О бедных мигрантах замолвите слово
На модерации
Отложенный
Несмотря на повсеместный рост безработицы, москвичи не торопятся браться за любой труд, предпочитая находиться в почетном статусе «трудовых резервистов». Поэтому на низкоквалифицированной работе за них по привычке продолжают вкалывать гастарбайтеры из российской глубинки и ближнего зарубежья... Но так ли уж это плохо?
«Мытье полов не предлагать»
Красочными плакатами о призыве москвичей на работу увешаны многочисленные уличные билборды, но воз, как говорится, и ныне там: несмотря на то, что Московская служба занятости готова предложить соискателям более 237 тыс. вакансий, москвичи не спешат браться за любой труд, поскольку подавляющее большинство вариантов - это низкоквалифицированный, а значит, низкооплачиваемый труд. Также по-прежнему коренного горожанина не заманишь на стройку кирпичи таскать или работать в сфере ЖКХ и благоустройства любимого города, - такова годами складывающаяся специфика столичного рынка труда, изменить которую не смог даже кризис.
По данным компетентных служб, на сегодняшний день в Москве зарегистрированы более 48,1 тыс. безработных. И если раньше биржам труда в основном приходилось работать с пенсионерами, инвалидами и молодежью без опыта работы, то сегодня в числе соискателей все чаще попадаются бухгалтеры, экономисты, управленцы, офисные клерки и прочие «бело-голубые воротнички» - тысячи сокращенных работников, зачастую высококвалифицированных. Однако снижать свои требования к будущей зарплате такие люди зачастую не хотят, вписывая в графу анкеты «желаемый размер заработной платы» порой нереальные по нынешним временам суммы: например, бухгалтер хочет, как и раньше получать за свой труд не менее 100 тысяч рублей, и ни за что не согласится на «менее квалифицированную», по его мнению, работу.
Максимум, на что способен бывший московский менеджер, - это устроиться на работу по специальности, которая указана в дипломе. «Наша рабочая сила пока не до конца осознала кризис», - объясняет Евгений Гонтмахер, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН. По его мнению, единственный сектор, где россияне начинают составлять конкуренцию иностранцам, - это торговля. «Люди идут на должности кассиров, мерчандайзеров, особенно в регионах», - объясняет он. На очереди - ЖКХ и общественный транспорт.
А как сами люди относятся к тому, что значительную часть работы за них выполняет приезжая рабсила? Чувствуют ли россияне ущемление своих прав на поиск и получение работы? Как показывает практика работы центров занятости, никакой конкуренции здесь нет: работать в сфере строительства, транспорта и ЖКХ по-прежнему согласны только трудовые мигранты. Россиянин может стать бомжем, но не будет работать дворником - такова уж наша ментальность. Более 80% работников ЖКХ в Москве - это «иностранцы»: они стригут газоны, убирают улицы. При этом квоты на мигрантов удовлетворяют только 3 - 40% потребности работодателей в иностранной рабочей силе.
В Федеральной миграционной службе (ФМС) России отмечают, что на фоне финансового кризиса число иностранцев, которые едут в Россию, в том числе в поисках работы, неуклонно снижается. «Если до кризиса с различными целями, не только для работы, в Россию ежедневно приезжали 70 тыс. иностранных граждан, то сейчас каждый день въезжают около 50 тыс. Сокращение существенное - на 20 тыс. в день», - цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря ФМС Константина Полторанина.
По убеждению и логике чиновников, многие иностранные граждане не едут в Россию, зная, что не будут трудоустроены: «40% иностранцев приезжали в Россию работать на стройках, а сейчас многие из них заморожены», - поясняют в ФМС. По данным службы, в первом квартале текущего года в Россию въехало 6 млн. мигрантов, что на 13%, или 700 - 800 тысяч человек, меньше аналогичного показателя прошлого года.
Чиновники - о гастарбайтерах
О необходимости серьезной коррекции в государственной миграционной политике еще в прошлом году говорил российский премьер Владимир Путин. По его убеждению, уменьшение трудовых квот - это мера, призванная защитить интересы граждан нашей страны, и сокращение в них надо провести на 50%. Инициатива Путина нашла отражение в постановлении правительства №916 о сокращении в два раза квоты на 2009 год по сравнению с ранее утвержденной в размере 3,9 млн.
