Россияне ищут выход из кризиса в загсах
На модерации
Отложенный
Агентства и интернет-сайты знакомств США и Западной Европы в последние недели переживают заметный наплыв посетителей. Как это ни странно, причина не столько в весеннем волнении гормонов и страстей, сколько в бушующих экономических невзгодах. В Британии, например, отмечена такая закономерность: всплеск посещаемости сетевых служб знакомств отмечается в те дни, когда падают биржевые индексы.
Россия не осталась в стороне от общемировой тенденции. В Иркутске количество заявок на знакомства увеличилось в четыре раза. В Екатеринбурге, несмотря на то что брачных контор стало на треть меньше (нечем платить за аренду), идущих по жизни под флагом с надписью «Давай поженимся!» даже прибавилось – профессионалки в сфере дел сердечных свернули бизнес до масштабов кухни. А руководство Союза мусульманок Татарстана вообще высказалось за введение государственного института свах. Идею уже горячо поддержали высокопоставленные дамы из Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, вновь подтвердилась формула: новое – хорошо забытое старое. «НИ» решили узнать, как живется современным свахам и насколько успешен сегодня их бизнес.
В середине 1990-х Марина Благирева, выпускница Историко-архивного института, жила в Бресте, где служил ее муж-военный, и работала школьным учителем. Почти весь коллектив состоял из «старых дев» и «разведенок», и Марина, не прилагая особых усилий, познакомила сначала одну, а потом другую подругу с холостыми сослуживцами мужа.
В обоих случаях дело закончилось свадьбами. Опыт – уж так вышло – повторился после переезда Марины в столицу. Сегодня она, говоря казенным языком, индивидуальный предприниматель, а попросту – сваха.
В сочетании «индивидуальное предпринимательство» Марина делает акцент на первом слове: работа штучная, кропотливая, подчас тянущаяся годами. Что же касается бизнеса, то кризис, по словам Марины, она пока не ощутила. «Правда, – уточняет г-жа Благирева, – случается так: звонишь клиенту, чтобы предложить вариант, а он отвечает, что занят поиском работы и ему некогда заниматься личной жизнью. Хотя для тех, кто всерьез ищет стабильных отношений, и в самые сложные времена продолжаются поиски».
В постели без Доу-Джонса
Экономический кризис внес коррективы не только в банковские счета, но и в сферу интимных отношений. Согласно исследованию американской компании Opinion Research, о своем одиночестве вдруг вспомнили 57% жителей США – это в основном никогда не состоявшие в браке люди от 25 до 34 лет. Оставшись без работы или оказавшись в кредитном тупике, они поспешили направить стопы в брачные агентства. Британские эксперты отмечают: популярность интернет-сайтов знакомств напрямую зависит от показателей индекса Доу-Джонса: в те дни, когда он падает, посещаемость сайтов растет. В ходе исследования, проведенного по заказу портала eHarmony.com, 25% незамужних жительниц Туманного Альбиона признались, что переживания по поводу кризиса навели их на мысль о создании долгосрочных отношений с мужчинами.
«Во всем этом нет ничего странного, – заявил «НИ» член Совета по психотерапии РФ, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский. – Финансовый кризис наложился на тот кризис, который переживает семья. Психологические стороны нынешнего кризиса более заметны, чем экономические, быстрее всплывают на поверхность. Пока человек всецело был занят карьерой, все личное находилось на периферии, а теперь сдвинулось к центру. Создание брачного союза в любых формах может стать сегодня спасением и в психологическом, и в моральном, и в материальном плане».
Поиск убежища от экономической катастрофы в двуспальной кровати становится массовым и у нас. В Волгограде на этой неделе начала действовать бесплатная служба знакомств «Соединим сердца». Десятки горожан записались на трехмесячные курсы «повышения обаятельности и привлекательности». Но еще до начала занятий сказался первый результат. Как рассказала координатор проекта Ирина Шлыкова, «одна женщина, вдова, заполнив нашу анкету, где есть пункты: «Что я ценю в человеке?» и «Какие недостатки я могу терпеть?», через несколько дней вдруг позвонила, попросив уничтожить анкету, поскольку уже нашла пару. Несколько лет она ждала такого же, как муж, но второго такого нет. А тут обратила внимание на старого друга».
Любопытная ситуация сложилась в Екатеринбурге. До кризиса брачных агентств там было больше десяти, сегодня – семь. И лишь два имеют свои офисы. Остальные бросились врассыпную и теперь принимают клиентов на дому. Но при этом поток клиентуры не уменьшился.
В Иркутске с начала года количество заявок на знакомства увеличилось аж вчетверо! По словам директора одного из агентств Ирины Черемисиной, основная масса – те, кому за 35 лет. Это люди, ищущие в нынешней ситуации в первую очередь стабильности. Романтика для них стоит на втором месте. Что касается молодежи, то она, как и на Западе, пытает счастья в Интернете: за последний год его там нашли треть новобрачных. Молодым сегодня, что называется, сделать партию проще.
