Фильм \"Матрица\" - гимн дьяволу?
На модерации
Отложенный
Десять лет назад в США вышел нашумевший фильм «Матрица», вслед за этим началась настоящая мода на «другую реальность»... Фильм принёс около миллиарда долларов прибыли, разошёлся многомиллионными тиражами на дисках.
Впоследствии он стал трилогией. В отличие от прочей голливудской фантастики, «Матрица» была вполне серьёзной кинолентой, несущей в себе глубинный смысл. Конечно, фильм неоднократно премировался и за использование новых спецэффектов, и за смелые технические решения, но всё же главное внимание было приковано к нему отнюдь не из-за этого.
В концепции фильма Матрица — это система, которая представляет реальный для нас мир, который в действительности управляется машинами, к ним подключены миллионы людей, и машина получает от них энергию. Код Матрицы мелькает на экране бегущими вниз зелёными символами, похожими на стекающие по стеклу капли дождя. Люди не подозревают, что живут в мире, управляемом, словно компьютерной программой, внешним разумом, который существует за их счёт.
По сюжету некий молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — компьютерный хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит загадочное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный, пославший текст, даёт ему странное указание «следовать за белым кроликом». Вскоре молодой человек случайно встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Отправившись за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером Тринити, которая обещает ему раскрыть тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с неким Морфеусом. Тринити сразу предупреждает его-. «Будь честен, Нео. Он знает больше, чем ты можешь себе представить».
Таинственный Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами: «Ты хочешь узнать что это? Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами. Ты видишь её, когда смотришь в окно, или включаешь телевизор. Ты ощущаешь её, когда работаешь, идёшь в церковь, платишь налоги, — это целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы скрыть правду». По словам Морфеуса, все люди с рождения являются рабами Матрицы, пребывают «в темнице для разума».
Затем Томас увидел жуткий разрушенный мир, узнал, что привычная ему реальность является всего лишь иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. На самом деле Земля погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, должны производить для них энергию, необходимую им. Те немногие, что смогли сохранить ясный разум, подняли мятеж, прячутся в подземельях вне Матрицы и ведут борьбу против машин. Последним оплотом мятежников является подземный город Сион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы. Воины машин — некие Агенты, которые являются запрограммированными существами Матрицы и преследуют всех, кто ей противостоит.
Главный корабль мятежниов, которым руководит Морфеус, называется «Навуходоносор». Морфеус верит, что Нео — тот самый Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. Но сам Нео, кажется, не совсем в это верит. Именно поэтому его зовут Томас, то есть Фома, о котором упоминается в Евангелии.
Однажды Морфеус попадает в плен к Агентам. Но Нео и Тринити ценой неимоверных усилий удаётся его освободить. Беглецов преследуют по всему пространству Матрицы, и один из Агентов убивает Нео. Но поцелуй Тринити оживляет его, он ощущает в себе новую силу. В конце фильма он звонит по телефону, как бы обращаясь к Матрице:
«Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь. Боитесь нас. Боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир... без вас. Мир без правил, без контроля, без границ. Мир... где возможно всё. Что будет дальше — решать нам»...
Казалось бы, фильм представляет собой обычный миф о герое, спасающем человечество. Но не всё так просто. Сюжет необычен, его суть является концепцией противостояния двух «реальностей». В произведении переосмыслено не только христианское предание, но также иудейская мистика и философские идеи из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (помните «белого кролика»?), постмодернизм Жана Бодрийяра.
Не случайно в режиссёрском сценарии, в вырезанной из фильма сцене, Морфеус сообщает Нео: «Ты жил в воображаемом мире, Нео. Как и у Бодрийяра, вся твоя жизнь прошла внутри карты, а не на местности». В данном случае речь идёт о притче, которую рассказывает в одном из своих эссе Хорхе Луис Борхес: «...Картографы Империи составили настолько подробную карту, что, в конечном итоге, она отразила местность с предельной точностью». С течением времени эта карта начинает изнашиваться, от неё остаётся лишь несколько «лоскутов... на которых ещё видны очертания пустынь». Подобно искусителю, Морфеус приглашает Нео «в пустыню реального», когда говорит, что вся его жизнь была иллюзией, созданной Матрицей.
