Бизнесу Молдавии трудно уйти от России
На модерации
Отложенный
В Молдавии после парламентских выборов, на которых победила Коммунистическая партия, неспокойно. После массовых беспорядков президент страны Владимир Воронин сообщил, что к их организации причастны власти соседней Румынии и ввел с ней визовый режим, а также объявил румынского посла персоной нон грата. Беспокойство Воронина можно понять: среди требований, которые выдвигали участники акций протеста, было и объединение Молдавии с Румынией.
К какой стране на самом деле ближе по своим интересам Молдавия, к России или к Румынии? Значительную часть местных предприятий контролируют россияне: «Газпром» владеет 51% акций «Молдоватрансгаз», «Интер РАО ЕЭС» принадлежит Молдавская ГРЭС, а «Металлоинвест» является держателем 30% акций крупнейшего предприятия Приднестровья — Рыбницкого металлургического завода. Это касается не только промышленности, но и винзаводов (например, российскому торговому дому Aroma принадлежит крупный завод Vismos). С другой стороны, свою сферу влияния в Молдавии имеет и румынский бизнес — так, румынская нефтяная группа Petrom контролирует значительную часть молдавских заправок.
«Российские инвестиции в Молдавию составляют около 300 млн долларов, это примерно 20% всех иностранных капиталовложений, — объясняет заведующий отделом Молдавии и Приднестровья Института стран СНГ Геннадий Коненко. — После предоставления Молдавии торговых преференций со стороны Евросоюза у нас появилась возможность более эффективного выхода на рынки восточноевропейских стран. Молдавия также заинтересована в укреплении экономических отношений с Россией из-за зависимости от поставок энергоносителей».
По словам Коненко, «Газпром» уже инвестировал в экономику Молдавии более 140 млн долларов, а «Лукойл» — 60 млн, и ему принадлежит более сотни АЗС на территории страны. Эксперт отмечает, что в Молдавии зарегистрировано около 450 предприятий с участием российского бизнеса, причем 85 из них можно назвать крупными и средними.
Впрочем, основу молдавской экономики составляют предприятия агропромышленного комплекса: сельское хозяйство и пищевая промышленность занимают около 60% от общего объема производства. Из-за этого дефицит торгового баланса на протяжении нескольких лет увеличивался на 30-40% ежегодно. Другой фактор — отсутствие рынков сбыта: еще в 2001 году Молдавия подписала протокол о присоединении к ВТО и пользуется системой преференций GSP+, при которой часть товаров имеет свободный доступ на рынки Евросоюза, однако экспорт молдавских вин, овощей и мяса в ЕС пока затруднен.
«С точки зрения краткосрочных перспектив (газ, экспорт, импорт) Россия — синица в руке, которая надежнее несбыточных планов, — комментирует член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов. — Альтернативы российским ресурсам и российскому экспорту у Молдавии пока нет, попытки переориентировать винные потоки были не очень успешны. В своем ценовом диапазоне молдавские вина неконкурентоспособны, в отличие, например, от грузинских».
«Интеграция с Румынией не нужна нынешней элите — не только Воронину, но и аграрным магнатам и виноделам, поскольку сейчас они реально определяют политику страны, а так будут маргинальной группой в составе румынской элиты.
К тому же в случае интеграции шансы урегулирования приднестровского конфликта практически сводятся к нулю», — отмечает эксперт.
Андрей Рябов полагает, что основной молдавский электорат, крестьяне, остались равнодушными к кишеневским протестам, поскольку те были организованы молодежью, не учитывающей интересы страны в целом. По мнению эксперта, в Европе и Румынии Молдавию никто не ждет — слишком большие вложения потребуются, чтобы компенсировать отказ от сотрудничества с Россией и развивать инфраструктуру одной из беднейших стран в регионе.
Среди основных статей дохода молдавской экономики — продажа трудовых услуг: по разным оценкам, от 30 до 40% граждан Молдавии находятся на заработках в других странах. Значительную часть доходов семьи получают в виде денежных переводов от родственников. Так, в 2007 году переводы из России в Молдавию составили 806 млн долларов, а в 2008 году сумма выросла до 1 млрд 114 млн, согласно статистике ЦБ РФ.
Руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева в интервью BFM.ru отмечает, что молдаване в Москве работают преимущественно в строительстве и в уличной торговле овощами и фруктами. При этом, в отличие от ведомств и землячеств других стран СНГ, молдавское посольство и диаспора не проявляют заинтересованности в судьбе собственных граждан.
На слуху у россиян не только молдавские гастарбайтеры, но и молдавское вино — сначала запрещенное к ввозу, затем, в ноябре 2007 года, вновь разрешенное. В среду министр экономического развития России Эльвира Набиуллина заявила, что РФ заинтересована в развитии импорта винодельческой продукции из Молдовы. По словам замминистра экономики и торговли Молдавии Тудора Копача, в настоящее время молдавские вина экспортируют на российский рынок 46 местных компаний.
Согласно данным аналитической службы компании ILS, молдавские вина до 2006 года были самыми популярными в нижнем ценовом сегменте у россиян — в 2005 году было ввезено более 208 млн литров, что составило более 48% от всего объема импорта. Введение запрета на поставки молдавского алкоголя в Россию вынудило импортеров и покупателей обратить свое внимание на продукцию из других стран: Италии, Испании, Франции и Болгарии. В частности, доля Болгарии в общем объеме импорта вина выросла с 15% до 29%.
При этом сразу после возвращения молдавских вин на российский рынок производство выросло в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — в I квартале 2008 года Молдавия произвела вин на сумму 421,8 млн леев (40,5 млн долларов), по данным Национального бюро статистики Молдавии. В 2007 году производство в стоимостном выражении сократилось на 29,5% по сравнению с 2006 годом — до 1 млрд 633,8 млн леев (144,7 млн долларов).
«В 2008 году Молдова заняла третье место по экспорту вин в Россию, а мы отгружали всего 10% от уровня 2005 года, — говорит генеральный директор агропромышленного агентства «Молдова Вин» Андрей Гурин. — Это значит, что потребление вина в связи с ограничительными мерами тоже понизилось. За год примерно 60% мы отправили в Россию, остальное — преимущественно в страны Евросоюза».
Комментарии