Как российские регионы переживают кризисные времена

На модерации Отложенный

Разъяренные пикалевцы взяли штурмом мэрию как раз во время совещания городских чиновников. Требование протестующих — восстановление подачи отопления и горячей воды. Местная ТЭЦ отключила город от их поставок из-за долга «БазэлЦемента» (входит в бизнес-империю Олега Дерипаски) 140 млн рублей за 2009 год. Но трудности горожан упираются не только в коммунальные проблемы. С декабря 2008 года в Пикалево регулярно проводятся сокращения на предприятиях. Официально уволенных — около 1,5 тыс. человек, однако в неоплачиваемых отпусках или работающих неполную неделю — еще 2,5 тыс. человек.

Профсоюзный лидер завода «БазэлЦемент-Пикалево» Светлана Антропова заявила, что люди начинают питаться «подножным кормом»: варить щи из крапивы, делать салаты из одуванчиков и мок­рицы, а также есть собак. Жители Пикалева пишут на сайтах в интернете, что в городе резко выросла преступность: «Каждую ночь грабят минимум троих прохожих, забирают не только ценности, но и одежду». На момент подписания этого номера The New Times в дома так и не подали тепло и горячую воду.

Промышленность хромает

Ситуация в подавляющем большинстве российских регионов является крайне тяжелой — такой вывод делают исследователи из аудиторско-консалтинговой компании ФБК, проанализировавшие антикризисные программы субъектов Федерации. Промышленный рост за I квартал (в сравнении с первыми тремя месяцами 2008 года) наблюдался всего в 15 регионах, а в 67 — спад разной степени силы. Причем экономические показатели территорий-лидеров и аутсайдеров диаметрально расходятся. Самый большой плюс — у Ненецкого АО: 34,7%. Самый значительный минус — у Орловской области (минус 38,3%). Промышленное производство в столичных городах также весьма резко упало: в Москве на 23,6%, в Петербурге на 20,1%. В целом по Российской Федерации промышленность в I квартале 2009 года рухнула на 14,3%.

По свидетельству авторов доклада, самая тяжелая ситуация в регионах с развитой обрабатывающей промышленностью, в частности — в Зауралье. Наибольший минус — у Свердловской и Челябинской областей (на 26,3% и 27,9% соответственно). Такой сильный спад связан со структурой их промышленного производства, более трех четвертей которого приходится на металлургию и машиностроение — отрасли, переживающие сильнейший спад, обусловленный отсутствием спроса на их продукцию. «У нас в городе как зимой началась волна сокраще­ний людей с крупных заводов — трубопрокатно­­­­­го, машиностроительного, металлоконструкций, — так и идет до сих пор. В основном увольняют работающих пенсионеров и молодежь — руководители считают, что без них предприятия могут обойтись.

Центры занятости переполнены: работу найти сложно — новые кадры предприятия стараются не брать, дабы обеспечить заработками работающих сотрудников. Сами зарплаты заметно снизились: если до кризиса средняя была 20–25 тыс., то сейчас 12–15 тыс. рублей», — рассказал на условиях анонимности The New Times сотрудник администрации Челябинска. Отвечая на вопрос, какие антикризисные меры принимают местные власти, собеседник поведал о том, что губернатор Петр Сумин открыл завод по производству картона и объявил во всеуслышание, что создает там новые рабочие места. Но пока завод не работает, а в народе судачат о том, что на все высокооплачиваемые должности там попали родственники губернских руководителей.

Среди федеральных округов самые низкие промышленные результаты (минус 20,1%) демонстрирует Приволжский — там сосредоточено автомобильное производство. Не случайно автомобильные регионы — в лидерах падения: в Нижегородской области спад — 34,5%, в Ульяновской — 32%, в Са­мар­с­кой — 30,9%.

\"\"

Впрочем, есть и позитивный пример, связанный с автопромом. В Калужской области (плюс 16,8%) главным локомотивом роста является завод «Фольксваген». Несмотря на кризис, иностранные инвестиции в завод уже составили $1,5 млрд, в этом году планируется еще $0,5 млрд. На предприятии идет расширение — открывается производство деталей для автомобилей.

