Москву ждет жесткий конфликт с НАТО?

На модерации Отложенный Российско-грузинское противостояние, похоже, может перерасти в жесткий конфликт между Москвой и Североатлантическим альянсом. В преддверии запланированных на май учений НАТО в Грузии (на территории бывшей российской военной базы Вазиани) Москва начала беспрецедентное за последнее время наращивание сухопутных и морских сил в Южной Осетии и Абхазии. Планируются и масштабные маневры. В учениях в Вазиани будут участвовать 1300 военнослужащих из 19 стран, в том числе, кстати, и союзники России по ОДКБ – Казахстан и Армения. Что касается российских учений, то как заявил РИА Новости начальник службы информации и общественных связей Северо-Кавказского военного округа (СКВО) Андрей Бобрун, они плановые и осуществляются в рамках итоговых занятий за зимний период обучения. В штабе Черноморского флота (ЧФ) «НГ» также подтвердили только проведение плановых сбор-походов и военных маневров по итогам боевой учебы. Таким образом, военное руководство старается не связывать эти учения с маневрами в Грузии.

Напомним, что в прошлом году, перед вторжением Грузии в Южную Осетию, регион буквально захлестнули масштабные военные маневры как российских Вооруженных сил, так и НАТО. Тогда с 15 по 31 июля международные военные маневры альянса «Немедленный ответ-2008» проходили на той же военной базе Вазиани. А вблизи Рокского туннеля, в Абхазии и на ЧФ в это же время проходили крупномасштабные войсковые маневры «Кавказ-2008», в которых было задействовано около восьми тысяч военнослужащих. Какую-то связь российских маневров на Кавказе с учениями НАТО в Грузии тогда военачальники в Москве отрицали. Между тем в Грузии нынешние российские маневры уже вызвали опасения. По данным МИД республики, в настоящее время в Черном море в непосредственной близости от Грузии находятся ракетный крейсер, ракетные катера, десантные и противолодочные корабли – «всего не менее двух десятков оснащенных соответствующим вооружением боевых плавательных средств». Кроме этого якобы «предусмотрены вылеты боевых и десантных самолетов и вертолетов разного типа с расположенных вокруг Грузии военных аэродромов». Российская сторона также «еще больше усилила свой военный потенциал на оккупированной территории Грузии», – резюмируют грузинские дипломаты.

Российское дипломатическое ведомство в отличие от руководства Минобороны высокую милитаризацию региона и направленность маневров отрицать отказалось. Даже более того, в МИДе весьма откровенно приоткрыли масштаб военных приготовлений РФ в регионе Южного Кавказа. Как заявил на днях официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко, данные «военные учения носят демонстрационно-предупредительный характер в отношении Грузии» и связаны с «концентрацией грузинского спецназа и военной техники в непосредственной близости от территорий Абхазии и Южной Осетии, а также подготовкой новых провокаций прямо, если можно так выразиться, «под носом» международного присутствия».


Именно провокацией в Кремле считают решение НАТО проводить учения в Грузии. «Это неправильное, опасное решение, – заявил президент России Дмитрий Медведев на недавней встрече с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. – Когда военный блок проводит учение вблизи точек, где ранее сохранялась высокая степень напряженности, да и сейчас все непросто, это грозит осложнениями. Это не добавит позитивных настроений народам Южной Осетии и Абхазии». Несмотря на это, в штаб-квартире НАТО не только решили проводить маневры в Грузии, но и пригласили к участию в них Россию. Москва, конечно, отказалась и решила продемонстрировать мускулы на Южном Кавказе. При этом к участию в масштабных маневрах Российская армия впервые привлекает вооруженные силы Абхазии и Южной Осетии. «Страны Запада поддерживают Грузию, проводят учения, но на учения есть ответ такой же – другие учения будем проводить и в Абхазии, и в Южной Осетии», – сказал в минувшую пятницу президент Абхазии Сергей Багапш после соответствующих консультаций в российских МИДе и Минобороны. Таким образом, в ответ на милитаризацию Грузии и поддержку ее со стороны НАТО Москва предпринимает аналогичные меры, усиливая свои военные группировки на границах. Понятно, что это при определенных обстоятельствах может привести к локальным военным стычкам и даже, возможно, к войне, исход которой в нынешних условиях предопределить будет трудно. Экономический кризис, не до конца продуманная военная реформа, международная изоляция РФ при оценках разрешения грузинского вопроса объективно ослабили Россию. Но в Кремле и Минобороны, судя по всему, это сегодня мало кого беспокоит. Военное руководство после прошлогодней августовской пятидневной войны в Южной Осетии и лестных отзывов, данных президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным, уверовало в непобедимость Российской армии.

Однако в нынешних условиях подобная самоуверенность выглядит излишней. Как показывает информация, поступающая из войск, жесткий, не во всем оправданный переход армии к новому облику, отмена выплат при сокращении офицерских должностей и другие шаги реформаторов деморализовали многих военных, а отмена командировочных надбавок для частей, размещенных в Южной Осетии и Абхазии, снизила мотивацию солдат и офицеров, служащих в этих регионах.