Пенсии россиян хотят вложить в рискованные проекты
На модерации
Отложенный
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в России», расширяющие возможности инвестирования средств пенсионных накоплений так называемых молчунов на финансовом рынке РФ. На практике это будет означать крайне рискованные игры с накоплениями граждан. Мнения экспертов разделились. По одной версии, либерализм приведёт к краху системы. По другой — в долгосрочной перспективе разгрузит бюджет, а пока даст дополнительные средства банковской системе.
«Законопроект направлен на повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений на финансовом рынке России и обеспечение притока долгосрочных ресурсов в экономику государства», – объяснил законопроект один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. По его словам, благодаря поправкам будет расширен перечень инвестиционных инструментов для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и для Внешэкономбанка, который является государственной управляющей компанией и занимается инвестированием пенсионных накоплений так называемых молчунов.
«Молчуны» – это те, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании и чьими пенсионными накоплениями управляет госкорпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ). На данный момент таких большинство: около 90% будущих пенсионеров не пожелали отдать свои деньги в управление частной управляющей компании и держат их в ВЭБе.
ВЭБ – консервативный игрок и может инвестировать накопления только в государственные ценные бумаги РФ и облигации российских эмитентов, обеспеченные государственной гарантией. В благополучные годы он показывал доходность по накоплениям всего 6–7%, что было ниже инфляции, в то время как частные управляющие компании зарабатывали около 30% годовых. Зато по итогам 2008 года, когда рынок обвалился, убытки в ВЭБе составили всего 0,46% (1,16 млрд. рублей). В то же время средства негосударственных пенсионных фондов (НПФ) «прохудились» на 45%.
Начиная с 2009 года ситуация обратная. Рынок начал расти, вслед за ним высокую доходность снова начали показывать НПФ. ВЭБ же из-за консервативной политики за первый квартал получил убытки в 7%.
Именно поэтому законодатели решили ускорить давно готовящийся законопроект, который позволит в период роста инвестировать в большее количество ценных бумаг, а также поддержать рынок.
Согласно законопроекту «молчуны», если они хотят дальше держать деньги в максимальной сохранности, должны будут выбрать «консервативный инвестиционный портфель». Тогда их средства будут, как и прежде, инвестироваться в государственные ценные бумаги РФ и облигации российских эмитентов, обеспеченные государственной гарантией.
Средства, которыми граждане не распорядятся, то есть не вложат даже в консервативный портфель, согласно законопроекту будут инвестироваться через ВЭБ помимо государственных ценных бумаг и облигаций российских эмитентов, обеспеченных госгарантией, в банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, ипотечные ценные бумаги, а также ценные бумаги международных финансовых организаций. Также рассматривается вариант инвестирования средств в облигации субъектов России.
Есть и другое предложение, но уже от Минфина. Министерство предлагает расширить возможности инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями (УК) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Как говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минфином, пенсионные накопления по-прежнему можно будет вкладывать в госбумаги субъектов РФ, муниципальные облигации, облигации российских эмитентов, а также ипотечные ценные бумаги. Однако критерии, по которым та или иная бумага может попадать в перечень допустимых инструментов для инвестиций, предлагается смягчить.
В настоящий момент основное требование для бумаг, в которые инвестируются накопления, – соответствие высшему рейтингу А1. По новому проекту постановления УК и НПФ могут инвестировать средства и в облигации, исполнение обязательств по которым гарантировано Россией или ВЭБом, а также в облигации, эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте максимум на две ступени ниже суверенного рейтинга страны. Такой рейтинг должен быть присвоен либо аккредитованным российским агентством, либо хотя бы одной из международных рейтинговых структур (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch). Как отмечал ранее замдиректора департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов, использование критерия по высокому рейтингу позволит вкладывать средства в 213 выпусков облигаций общей стоимостью 1,1 трлн. рублей.
Что касается акций российских компаний, то по ним инвестиционные возможности не расширились. Вкладывать средства пенсионных накоплений можно только в ценные бумаги хотя бы из одного котировального списка высшего уровня (А1). На текущий момент в него входят 17 компаний, среди которых бумаги Сбербанка, «Мосэнерго» и ЛУКОЙЛа.
Все эти меры, с одной стороны, позитивно воспринимаются в экспертной среде. В ВЭБе, согласно официальным данным, в первом квартале 2009 года пенсионные накопления сократились на 7,23%. Средства «молчунов» продолжают сокращаться. В отличие от частных компаний ВЭБ инвестирует практически все пенсионные деньги (порядка 95%) в госбумаги.
