писем ФТС России и ее управлений, которые в принципе носят разъяснительный характер.

Он также отмечает, что немаловажную роль играет и такой аспект, как профессионализм работников таможенных органов и их подход к государственной службе в целом, поскольку если чиновник относится к своей службе как к возможности реализовать свои властные амбиции, а также не обладает достаточным профессиональным уровнем, его деятельность будет только лишь вредить интересам участников ВЭД и препятствовать их деятельности.

«Думаю, что в данной ситуации необходимо говорить не об изменении таможенного законодательства, а о модернизации принципов работы чиновников таможенных органов, их ответственности за неправомерные действия в отношении участников внешнеэкономической деятельности», — говорит юрист.