Борцы с фальсификацией жаждут расстрелять Астафьева

На модерации Отложенный

Расстрелять Виктора Петровича Астафьева уже не получится. Решили вместо него расстрелять издателя писем писателя, а заодно — сотрудников «Новой газеты» и «Челябинского рабочего».

Кто решил? Южноуральские единороссы. Когда? 27 мая 2009 года XXI, между прочим, века.

В этот день под эгидой партии власти в Челябинске прошло обсуждение нашумевшего проекта федерального закона, согласно которому предлагается ввести уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Казалось бы, при чем тут Астафьев, как раз воевавший с этим самым нацизмом, а тем более — издатель его писем? При чем тут «Новая газета» и «Челябинский рабочий», перепечатавший нашу публикацию?

Выяснилось, очень даже при чем.

Выяснил это некто Александр Дегтярь, заместитель председателя челябинской региональной Организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Кстати говоря, сам, по извинительной причине позднего рождения, в Великой Отечественной войне не участвовавший.

Как же он дошел до своей нетривиальной мысли?

Да очень просто — он вслед за куда более известными стране людьми осознал: во всех наших бедах виноваты СМИ, как врач, поставивший диагноз, — в болезни.

Теперь обо всем по порядку.

15 мая «Челябинский рабочий» перепечатал статью из «Новой газеты» «Только преступники могли так сорить своим народом!» (№ 46 от 06.05.2009). В ней впервые были опубликованы письма писателя и участника Великой Отечественной Виктора Астафьева (ушел добровольцем на фронт в 1942-м, воевал до мая 1945-го), предоставленные издателем Геннадием Сапроновым.

Возмутили Дегтяря такие слова писателя:

— «Я тоже только раз, перед нашей первой артподготовкой, видел на снарядах, приготовленных к заряжению, написанное «За Сталина», а «ура» я вообще ни разу не слышал»;

— «…Во время нашего стояния 1944 года политотделы махали после боя руками, клацали зубами и болтали своими языками, загоняя всех в партию, даже целые взводы делали коммунистическими»;

— рассказ Астафьева о том, как на самом деле погиб Александр Матросов: «Он ведь был перед отправкой на фронт… в исправительной колонии, которая до недавнего времени носила его имя, и только потом пришло кому-то в голову, что нехорошо тюремному предприятию носить имя героя… Грудью на дзот он, конечно, не бросался. А попавши на верх дзота, пытался вырвать руками или наклонить ствол пулемета к земле… Но и этой заминки хватило пехоте, чтоб сделать бросок и захлестнуть дзот гранатами»;

— мнение Астафьева о роли Сталина и Жукова в Великой Отечественной войне: «Он (Жуков. — О. Х.) и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ…»;

— и самое главное: «Не Вы, не я и не армия победили фашизм. А народ наш многострадальный. Это в его крови утопили фашизм, забросали врага трупами».

Последнее утверждение Астафьева вызвало у г-на Дегтяря просто-таки кипучее возмущение. «Эта гадость уже на челябинской земле! Это вранье все и неправда!» — кричал он в полемическом задоре во время обсуждения инициатив власти.

Понятно, невоевавший г-н Дегтярь лучше, чем солдат Второй мировой Астафьев, знает, на каком количестве снарядов было написано «За Сталина», а также силком ли загоняли солдат в компартию. Но чем же ему плох реальный подвиг Александра Матросова? Ведь того, что он сделал, «хватило пехоте», и дзот был обезврежен. Неужели г-ну Дегтярю и очень многим с ним солидарным привычные мифы важнее правды — между прочим, не менее героической?

Ну а про то, что Сталин и Жуков «забросали врага трупами», существует статистика, даже официальная. Ужасающая. Однако, очевидно, невыгодная г-ну Дегтярю и господам из «Единой России».

Иначе бы депутат Госдумы РФ, единоросс Дмитрий Вяткин, резюмируя все сказанное, не ограничился утешительным заявлением, что законопроект о фальсификациях истории планируется рассмотреть на ближайшей сессии Госдумы, а в силу он вступит уже летом.

О том, что этот законопроект может за собой повлечь, сказал все тот же Дегтярь, потребовавший сурового наказания, вплоть до расстрела, всем СМИ и «некоему Геннадию Сапронову» (издателю), не только искажающим приговор Нюрнбергского трибунала в отношении нацистов, но и «осуждающим победу в ВОВ» и допускающим «всякое очернение советских воинов».

Понятно, что Виктор Петрович Астафьев оказался не замазан Дегтярем только по причине безвременной кончины.

