Россиян никакая холера не возьмет

На модерации Отложенный

Более половины россиян уже привыкли к кризису и переменам, произошедшим в России за последние полгода. Доля таких респондентов составила 53 процента, говорится в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
***

Вообще-то, к социологическим опросам надо относиться с известной долей осторожности. Хотя бы потому, что социологи не только опрашивают живых людей, но и сами являются живыми людьми. А всяким живым людям трудно избежать давления, соблазнов, искушений. Короче говоря, эти опросы довольно приблизительны не только с точки зрения самой социологии, но и просто потому, что в нашей стране любые данные являются условными. Однако опрос ВЦИОМ представляется мне вполне убедительным.

Да, сейчас кажется, что мы вполне свыклись с кризисом. И я не удивлюсь, если выяснится, что свыклись мы с ним быстрее, чем в других местах. Притом, что экономические показатели в России по-прежнему одни из самых тяжелых. Наше падение больнее и глубже, чем в ведущих странах. Но дело в том, что запас прочности в наших людях заложен настолько огромный, что нас, пожалуй, никакая холера не возьмет.

Из поколения в поколение мы живем в обстановке сплошных тягот и испытаний. Мы все время с кем-то воюем, и теряем в этих войнах беспредельно много народу - миллионы, десятки миллионов людей. У нас постоянно неурожай и бескормица, потому что есть четыре беды, справиться с которыми нам трудно: зима, весна, лето и осень.

У нас были и коллективизация, и индустриализация, и репрессии, и перестройки с ускорениями.

Мы все время живем в условиях эксперимента над самими собой и преодоления последствий этого эксперимента. Господь специально создал нашу страну в назидание всему миру. Чтобы с одной стороны показать, как не надо жить и работать, а с другой стороны, чтобы показать, что человек способен на любой подвиг, способен преодолеть все, что угодно, выжить в любых условиях.

Так что мы живем в самой героической в мире стране - в этом у меня нет сомнений. И после всех наших войн, бед и невзгод, неужели нам страшен какой-то ипотечный - или как там его? - кризис. Вековой мечтой нашего народа было просто досыта поесть. В последние лет 15 такая возможность у людей наконец появилась.

Пускай далеко не все мы богаты, но главное, что продукты в магазинах физически есть, а значит, есть и надежда их поесть. Это придает сил. К тому же рубль перестал дешеветь. И не суть важно, хорошо это для экономики или плохо, какие процессы за этим стоят и к чему они приведут. Кризис - это не в последнюю очередь психология. Люди реагируют на самые поверхностные данные. Рубль растет - народ спокоен. Нефть дорожает - еще лучше. Но все это имеет значение до тех пор, пока колбаса физически лежит на прилавке. Покуда это так, никакие социальные потрясения нам не грозят.