Авторы исследования утверждают, что особого секрета успеха у регионов-лидеров нет: там, куда текут инвестиции и где осуществля­ется запуск новых производств и месторождений, промышленность показывает плюс. Скажем, Ненецкий АО обеспечил себе лидерство благодаря росту добычи нефти (на 17,1% за квартал) — в том числе в связи с запус­ком новых месторождений.

А Белгородская область не ушла в минус (ее квартальный показатель — 0%) прежде всего благодаря росту пищевой промышленности: производство мяса выросло на 75,9%.

Все по плану

Падает производство — падают доходы людей. В I квартале реальные денежные доходы населения в среднем сократились на 3,3% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. При этом в 50 регионах — минус, в 32 — плюс. Больше всего выросли доходы там, где основная рабочая сила — крестьяне и бюджетники: в Адыгее прирост составил 24,4%, в Бурятии — 16,4%. Любопытно, что среди самых неблагополучных территорий оказался Санкт-Петербург — минус 21%.

«Что вы хотите: огромное количество строек заморозили. Ведь до кризиса в городе очень активно шло строительство, а теперь говорят, что многие проекты остановили на 5 лет. Цены на продукты растут как на дрожжах. Подорожали и комплектующие к компьютерной технике, и офисные принадлежности. Недавно покупала картридж для принтера — сейчас он в два раза дороже стоит, чем зимой», — пожаловалась The New Times сотрудница Комитета по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга, категорически отказавшаяся называть свое имя.

Поддержать людей в первую очередь призваны региональные антикризисные программы, которые должны были появиться на свет после обнародования в начале апреля антикризисных мер федерального правительства (см. подробнее The New Times № 13 от 6 апреля 2009 г.). Но как выяснили авторы исследования, к маю 2009 года лишь в 28 из 83 российских регионов удосужились составить собственный план мер. Характерно, что наиболее распространенное заглавие территориальных программ звучит как «Минимализация возможных последствий мирового финансового кризиса». «Понятно, почему именно данная формулировка получила наибольшее распростра­нение. Такова была и остается позиция федеральных властей: есть мировой кризис, в котором Россия никак не виновата», — отмечается в докладе ФБК.

\"\"

План с подобным названием принят, например, в Омской области. Наверное, здесь считают, что именно мировые финансовые штормы виноваты в том, что падение реальных денежных доходов населения составило в январе-феврале 2009 года 8,5% в сравнении с январем-февралем 2008-го. Всего же в стране 7 регионов, где снижение доходов составило более 20% за год.

Проблемный бюджет

По мнению заместителя председателя Внеш­экономбанка Сергея Васильева, главная проблема, с которой столкнутся регионы в ближайшее время, — это дефициты местных бюджетов. «Если на федеральном уровне увеличение социальных выплат произойдет за счет средств Резервного фонда, то у субъектов Федерации таких ресурсов попросту нет», — считает он. По его словам, многие регионы будут вынуждены пойти на замораживание инвестиционных проектов, чтобы выполнить социальные обязательства. Сергей Васильев пояснил, что в России «нормальным» считается 28-процентный расход бюджета региона на зарплаты, но сейчас на выплаты бюджетникам будет уходит до 60% из местной казны. По оценкам экспертов из Центра развития, суммарный бюджетный дефицит регионов по итогам 2009 года составит не менее 1 трлн рублей. А в Антикризисной программе федерального правительства на поддержку региональных бюджетов выделено дотаций на сумму 300 млрд рублей. Чем затыкать оставшуюся дыру в 700 млрд — непонятно.

«Местные власти начали активно сокращать расходы бюджета — об этом заявили главы 44 регионов, притом что гораздо эффективнее было бы укреплять его доходную часть», — полагает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. Губернатор Кировской области Никита Белых, отвечая на вопрос The New Times, сообщил, что для борьбы с назревающим бюджетным дефицитом области необходимо урезать свои потребности на 2 млрд рублей. «Миллионов 400–500 мы подсократим — на миллиард выйдем, но второй станет проблемой», — рассуждает глава региона. Вместе с тем авторы доклада уверены, что не «кромсание» бюджета является эффективной мерой борьбы с кризисом, а вложения в развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры. «В таком случае деньги бы распределялись по максимальному количеству отраслей, создавались бы новые рабочие места, — подчеркивает Игорь Николаев. — В целом это способствовало бы росту экономики через стимулирование спроса».