При первой же встрече Морфеус ставит перед Нео вопросы: «Что реально? Как ты определяешь реальность? Если ты говоришь о том, что ты можешь переживать, чувствовать вкус и запах или видеть, тогда реальность — это просто электрические сигналы, истолкованные твоим мозгом». Для самого же Морфеуса реальность представляется сотворённым миром, не миром, созданным Промыслом Божиим, а реальностью разрушения и противостояния, в котором для него и его последователей нет места. Для него есть только собственная реальность и то, что находится за её пределами, то есть Матрица. Морфеус открывает Нео пустынное пространство и провозглашает: «Добро пожаловать в пустыню реального».
Сам Морфеус, конечно, знает об истинном положении дел, но, по его же собственным словам, «знать путь и идти по нему — не одно и то же».
Его душа ненавидит сотворённый Богом мир, он для него является чужим: «Матрица это система, Нео. Эта система наш враг. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они всё ещё часть системы, а значит, наши враги. Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за неё...» Морфеус воспринимает ненавистной не только саму Матрицу, но и её население — людей, которых он будто бы намеревается «спасти».
Имя Морфеус напоминает имя древнегреческого покровителя сна Морфея. В «Метаморфозах» Овидия он описывается как мастер создавать для людей иллюзии и обманывать их. Его корабль называется «Навуходоносор» — имя вавилонского царя, терзавшегося тревожными и пророческими сновидениями, которые в конце концов свели его с ума. Морфеус утверждает, что предлагает Нео возможность пробудиться от сна, которым является Матрица. Он лжёт.
К пониманию сюжета с христианской точки зрения приводит символическая надпись на борту «летающей тарелки» Морфеуса: «Маrk III № 11>>. Соответствующий фрагмент Евангелия от Марка гласит: И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали:Ты Сын Божий (Мк.3,11).
В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7).
Священник Константин Пархоменко очень точно написал, что после падения дьявол и последовавшие за ним духи образовали как бы «царство», противоположное Царству Божию по своему замыслу. Противопоставив себя Богу, дьявол одновременно поставил себя вне Жизни и с тех пор пытается обрести опору в этом мире, паразитируя на созданном Богом бытии. Для этого он старается проникнуть в душу каждого человека, созданного по образу и по¬обию Божию, во всё творение и, таким образом, обрести бытиё, как бы отвоевать для себя часть Божией территории.
Конечно, сотворённый Богом мир должен представляться дьяволу не иначе, как Матрица. Не случайно имя одного из сподвижников Морфеуса — Сайфер — «Lucifer», одно из имён сатаны. Любопытно и то, что мятежная реальность, противостоящая Матрице, называется Сионом.
Морфеус словно передаёт свою силу Нео: «Я пытаюсь освободить твой разум, Нео. Но я могу только указать тебе дверь. Ты сам должен войти в неё». Так кто же этот мессия «другой» реальности,, некто «новый», «избранный», действующий со всей мощью направляющего его мятежного духа?
Это антихрист. Уже в самом начале фильма парень, покупающий у Нео диски, говорит: «Ты мой спаситель!» Настоящая фамилия Нео — Андерсон — дословно переводится как «сын человека». В Апокалипсисе описано явление антихриста: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.1-3,5). В конце фильма угроза Матрице из уст Нео: «Возможно всё».
По ходу действия постоянно встречаются числа 1 и 3. Само имя Нео (Nео) является анаграммой числа 1 (one). Имя его спутницы — Тринити — как «троица». Она в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303. Интересно, что, когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что паспорт того действителен до 11 сентября 2001 года. Напомним, что это дата взрыва башен Всемирного Торгового Центра. А фильм был выпущен более чем за два года до трагедии.
Кстати, кто же такие агенты Матрицы? Морфеус .рассказывает Нео: «Я не буду лгать тебе. Каждый, кто пытался сразиться с агентом, неизменно погибал. Я видел, как агенты прошибали стены, люди выстреливали в них полные обоймы, но ни разу не попадали. Однако их сила и их скорость так же основаны на законах этого мира, и поэтому они никогда не будут сильнее или быстрее чем ты, если пожелаешь».