Со своей стороны обещаем: будем и впредь публиковать достоверные свидетельства и воспоминания участников Великой Отечественной, а не тех, кто по долгу службы пытается присвоить себе право на истину.

И будем очень рады, если наиболее яркие из них перепечатает уважаемый «Челябинский рабочий». И не только.

P.S. Книга писем Виктора Астафьева «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952—2001 годы» вышла в свет и уже раскуплена. Готовится второе издание.

P. P. S. Читайте ниже мнения наших читателей с форума «Новой» www.ОТКРЫТО.ru о публикации писем Астафьева (всего более 1800 отзывов).

открыто.ru

Postoronnim V: Его окопная проза гораздо весомее фанфарных реляций иных генералов от литературы. Жестокая правда. Искренняя. Лечебная.

Так же, как публицистика и письма другого писателя правды — Василия Макаровича Шукшина, письма Виктора Петровича дополняют его художественные произведения.

Конечно, они не могут нравиться всем. И не было такой цели — понравиться. Была цель сказать правду, если не сорвать, то прорвать покровы лжи и лицемерия…

Если б таких срывателей было больше в гнилые годы брежневизма, может, и нынче не приходилось вновь вспоминать о лакировщиках…

Не хватает нам Астафьева. Особенно сейчас.

Галина Васильевна: Ох, и достанется же «Новой» за такую предпраздничную публикацию! У нас же ПРАЗДНИК, мы поминаем в этот день миллионы погибших лишь на протяжении ОДНОЙ минуты, да и то, кто на площадях в ожидании салюта, кто за праздничным столом.

На ум приходят два памятника Жукову: гениальное стихотворение Бродского и официозный, безвкусный памятник у стены Исторического музея. Два видения, две оценки и — соответственно — два уровня художественности. А ведь это закономерно: лживые произведения почти никогда не бывают талантливыми.

Я с теми, для кого 9 Мая — День Поминовения и Покаяния.

rvs47: Как странно — «патриоты-русофилы» очень не прочь внести в «святцы» фамилии и Астафьева, и Кондратьева, и Шукшина, но вот читать, а более того — понимать и сопереживать никак не получается у них… Я общался довольно много с этой категорией «любителей своего народа» и заметил, что они чрезвычайно глухи, слепы и… не очень умны. Они не читают Абрамова, они не чувствуют боли Астафьева, они глухи ко всему, кроме фанфар и барабанов… Как это у них выходит — не понимаю.

Огромное спасибо «Новой»! Публикация астафьевских писем необходима, обязательна. Какой человечище был! И кто его слышал?! Братья-писатели рады были избавиться от этого эталона человеческой порядочности… Но… если выбирать имя России, а лучше того — Совесть России, то имя ей — Астафьев. Великий русский ЧЕЛОВЕК!

Raisa: От скудоумия и праздником для них является 9 Мая, а не Днем Памяти, когда люди вспоминают и поминают.

Я понимаю радость тех, кто пережил и прошел с боями эту кровавую бойню, это была эйфория от сознания, что победили, что остались живы, от надежды, что все изменится, и надежды, что они — победители и жить будут как в Европах. Для них день 9 мая 1945 года был действительно праздником! Но когда отпраздновали Победу, осмотрелись, поразмыслили и посчитали (из села ушли 176, а вернулись 6, да и те почти все калеки), стали задумываться, появились вопросы! Не потому ли в 1947 году снова — такая уйма «врагов народа». И это среди «народа-победителя».

Прав был Астафьев — «трупами завалили». Для меня было шоком, когда я, еще студенткой, пользуясь информацией времен Хрущева, подсчитала, что на каждого погибшего немецкого солдата наших 4, эта арифметика для меня была страшной. А когда появилась возможность получить более подробную информацию и оказалось, что цифра приблизилась к 10, — это уже не шок, это коллапс.

Ну, для кого 9 Мая — праздник, пусть празднуют — нам их не понять, а им — нас. Мы с ними живем в разных странах. Для меня и таких, как я, это День Памяти, благодарности живым и поминовения погибших и усопших.

alex-fornov: Еще живы «окопники». Еще живы те, кто в 10-летнем возрасте пережил оккупацию и знает не из книжек, что такое «новый порядок». Еще живы родственники, расстрелянных в Бабьем Яру и Змеевской балке.

Спасибо «Новой», уже на протяжении нескольких последних лет регулярно делающей «подарки» этим людям.

Йож: Я лично не вижу ничего кощунственного в том, что и накануне Дня Победы печатают размышления тех, кто как-то, в отличие от большинства форумных завсегдатаев, эту Победу добывал.