«Учитывая, что в первом квартале этого года фондовый рынок в среднем вырос на 30%, результаты ВЭБа выглядят странно, – говорит генеральный директор УК «Финам Менеджмент» Андрей Шульга. – За этот же период подавляющее большинство частных управляющих компаний показали положительную доходность».
Доходность ряда УК, портфели которых состоят преимущественно из акций, в первом квартале достигает 40–50% годовых (в 2009 году снова начался рост рынка). Доходность тех частных УК, которые придерживаются более консервативной стратегии и вкладывают пенсионные средства в основном в облигации, по данным Андрея Шульги, выглядят несколько скромнее, но всё равно лучше, чем в ВЭБе. Доход УК «Финам Менеджмент» от инвестирования пенсионных накоплений по итогам первого квартала превысил 11% годовых.
ВЭБ может приблизиться к этим результатам, если ему расширят круг для инвестирования. Есть и ещё одна причина необходимости законопроекта. По закону Пенсионный фонд России переводит пенсионные накопления в частные УК и НПФ только один раз в год. В следующий раз это произойдёт только в первом квартале 2010 года, поэтому в 2009 году граждане уже не смогут перевести свои накопления из ПФР в НПФ.
И всё же риски потерять средства повышаются. Отметим, что по итогам 2008 года, когда рынок падал, отрицательный результат НПФ и частных управляющих компаний оказался хуже, чем у ВЭБа. Если ВЭБ в прошлом году показал результат в -0,46%, то частные компании оказались в проигрыше на 30% и даже более.
Некоторые чиновники, в частности министр финансов Алексей Кудрин, периодически предрекают России и миру вторую волну кризиса, которая будет связана с невозвратом платежей по кредитам. Кроме того, российский рынок акций, значительный объём которого составляют компании топливно-энергетического сектора, показывает положительную динамику вслед за ростом нефтяных цен. С 39 долларов за баррель в конце осени 2008 года они выросли до 60 долларов за баррель к настоящему моменту. Кривые российских фондовых площадок практически полностью коррелируют с кривой стоимости барреля нефти. Между тем многие эксперты, в частности руководство ОПЕК, предрекают снижение цен на нефть в скором времени до 40–50 долларов за баррель: бурный рост снова вызвали спекуляции. Реальный спрос на нефть повысился гораздо меньше.
В такой момент расширение списка разрешённых инструментов может серьёзно увеличить риски. По мнению экспертов, на рынке облигаций сейчас очень много «мусорных» бумаг, по которым может потенциально наступить дефолт.
Кроме того, одна из целей законопроекта (по всей видимости, главная) – это не преумножение накоплений граждан на старость, а подпитка ликвидностью банков и региональных бюджетов. В управлении ВЭБа находится 90% пенсионных накоплений, то есть около 350 млрд. рублей. Эти деньги, в частности, смогут закрыть дыры в банках, связанные с невозвратами платежей по кредитам.
С чего начинается пенсия
Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть – фиксированная и составляет 1950 рублей, её источником является единый социальный налог. Её получают все пенсионеры, имеющие трудовой стаж не менее пяти лет, вне зависимости от размера заработной платы.
Страховую часть финансируют страховые взносы, которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14% заработной платы. Эти две формы отчислений направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Накопительная часть пенсии формируется за счёт отчислений в размере 6% заработной платы трудоспособного населения, родившегося после 1967 года. Только этой частью гражданин может распорядиться, оставив её в ВЭБе или отдав НПФ, а также участвуя в программе государственного софинансирования. Суть программы заключается в стимулировании добровольных взносов граждан в накопительную часть трудовой пенсии. На каждую тысячу рублей взноса государство будет вносить тысячу рублей, но не более 12 тыс. рублей в год. Программа длится в течение 10 лет. Кроме того, если деньги находятся в НПФ, гражданин может заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ и уплачивать добровольные взносы на будущую пенсию.
Чтобы перейти из Пенсионного фонда РФ, средствами которого управляет ВЭБ, в НПФ, необходимо написать заявление в Пенсионный фонд России (ПФР), в котором надо указать негосударственный фонд, в который будут переведены накопления. Заявление необходимо будет принести в отделение ПФР лично или отправить по почте. Также можно сделать перевод в частной управляющей компании, которая, в свою очередь, уведомит ПФР.
Комментарии
Давайте, вкладывайте и просрите, это единственное что умеет делать власть. Может, хватит уже дурить народонаселение? Ах, нуда, надо же завершать гарвардско-хьюстонский прект. Игра пошла на добивание. Медведев должен понимать, что рано или поздно наступит время, когда власть полностью лишится народного доверия, и ничего уже не поможет нынешней власти его восстановить. Лимит болтовни давно перевалил за грани разумного.