Восприятие падшими духами ангелов в полной мере выражается в образе, которым наделены агенты и, в частности, агент Смит. Для дьявола ангелы являются непримиримыми врагами, исполняющими волю Господа. Поэтому агент Смит показан в фильме высокомерным и жестоким существом, ненавидящим людей и стремящимся погубить Нео. Его образ формируется не только с демонической точки зрения, но и по «образу» падших духов. Этот принцип в своё время прекрасно описал Клайв С.Льюис в своих «Письмах Баламута», где бесы представляли ангелов подобными себе, просто сражающимися на другой стороне.
Пожалуй, в этом и заключается главный смысл фильма «Матрица» — в стремлении отвергнуть Божий мир и подменить его иной, собственной «реальностью». Вспоминается, как возмущался один американский ревнитель толерантности по поводу того, что в христианской традиции дьявол именуется «дьяволом» и наделяется негативными чертами. По его мнению, правильнее было бы говорить «другой бог».
А что же говорят о фильме сами его создатели? «Это довольно сложная история о Христе, — считает оператор Билл Поуп, — но для режиссёра и для меня самого одним из лучших видов комиксов является история творения, предсказывающая появление супергероя вроде Сорвиголовы или Человека-паука. «Матрица» — это история творения Нео».
Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.
Комментарии
Божий мир?\" А что это вообще такое \"Божий мир\"? Ляпнуть что-нибудь с умным
видом это еще не значит, что-то объяснить. Идея управляемости миром не глупа.
Наивна форма такого управления. Все тот же продукт голого (неодухотворенного) Интеллекта. Но, по крайней мере, это попытка хоть какого-то осмысления.
А слова автора о Дьяволе и Божьем мире даже не глупость, а так, крики попугая.
Потратьте время, прочтите и поймите Всеобщие Закономерности!
\"Все воспринимаемое вами вокруг - ощущается в вашем сознании. Это и есть \"действительность\". Все - только в сознании, как во сне. Отсутствие возможности объективно сравнивать ощущения, наличие только одного ощущения \"нашего мира\" - делает нас заключенными в него. В ближайшее время человечество начнет \"просыпаться\" от своего погружения и выяснит иные возможные существования… \"М.Лайтман,
http://www.laitman.ru
\"Иные возможные существования\" - у вас что - магазин горящих путёвок? Что за дешёвая завлекаловка?
Чем тогда буклеты \"свидетелей Иеговы\" с их \"иным возможным существованием\" (яркие картинки с обещанием рая в виде счастливых людей с тачками фруктов в руках) отличаются от этого сообщения сторонника доктора Лайтмана?
Что случится с иными возможными существованиями - суммируются к уже имеющемуся у меня сейчас?
Попытка прикрыть кибернетически-кабалистической терминологией проблему. Если вы смертны и лишены Б-га - занимайтесь этой проблемой, а не пудрите мозги \"иными возможными существованиями\". Какие-то хоббитские игры в науку получаются
По другой теории, Бог выращивает души, чтобы дать им часть своей божественной силы и отправить управлять необитаемыми вселенными,(число их бесконечно) чтобы они там, по образу и подобию своему, создавали жизнь. И так далее, до конца времён.
Есть 2 варианта:
1. Богов много, но это язычество получается.
2. Бог един, но во многих лицах, но это уже агностицизм.
Вот и получается, что \"от знания\" - многие сомнения и печали, и никакой веры.
А Павел пришел на все готовое и снял сливки, выдав свои домыслы за учение Уисуса. А при жизни преследовал Его. Причастен к убийству Иакова-Праведника.
Учение Иисуса, угрожавшее могуществу Римской империи, было заменено на его вольное изложение, обвиняющее во всех грехах врагов римлян - непримиримых ...
Самое интересное - в толстеньких книгах, которые к сожалению не у каждого есть.
Но вот Википедии мы почему-то доверяем сполна. Хотя там есть ошибки в датах и прочая переписанная на свой лад чепуха.
Если вам интересно, есть третий вариант, который можно посоветовать мыслящему человеку, Если он действительно - МЫСЛЯЩИЙ, а не \"варящийся в собственных догадках\":
--почитать не одну тыщенку страничек по истории. Без википедии и \"частного мнения\"--
Вот единственный способ.
Но если вам интересно... спрашивайте.
Если до цели миллион километров и надо идти до неё пешком, то это уже не цель, а мечта. А \"вариться в собственных догадках\"и иметь \"собственное мнение\" - это и есть признак МЫСЛЯЩЕГО.
