ЕГЭ: Исповедь выпускницы
Итак, первый экзамен. ЕГЭ, который все ненавидят и которого боятся. Экзамен, ставший для меня кошмаром в последние несколько месяцев. Линейка перед зданием ППЭ (Пункта Проведения Экзамена), комары, кричащие что-то учителя...
Я ученица одиннадцатого класса волгоградской гимназии. В этом году, как и сотни тысяч выпускников, сдаю Единый Государственный Экзамен, ставший обязательным для всех учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов вузов. Единый стандарт, один день, разные варианты... переживания, сотни прорешанных вариантов за плечами и стойкое ощущение судьбоносного момента: сейчас решается не только школьная оценка, но и поступление в ВУЗ. Сертификат - наша путевка в будущее, а значит, в нем должны быть максимальные баллы. Всего одна возможность поступить, которая не повториться теперь уже до следующего года.
Для каждого выпускника ЕГЭ это кошмар, сопровождавший весь год или только последние дни: даже те, кто "не парился" из-за результатов, к маю оробели и сели за сборники тестов. Сказались постоянные напоминания учителей, о том, что экзамен нам предстоит крайне сложный, тревоги родителей и надежды поступить на желанную специальность.
По сути, к какому экзамену готовиться - к ЕГЭ или простому письменному ответу хорошисту, отличнику и даже троечнику все равно. Беспокоятся только талантливые ребята, которые не могут показать всех своих способностей в жестких рамках ЕГЭ да совсем слабенькие ученики, знавшие, что в школе их бы "подтянули" и пожалели, поставив итоговые "три".
Но сейчас, вернемся в сентябрь 2008 года, начавшийся для нас с долгих напутственных речей, в которых постоянно звучало одно и то же: "Вам предстоит тяжелое испытание - все вы держите в конце года Единый Государственный Экзамен". Эти слова отпечатались в моем мозгу на весь год, и создали ощущение страха перед ЕГЭ. За год учителя добавили к этому столько новых рассказов об ужасах заданий КИМов, что к маю ощущение непрерывного кошмара не покидало меня ни на секунду. Как настоящей отличнице, мне свойственно принимать тревожные напутствия учителей слишком близко к сердцу, к тому же общественное мнение, сложившееся вокруг экзамена, поддерживало во мне уверенность в невозможности получения хороших баллов на этом "губителе детской индивидуальности", жестоком экзамене с завышенными требованиями.
К февралю перед выпускниками встала необходимость принять ответственное решение: нужно было написать заявления на экзамены, которые планируешь сдавать в мае-июне. Потом последняя волна подготовок, варианты, от которых кружится голова, бесконечные оранжевые и малиновые листы, становившиеся черно-белыми после перепечатки на ксероксе. Впервые в моем пенале поселилось огромное количество черных гелевых ручек - нужно было научиться писать ими, не смазывая текст.
До экзаменов меня ждало еще одно мероприятие, на которое я возлагала большие надежды. Я была участником Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию: той самой, которая должна была отбирать талантливых ребят и обеспечивать им путевку в жизнь - поступление без экзаменов в любой вуз страны. В прошлом году я была четвертая в общем рейтинге призеров, так что шансы были весьма велики, я усердно готовилась... олимпиаду я проиграла. До последнего я винила в этом только себя, стараясь пресекать все разговоры о коррупции, "протащенных детях" и необъективной оценке работ. Поверьте, намного легче винить себя в том, что что-то не доделала, не смогла, не доучила, чем пасть жертвой чьей-то наживы. Я все еще придерживаюсь мнения о собственной ошибке. Хотя, прочитав статью на Либерти, в которой говорилась о предложении покупки места на Всеросе, я заплакала первый раз за последнее время. Это только моя ошибка и я и дальше буду верить в непредвзятость жюри. Иначе, придется признать, что мой многолетний труд, мои мечты и чаяния связанные с олимпиадой, были напрасны.
В середине апреля я поняла, что мне предстоит сдать ЕГЭ. На равных со всеми, без преимущества внеконкурсного поступления и стобалльного сертификата по обществознанию. Сдавать не для выпуска из школы, а для поступления в вуз.