человек.
В феврале этого года вице-премьер Александр Жуков, выступая на коллегии ФМС, призвал решать эту проблему кардинально - в принудительном порядке отправлять домой безработных гастарбайтеров. Вскоре эту идею поддержал и первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, который сказал, что если мигрант уволился и находится в столице без работы, то его надо депортировать. Столичный мэр заявил, что хотя квота в этом году была уменьшена вдвое (до 250 тыс. человек), поток мигрантов в Москву не изменился. «Количество мигрантов остается таким же, как было раньше. К нам приезжает 1 млн. мигрантов. Количество квот в два раза снижено, значит, где-то 750 тыс. находятся в городе и неизвестно чем занимаются. Точнее, известно чем занимаются. 47% преступлений - это преступления этих самых гастролеров, у которых нет работы», - передает слова Лужкова РИА «Новости».
Простые обыватели - о трудовых мигрантах
Кто такие мигранты и чем они живут? Объяснить это лучше всего на конкретном примере. Например, наш многоквартирный дом, где я живу, попал под программу капитального ремонта. Поэтому с недавних пор здесь, как и в сотнях других московских домов, с утра до вечера вкалывают рабочие, по акценту которых можно изучать географию нашей великой и могучей страны и ближнего зарубежья. Они меняют старые окна на современные пластиковые, меняют трубы, пилят, чинят, сверлят и штукатурят без перерыва на обед.
Пластиковые окна в нашей квартире устанавливал молодой парень Антон из Орла. Разговорились. Ему 21, год назад демобилизовался из армии в звании сержанта, с января работает в Москве в фирме по установке пластиковых окон. На мой вопрос почему приехал и как живется, рассказал такую историю:
«...В провинции сейчас делать нечего - на работу вообще нереально устроиться, поэтому и приехал в Москву. До этого успел поработать отделочником в Орле, и если бы не кризис, ни за что в Москву не приехал бы! ...За установку одного погонного метра откосов для окон фирма платит мне 150 рублей, и если работать с утра до вечера и без обеда, то можно заработать неплохие, по провинциальным меркам, деньги, но большая их часть уходит на питание и плату за аренду жилья...»
Коллектив таких бригад, занятых на капремонтах, обычно разношерстный: как правило, узбеки таскают, таджики работают в качестве подсобных рабочих, живут в строительных вагончиках, расположенных рядом с ремонтируемыми домами, кучкуясь по национальности и принципу землячества. Россияне выполняют более чистую и квалифицированную работу.
Работы по облицовке вентилируемых фасадов жилых домов традиционно отдаются почему-то китайцам. «Ничего удивительного, - поясняет мне Антон. - То, что наши делают 4 недели, китайцы качественно сделают за 4 дня. Работают - и никогда не возмущаются».
О том, что жизнь таких, как Антон и многих других работяг, приезжающих в столицу на заработки, не сахар, можно и не спрашивать: дешевая и безропотная рабочая сила не имеет понятия о правилах техники безопасности, не требует соблюдения ТК, живет в строительных вагончиках и вообще крайне удобна для нанимателей своей неприхотливостью и забитостью. А еще на них с удовольствием «паразитируют» многочисленные контролирующие службы.
Очевидно, что жизнь самих трудовых мигрантов сегодня сладкой не назовешь: «Работу сегодня найти труднее, да и работодатели все чаще пытаются обмануть, ссылаясь на кризис, - поясняет Антон. - При этом зарплата гастарбайтеров упала в разы: например, если до кризиса квалифицированный сварщик получал 30 - 40 тысяч рублей, то теперь эти люди готовы работать за 200 - 400 рублей в день, чтобы хоть как-то выжить...»
Изменится ли что-то в ближайшее время в жизни таких, как Антон, и сотнях других людей, едущих в столицу на заработки - сказать сложно. Уедут одни - приедут другие: в провинции тоже надо на что-то жить. Ясно только одно: если никто из нас, интеллигентов по происхождению или по ощущению, не готов взять в руки метлу или строительный мастерок, надо найти в себе мужество признать это и сказать спасибо тем, кто готов сделать эту работу за нас, а не относиться к этим людям как к «третьему сорту»...
Комментарии