Премьера "Люди X: Начало. Росомаха" состоялась

На модерации Отложенный В московском кинотеатре "Октябрь" прошла премьера фильма "Люди X: Начало. Росомаха" (X-Men Origins: Wolverine) — четвертая серия комикса о мутантах на букву Х знаменита прежде всего тем, что пираты украли ее с повышенной оперативностью и давно вывесили в интернете, правда, с недорисованными спецэффектами. ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА принципиальной разницы не обнаружила.

Сравнительно с прошлыми "Людьми Х" в новом спецэффектов сравнительно немного — этот приквел, рассказывающий о том, как герой Хью Джекмана по фамилии Логан и по прозвищу Росомаха превратился в зверя и почему потерял память, все время норовит забыть о зрелищности и скатиться в психологизм. Ответственность за это лежит на южноамериканском режиссере Гэвине Худе, получившем "Оскар" за лучший иностранный фильм "Цоци" (Tsotsi), но не имеющем опыта с блокбастерами — похоже, "Людей Х" он по своей малобюджетной авторской привычке тоже рассматривает как психологическую драму о человеке, который борется с самим собой. Ну и разумеется, самому Хью Джекману, который на этот раз выступает и как продюсер, хочется наконец показать, что он не просто качок с когтями и бакенбардами, но и способный драматический актер. Последнее время Хью Джекман был не очень доволен тем, как развивается его персонаж в "Людях Х" — в частности, ему показалось, будто в третьей серии его герой несколько помягчел, что наводило артиста на сомнения, следует ли ему подписываться на четвертую. Однако, обнаружив, что в приквеле "Люди Х: Начало" Росомаха снова звереет и стервенеет, Хью Джекман отринул колебания.

Озверение в "Росомахе" происходит поэтапно: сначала на психике героя сказывается вынужденная трагическими семейными обстоятельствами необходимость идти на войну. Войн ему удается застать целых четыре, поскольку в силу физиологических особенностей мутировавшего организма призывной возраст у Логана и его брата Виктора, он же Саблезуб (Лив Шрайбер), растягивается на несколько десятилетий. Воевать миролюбивому Логану не нравится, в отличие от злобного брательника, как бы воплощающего темную сторону личности героя, и, демобилизовавшись, он возвращается на историческую родину, в Канаду, где устраивается лесорубом и пытается мирно жить с как бы обычной (но тоже себе на уме) учительницей (Линн Коллинз), пока не становится жертвой коварной интриги, цель которой сделать из Логана ходячее оружие и поставить его на службу американской армии.


Нельзя сказать, что попытка заглянуть в душу героя в "Росомахе" совсем не удалась — иногда она дает довольно трогательные результаты. Так, самые забавные десять минут фильма — идиллический эпизод, в котором пожилая супружеская пара фермеров находит у себя в амбаре голого и дрожащего от холода Росомаху, сбежавшего из секретной лаборатории, где над ним ставили бесчеловечные опыты, закачивая в скелет чудо-металл адамантий. На всякий случай уточнив, не наркоман ли он, добрые старички дарят мутанту курточку погибшего во Вьетнаме сына (так вот откуда взялась курточка, в которой Росомаха рассекал в прошлых сериях!) и уже явно собираются его усыновить, простив ему даже то, что он своими новыми адамантиевыми когтями нечаянно разнес им умывальник и батарею отопления.

Но, к сожалению, Маугли наоборот из великовозрастного Росомахи (детство его пришлось аж на 1840-е годы) уже не получится, и никакое общение с добрейшими представителями человечества не может изменить его звериную сущность. К тому же о ней все время напоминает гадкий брат, с которым то и дело приходится выходить на рукопашную. У брата бакенбарды пожиже, когти покороче, но зато он лучше бегает на четвереньках и периодически берет верх над Росомахой за счет повышенной агрессивности.

Героические старания Хью Джекмана сыграть неоднозначную личность, мятущуюся натуру и израненную душу дают скорее комический результат — в таких вызывающих бакенбардах, заслоняющих почти всю мимику, можно сыграть разве что какой-нибудь сатирический персонаж типа Ноздрева, а вот трагедия человека, из которого сделали зверя и лишили лучших воспоминаний, удается с трудом. Тем не менее авторы находят остроумный способ показать, что ничто человеческое мутантам не чуждо: если терпеливо пересидеть все финальные титры, то из эпилога можно узнать, что люди Х, оказывается, тоже много пьют, правда, не с той целью, как обычные люди, а совсем с противоположной.