«Доктор, у меня это…»
Главная причина «кризиса среднего возраста» – хроническая нехватка времени. «В последние годы у многих его просто не было для личной жизни, все работали, – говорит коллега Марины Благиревой, сваха из Набережных Челнов Людмила Князева. – Я очень часто слышала признание от мужчин, что жизнь пролетела за стеклом машины, со встречи на встречу. Для себя времени не оставалось». Найти пару таким людям очень трудно: требования завышенные, а предъявить, особенно потерпев сегодня фиаско в бизнесе, выходит, нечего.
«Брачный возраст в России год от года увеличивается, – пояснила «НИ» завлабораторией семейной политики Государственного НИИ семьи и воспитания, кандидат экономических наук Оксана Кучмаева. – К тому времени, когда карьера сделана, большинство друзей подрастеряно, круг общения сводится в основном к деловым партнерам, и, в отличие от юных завсегдатаев дискотек, тем найти свою вторую половину просто негде. Поэтому нужно приветствовать любое посредничество. Другое дело, что излишняя формализация в таком деликатном деле может лишь навредить».
С этим согласна сваха Марина Благирева. «В агентстве может быть большой штат, классные специалисты, дорогая обстановка – все это сказывается на цене, но, как говорил Райкин, «никто ни за что не отвечает», – поделилась с «НИ» своими наблюдениями Марина. – Ко мне часто приходят люди, имевшие опыт общения с несколькими брачными агентствами, но так и не достигшими успеха. Одна женщина высокого роста рассказывала, что к ней на встречу, организованную агентством, пришел мужчина ростом «метр с кепкой». Она сразу почувствовала себя, мягко говоря, некомфортно... Конечно, это крайний случай, но вспомним, что на Западе такие услуги стали оказывать гораздо раньше, чем у нас, где визит к свахе похож на посещение зубного врача. У меня был один клиент – молодой человек, 35 лет, высокий, спортивный, обеспеченный. Так вот, он целый год носил в кармане мой телефон, прежде чем позвонить».
Вот почему, считает Марина, будущее – за свахами. В агентствах – поточная система, в Интернете – вывешены фото «покрасивше» и размещены внешние данные, как в сетевых магазинах (разве что указания цены не хватает). Сваха же зачастую работает с людьми, пришедшими к ней по рекомендации тех, кому она уже помогла. И в старину, если вспомнить, сваха была человеком из своего круга. Кстати может быть, именно поэтому гонорары у свах-одиночек обычно гораздо ниже, чем в агенствах.
Даешь Хануму в депутаты!
В конце марта в Татарстане прозвучал призыв официально возродить институт свах. «Сейчас много служб знакомств, но сваха – особая категория», – заявила председатель Союза мусульманок республики Наиля Зиганшина.
По ее словам, сваха сможет встретиться с родственниками потенциальных жениха и невесты, проверить искренность намерений «молодых» и правдивость полученных сведений. При подборе кандидатуры она учтет национальные особенности, религиозные пристрастия, отношение к детям. В будущем сваху в Татарстане планируется сделать официальным лицом – выбирать ее из наиболее уважаемых сограждан и выдавать ей соответствующее удостоверение. Окончательное решение об этом будет принято в мае на съезде Союза мусульманок.
Инициатива нашла горячую поддержку у парламентариев. «Я за внедрение такого института, – сообщила журналистам вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. – Это хорошая традиция, которая существовала издревле на Руси. Сваха, как третейский судья, будет участвовать в регулировании семейных конфликтов». За институт свах выступает и председатель комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко. «В отличие от многих современных служб знакомств, сваха несет ответственность за людей, которых она знакомит. Кроме того, сваха знакомит людей не просто так, а с целью создания семьи и последующего рождения детей».
Независимым экспертам идея также видится привлекательной. «Все, что способствует возрождению семьи, должно оцениваться только позитивно, – убежден Марк Сандомирский. – Хотя в целом решить проблему путем некой официализации архаичной формы сватовства, разумеется, нельзя». Свою точку зрения изложила «НИ» и Оксана Кучмаева. «Сваха – человек, способный вызвать больший уровень доверия, – подчеркнула она. – Другое дело, что услуги свах сегодня могут быть ориентированы на определенные социальные группы – средний возраст, средний класс. И займут свою нишу между службами знакомств и сайтами в Интернете. А вот что поистине трудно оценить – это то, как государственная поддержка свах скажется на демографической ситуации. Замечу только, что рождаемость смещается к более поздним возрастам. Но даже если это и не даст ощутимого эффекта, кроме рождаемости в демографии, есть второй показатель – смертность. А по статистике пары, вступившие в брак в зрелом возрасте и сохранившие свой союз, живут дольше».
Самые неоднозначные отклики на инициативу женщин Татарстана последовали от духовенства – тех, кто вроде бы должен поддержать ее двумя руками. Представители иудеев заметили, что службы знакомств и так действуют при синагогах. А глава службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко и вовсе посоветовал обратить взор к небесам: «Господь нередко соединяет несоединимое, и в этом не участвуют ни свахи, ни старцы. Из своего опыта, из опыта многих известных мне семей могу сказать: там, где человеческое вмешательство отсутствовало вовсе или было крайне деликатным, все устраивалось благополучно, хотя и не без неизбежных трудностей». По мнению священника, уклад современной жизни настолько перемешивает семейные традиции и стереотипы поведения, что трудно представить «сваху, которая могла бы в этом винегрете разглядеть подлинную незаменимость двух половинок друг для друга».