Возвращаясь в недалекое прошлое, я понимаю, что проигрыш олимпиады сделал меня лучше. Я перестала свысока относиться к людям, бросила мысли о собственной уникальности и села за сборники. Но тогда ЕГЭ казался мне демоническим испытанием, первым кругом ада, кошмаром наяву.
Сейчас я сдала два экзамена: русский язык и математику. Оба дались мне нелегко, но я знаю, что сделала все, что смогла. Впереди обществознание - предмет, который я знаю лучше всего и который является профильным на моей специальности, а значит, требует от меня максимальных баллов. Конечно, иногда я злюсь на составителей тестов за нелепые вопросы, но в целом признаю, что экзамен способен вполне объективно оценить знания учащихся. И, главное, никакого мошенничества, все зашифровано, перепроверено и анонимно. Знания каждого как на ладони - здесь появляется разница между натянутой четверкой и "скатившейся" в последний момент пятеркой, и исчезает учительская предвзятость, здесь наказывают за нарушения, как в Ставрополье, где ученикам заранее раздали ответы к КИМам или в Магадане, где повесили на сайт задания, сфотографированные на мобильный телефон.
Я с трудом представляю себе, как в этом году пройдет набор в вузы, и даже не могу предположить свои шансы на поступление в желаемое место. Система первой, второй, третьей волны может лишить наиболее смелых ребят поступления вообще. Но, тем не менее, сейчас я стала лучше относиться к ЕГЭ, потому что знаю - тут нужен труд и усидчивость, хорошая память и внимание. А еще, вне зависимости от результатов этот кошмар кончится всего через полторы недели.
Проблемы ЕГЭ выявились еще на первом экзамене. Это и низкая осведомленность организаторов в аудиториях о порядке проведения экзамена: незнание правил заполнения бланков, исправления ошибок и т.п., и неразбериха со сроками предоставления результата экзамена и обнародования пороговых значений, для выпуска из школы и поступления в вуз. Всего этого можно было бы избежать, если тщательно провести инструктаж учителей организаторов, вывесить на сайте ЕГЭ точное расписание появления результатов, появившееся только третьего июня.
Я надеюсь, что на следующий год хотя бы часть ошибок будет учтена и предотвращена, и нынешние десятиклассники не столкнутся с нашими проблемами. Вокруг ЕГЭ нарастает мошенничество: фальшивые результаты экзамена, предоставляемые за платное смс, липовые сборники, авторы которых зачастую не имеют точного представления об экзаменационных заданиях - все это уже пройдено нами и хотелось бы избежать ошибок в дальнейшем.
Да, в ЕГЭ очень много минусов, но все они сводятся к плохой проработанности процедуры экзамена, к ошибкам начального периода. Министерство образования поторопилось с завершением эксперимента: в ЕГЭ слишком много нестыковок и неучтенных нюансов не смотря на то, что экзамену уже восемь лет. Но только сейчас я начала понимать, что эта система не издевательство над подрастающим поколением, не глупая выдумка чиновников минобра, давно окончивших школу, но положительный, и, в целом довольно грамотный проект, которому просто не хватило пока времени "дозреть".
Я не могу осуждать тех ребят, которые ругают ЕГЭ - пару месяцев назад я сама не преминула бы написать "пару ласковых" об этом экзамене. Более того, во многом я с ними все еще согласна. Но теперь я уже не считаю новый экзамен абсолютным злом. Например, только благодаря нему у меня появилась возможность подавать документы в несколько вузов одновременно, не сдавая при этом лишних экзаменов. С другой стороны, у меня нет возможности исправить что-то на другом экзамене - шанс только один.
У каждого нового начинания есть свои положительные и отрицательные стороны, да и экзаменационная эпопея для меня еще не закончилась - нет даже первых результатов. Но уже сейчас понятно, что вокруг ЕГЭ слишком много мифов, непонимания и, главное, нежелания понять, чтобы он мог адекватно оцениваться общественным мнением.
ОПРОС:
Нужно ли отменить ЕГЭ?
Комментарии