Бизнес и кризис: последние станут первыми
На модерации
Отложенный
Нынешний российский кризис стал иллюстрацией к библейскому тезису о том, что последние станут первыми. Впрочем, в России речь идет не о совсем последних людях, а о тех бизнесменах, которых год назад считали если не неудачниками, то, по крайней мере, не самыми успешными игроками. Они не вели активной экспансии, а напротив, избавлялись от части активов. Сейчас прошлогодние победители пытаются разобраться с многомиллиардными долгами, особенно печально выглядящими на фоне рухнувшей капитализации их компаний. А былые середнячки имеют на руках свободные средства, которые могут сейчас инвестировать - хотя и с оглядкой.
Все это подстегивает процесс перераспределения собственности, который проходит неравномерно. В одних случаях старые акционеры под грузом долгов готовы потесниться, в других все же надеются на благополучный исход - или, во всяком случае, пытаются максимально оттянуть неблагополучный. Процессы, происходящие в сфере собственности, логично проанализировать на примере событий, связанных с именем известного предпринимателя Сулеймана Керимова.
Хотя, по общему мнению, список новых победителей возглавляет Михаил Прохоров, но еще одним удачливым игроком называют именно Керимова, который сейчас имеет возможность покупать новые предприятия. В частности, он только что стал основным акционером переживающей трудные времена (общий долг по состоянию на апрель - 44,8 млрд руб.) девелоперской группы компаний ПИК. У Керимова свыше 31% акций группы, а в будущем он может увеличить свое участие до 45%. ПИК - один из активных участников московского строительного рынка, специализируется на массовой застройке. По данным СМИ, 25% акций ПИК перешло к Керимову в результате безденежной сделки. В обмен на акции Керимов пообещал владельцам (они же топ-менеджеры) организовать реструктуризацию долгов группы, а также содействие в реализации квартир государству, в частности Минобороны.
В феврале нынешнего года появилась информация о том, что Керимов купил у менее удачливого Олега Дерипаски (долги его компаний, по некоторым данным, достигают 30 млрд долл.) 75% ООО «Главстрой СПб» с недвижимостью и проектами общей площадью около 6 млн кв. м. Среди них: питерские жилые микрорайоны Юнтолово, Северная Долина, деловой квартал и реконструкция известного торгового комплекса «Апраксин двор». Перед Керимовым маячила перспектива выхода на строительный рынок «Северной столицы». Однако сделка так и не была завершена - насколько можно судить, Дерипаска предложил условия, невыгодные для Керимова. О вероятности этой версии свидетельствует хотя бы то, что «Альфа-банк» и другая строительная компания Дерипаски, Главстрой, не нашли общего языка. В результате кредиторы из «Альфы» добились ареста акций Главмосстроя, входящего в состав Главстроя.
Впрочем, это проблема не одного Дерипаски. Понятно, что находящиеся в сложной ситуации компании продают собственность с большими скидками, однако с развитием кризиса эти скидки все меньше устраивают покупателей, полагающих, что спустя месяц-другой они купят те же - или аналогичные - активы еще дешевле. Многие продавцы между тем, кажется, до сих пор находятся под впечатлением прошлогодней капитализации своих компаний, рассматривая ее в качестве «справедливой цены» и неохотно идя на уступки. Максимумом возможных уступок они считают возврат вложенных в дело инвестиций, которые в благостные годы «нефтяного бума» могли исчисляться миллиардами долларов. Внутренне они, скорее всего, рассчитывают, что кризис скоро пройдет и «справедливость» восстановится. Кроме того, наиболее влиятельные продавцы надеются на мобилизацию своих аппаратных связей, которые, однако, сейчас могут не сработать - количество ресурсов, находящихся в распоряжении государства, резко уменьшилось. И приоритетом для власти является «социалка», а не поддержка «падающих» компаний и, тем более, их собственников.
Но вернемся к Керимову. Весной его называли возможным инвестором строительства новой версии гостиницы «Москва» - тем более что средства у него для этого есть. Однако сотрудничество Керимова со столичными властями как-то не складывается. Еще в 2006 году он должен был стать партнером города в Объединенной гостиничной компании (ОГК), уставный капитал которой планировался в объеме 2 млрд долларов. Однако в 2007 году мэрия потребовала увеличить его до 7 миллиардов, после чего СП так и не состоялось. Уже в нынешнем году глава столичного департамента имущества Владимир Силкин опроверг информацию о том, что инвестором гостиничного проекта станет Керимов. Впрочем, затем было объявлено, что Керимов вел переговоры по поводу перспектив строительства «Москвы» непосредственно с генпорядчиком - фирмой Strabag, но решений, насколько известно, пока принять не удалось. Тем временем вокруг строительства разразился скандал - было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве, по которому пока проходят некие «неустановленные лица», введшие в заблуждение столичное правительство и расплатившиеся его деньгами (87,5 млн долл.) с Deutsche Bank, давшим кредит на строительство «Москвы». Взамен правительство Москвы должно было получить контрольный пакет акций компании «ДекМос», являющейся заказчиком проекта (сейчас оно является миноритарным акционером этой фирмы), однако данный пакет до сих пор ей не принадлежит.
Ряд СМИ в связи с этим приводят версию оппонентов столичных властей («неустановленных лиц» в экспертном сообществе отождествляют, прежде всего, с депутатом Госдумы Ашотом Егиазаряном), утверждающих, что именно Керимов, выступая в роли рейдера, пытается вытеснить их из проекта. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что все началось с их же неспособности обеспечить финансирование проекта, что и привело к поиску московскими властями нового инвестора (видимо, и Егиазаряна можно отнести к числу проигравших в результате кризиса). На этом этапе в публичном пространстве и появился вариант с Керимовым. При этом сторона Егиазаряна была готова выйти из проекта, в случае если бы ей были компенсированы вложенные (по ее словам) в «Москву» еще до кризиса 300 млн долларов, которые «москвичи», получается, должны были заплатить в дополнение к 87,5 млн, уже вернувшимся в Deutsche Bank. Понятно, что такие условия в изменившейся, кризисной ситуации уже не устраивали «москвичей», которые были готовы расплатиться с кредиторами и при этом получить гарантии завершения строительства, но не более того - реальная стоимость «ДекМоса» в результате кризиса, насколько можно судить, резко упала. Нашумевшая выемка документов в бизнес-центре «Даев Плаза», контролируемом, по некоторым данным, Егиазаряном, свидетельствует о том, что правоохранители сочли аргументы московских властей более убедительными.
Однако далеко не факт, что в этой ситуации Керимов возьмет на себя достройку многострадального отеля, который планировалось завершить еще в 2007 году (сейчас срок сдачи перенесен на 2011-й). Вполне возможен вариант, что деньги даст один из контролируемых государством российских банков.
Что же до Керимова, то его нынешние интересы не ограничиваются строительной сферой. В нынешнем месяце Федеральная антимонопольная служба одобрила покупку им 37% акций крупнейшего российского производителя «золота» - компании «Полюс Золото». Ранее акции принадлежали Владимиру Потанину, другим совладельцем является Михаил Прохоров (понятно, что продавать акции он не намерен, так что ему предстоит сосуществовать с Керимовым). Значит, и в этом сегменте российского рынка происходят процессы перераспределения, обусловленные кризисом.
Комментарии
А право собственности пора привести в соответствие с Правами-И-Обязанностями человека. А то натолдычили: \"Собственность свещенна, неприкосновенна...\" Перераспределяема. Идеально: по-честному. От бес хозяйственника к крепкому хозяйственнику. Посредством И, Божьего Промысла.