казнить нельзя, помиловать
и
казнить, нельзя помиловать
Чувствуете? Я тоже так думаю.
Вот на этом все ваши убеждения о \"НЕ необходимости знаний\" рушаться.
Вот ваше свободомыслие: 2*2=5. И если я вам расскажу что-либо про интегралы, - вы покрутите пальцем у виска и скажете: чокнутый.
Вы свободны от всяких \"навязывающих идеологий\", ставя себя выше их... но не понимая, что в истории заложена великая и неизменная математика, которую нельзя переиначивать, передумывать, пересчитывать.
Следующий вопрос от вас будет такой:
А какие знания тогда нужны и не переписаны ли они по 100 раз? Вы уверены в их подлинности и достоверности?
Ответ: Это мнение как наркотик - просто заставляет так \"свободно\" думать. Поверьте - не переписаны (кроме учебников по истории), а СОСТАВЛЕНЫ.
1) Карамзин
2) Знаменский
3) Калашников
4) Ключевский
5) Дмитрий Ростовский
6) Гоголь
7) Пушкин
и не в коем случае: ни романы, ни детективы, ни Википедия, ни телевизор и не \"знатоки-историки\", а книжечки.<...
Вы ищите правды в науке - это хорошо!
Я ищу правды в истоках, в истории - я думаю, это не совсем плохо...
Кстати, когда учился музыке, проявлялась та же мысль, что и у здесь - чем больше я играл, тем больше понимал, что я ничего не знаю.) Так и в истории...
Правда есть одно явление, которое отличается от всего известного нам \"перечня религий\" и оно настолько переплетено с историей и наукой, что иногда ужасаешься простым истинам, которые сначала кажутся нагроможденными выдумками... Это – “сравнительное богословие”.
Именно оно и раскрывает глаза, когда кажется, что от знаний - еще большее незнание. Нет от знаний все отчетливее виден путь, по которому идешь.
Но к сожалению сейчас религию рассматривают либо как культуру, либо как слепую веру. На самом деле это очень сложная вещь, которая далеко не ограничивается какими-то догматами, а рассматривает все с нейтральной (в то же время глубокой) позиции и выкорчевываются ужасненькие вещи. Но это ни в коем случае не теософия. Это – составляющая теологии (богословие). Огромное значение имеет перевод, толкование, т.к. может быть иска...
ясно))
Мне тоже)
Не хватило Иисусу решительности поднять народ на восстание. А от Него этого ждали. Миротворец на 100%.
Последнее написано через 95 лет после казни (от Иоанна). Написано римлянином, а не иудеем-современником событий. Больше богословский вольный трактат, а не изложение событий. И благя весть в том, что Иисус не умер на кресте, а был спасен. Римские солдаты - язычники ведь не должны были видеть ангелов, выводящих иисуса из пещеры? То были вполне конкретные спасители - народные целители - Иосиф-Аримафейский и брат Иисуса Симон-Зелот, будущий глава церви Иисуса после убийства Иакова.
Вам кто и что важ...
Могло быть привратно понято, как вседозволенность и власть материи.
Что касается борьбы Добра и Зла, то я согласен с Воландом. Мир един и все в нем взаимосвязано. Не было бы Зла и о Добре бы не задумывались!
В результате в головах большинства картина мира - неадекватна реальному миру, лишь отдалённо похожа на него. И в жизни их успехов нет; и не ...
И уметь делать это мирным путем, как Иисус. Но и не отдавать себя добровольно на заклание, как сделал Он.
Отыскивать глубинные смыслы в этих фильмах, конечно же можно, но ровно в той же степени, как можно было бы изучать по таракану закономерности промысла Б-жьего.
Конечно, можно и по таракану. Но есть более адекватные, специально для этого создаваемые источники - например, сами тексты древних мифов и религиозных представлений, причём желательно в оригинале и не \"с точки зрения Голливуда\", а - попытаться изучить и проникнуть в формы мышления древних культур (герменевтическая задача).
Сам такой фильм - довольно сомнительный комментарий, и выезжает лишь на спецэффектах, \"жареной\" экзотической мифорелигиозной символике, истории любви и пр.
И, конечно, филь...