УКРАИНКИ ЧАСТО ИЩУТ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ ЗА ОКЕАНОМ «На период кризиса выйду замуж. О себе: говорю мало, готовлю хорошо, голова не болит» – такое объявление разместила одна из украинок на сайте знакомств. Вторую половинку здесь модно искать за пределами страны. Брачные агентства Киева, Донецка и Львова подтвердили «НИ» именно такую тенденцию кризисного периода. «Желающих выйти замуж или жениться на иностранцах, начиная с этого года, стало в полтора раза больше», – призналась «НИ» владелица одного из брачных агентств Киева Ангелина Старостина. Для девушек услуги в большинстве таких фирм бесплатны. Женихам приходится раскошеливаться в среднем на 200 долларов. Брачное агентство на Украине – это, как правило, частное предприятие. В обычной квартире, гордо именуемой «офисом», работают один или два человека. Клиентов и клиенток свахи находят, размещая объявления в газетах. Но иногда приходят за спутником жизни по протекции кого-то, кто обрел свое счастье благодаря услугам агентства. «Ко мне обращаются люди разных возрастов, и богатые, и бедные, – рассказывает «НИ» г-жа Старостина. – В некоторых фирмах есть ограничения по возрасту для женщин, и после 40 лет анкеты принимают весьма неохотно. Но у меня другие критерии. Я смотрю на человека, а не на возраст или толщину кошелька. Большинство моих клиенток предпочитают американцев и канадцев. Многие тяготеют к мужчинам из стран Евросоюза». Характерной для кризиса чертой стало резкое увеличение числа «кидал» в этом бизнесе. Представители украинских брачных агентств, работающих на рынке не первый год, начали даже обмениваться фотографиями людей, которые были замечены в мошенничестве. Яна СЕРГЕЕВА, Киев |
В ИЗРАИЛЕ СВОДНИЧЕСТВОМ ЗАНИМАЮТСЯ СМИ Каждый понедельник в 22.00 по израильскому русскоязычному радиоканалу «РЭКА» идет передача «Любовь с первого слова». Ее ведущая Соня Таль переводит на русский монологи коренных израильтян, желающих найти себе русскую подругу жизни. То и дело в студию звонят люди, которые благодаря посредничеству Сони смогли обрести свою вторую половину. Так как «РЭКА» можно слушать и через Интернет, то случается, что израильскую русскоязычную невесту обретает иностранец. Недавно за помощью обратился болгарин, по голосу далеко не мальчик, благодаривший «Любовь с первого слова» за предоставленный шанс устроить семейную жизнь. Шанс этот господин не упустил, и теперь молодожены живут на Святой земле. В Израиле можно смотреть и российскую телепрограмму «Давай поженимся», но подобных передач здесь немало и своих. Правда, все они делаются скорее в юмористическом ключе, и едва ли сами участники таких шоу действительно приходят на них с серьезными намерениями.
В русскоязычной газете «Новости Недели» журналистка Инна Стессель деликатно ведет рубрику «Вот и встретились два одиночества», в которой одинокие пожилые люди рассказывают о себе. Однако для большинства героев этих публикаций важен сам факт общения. Так, в последнем номере издания опубликована беседа с 86-летним жителем Хайфы Вячеславом Смолиным. На жизнь особо не жалуется – живет в отдельной квартире, получает пенсию, не мешает ни детям, ни внукам, но, по его собственному выражению, «когда чихнет, даже «Будь здоров!» пожелать некому». Вот почему в свои 86 лет г-н Смолин надеется, что найдется женщина, которая захочет разделить с ним старость. Вообще в Израиле брачные объявления печатаются почти в любой газете. Правда, они всегда платные, поэтому молодые люди, а тем более студенты редко прибегают к такому способу знакомства. Средний возраст мужчин, подавших брачные объявления в местную прессу, от 35 до 60 лет. Возраст женщин – лет на 10 меньше. При этом представители сильного пола характеризуют себя как «интеллигентных, культурных и солидных», представляются «занятыми бизнесменами». Видимо, так мужчины хотят объяснить, почему, несмотря на почтенный возраст, они «задержались в женихах».
В целом израильское общество сильно структурировано. Если светская и умеренно религиозная часть населения ищут себе суженых сами, то так называемая ультрарелигиозная прослойка почти всегда прибегает к помощи «шадханит» (на иврите – «сваха». – «НИ»).
Об арабском секторе разговор особый. Там мужа для дочери выбирает отец. Если девушка станет перечить отцовскому слову, то за «честь семьи» могут вступиться братья, и тогда ее жизнь окажется под угрозой. Нередки случаи, когда отец и родные братья даже убивали дочь или сестру, проявившую своеволие.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим
Комментарии