Столь вольная методология автора статьи предполагает сколь угодно другие измышления.Например, не менее логично предположить, что мир-иллюзия, в котором \"всё хорошо, много экономистов и поваров\" - и есть реальность, поддерживаемая дьяволом.А реальность - война, джихад с этим миром.
Искать ОБЪЯСНЕНИЯ теолого-космологических причин всего этого конечно же можно. Но однако ВОЗМОЖНОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ таких объяснений лежит за экзистенциальными границами рамок нашего существования.
Мы оказались там, где оказались - в неизвестности, где не всё хорошо для нас.
И практически все древние мифорелигиозные системы - следствие попыток разработки \"эффективной методологии действий в ситуации, когда человек незавершён и смертен\".
Надо бы искать в этом, а не в Голливуде. Впрочем, как на одном здании неудачно было написано - \"Каждому - своё\"
Чем не нравится надпись из Марка \"на тарелке\"? Можно объяснить и так, чтобы понравилось.
Ну, нумерология: 1 и 3 - что тут сатанинского? На какую из нумерологических традиций опирается автор? (Или: на какую из христианских?)
Ну, \"Сайфер-Люцифер\"? И чего? Само это имя - \"несущий свет\" - проблема. Имя используется как применительно к демоническим, так и применимо к ангельским силам..
Это Венера, по одной из версий - \"Утренняя звезда\", \"Десница\" - употребляется в библейской традиции как к Христу, так и к Антихристу. Надо смотреть контекст, логику применения и развития этого мифологического символа.
В этом смысле - пустословие - как \"Матрица\", так и у автора статьи.
Да и мой комментарий излишен.
Какая-то мыльная опера в стиле \"Звёздных войн\"
в первом фильме правда хотели что-то сказать, а дальше по накатанной
Все таки Вы не удовлетворяетесь ни тем, что сами пишите, ни тем,что пишут другие, потому как не удовлетворитесь по определению: энцашиопа! ни первое (енца), ни второе (шиопа)никогда не восстановит гармонию внутри вас! выбирете или одно или второе, а лучше что-нибудь с \"kardia\". Кто то гораздо мудрее сказал,что надо искать все ответы внутри собственного сердца...
Всем: если есть вопрос, на него обязательно есть ответ.Только его нужно ЖЕЛАТЬ, а прийти он может совершенно не тогда, когда его ждешь....
Предположим, я и моё имя Лайтман - станет легче? Лайт и Ман - могу написать сочинение как у вас. Кстати другого Лайтмана (не меня) я уважаю - как талантливого методолога и человека, задающего действительно смысловые вопросы.
Мне просто показалось ваше комментирование очень похожим на неглубокую протестантскую аполлогетику в духе \"Верьте в Б-га, Он вездесущ, а Христос - ваш спаситель\". Вместо критических размышлений и взвешенных обоснований - \"рекламка\".
То есть, вы считаете, доктор Лайтман вот такого уровня хочет? (\"Мее-мее-мее! Лайтман великий!\").
Почему вы думаете, чтоя не ищу в сердце - мы что об этом говорили?
Я тоже знаю, что за вопросом - ответ. Что с того?
Учиться, учиться, учиться... А не прикрываться великими учителями.
\"матрицы\" легко накладывается на все идеи будущего царства Антихриста.
Современные тайные хазары создают двойную фальшивую псевдореальность,
пытаются обьединить человечество под светлыми лозунгами для корыстной
глобальной своей цели - мировой власти над человечеством.Они успешно ис
пользуют для этого все современные знания и технологии.Появилась возмож
ность брать не \"количеством\" - как было раньше, а \"качеством\"-современными
технологиями.В смысле \"количества\" хазары всегда раньше проигрывали - их
очень мало на земле.Зато сегодня это самое \"количество\" практически ника
кой роли не играет...Сегодня один психогенератор способен заставить милли
оны людей голосовать,например,за Ельцина-Эльцина...
Сайфер - это не только член команды Морфеуса, но и предатель, затолкавший бы красную таблетку Морфеусу в \"ж.\". Да, он Люцифер, и его упрек Морфеусу за авторитарность напоминает обвинения Люцифером Бога в авторитарности. Сайфер продает всех героев за возвращение к соблазнам матрицы, считающая, что \"неведение - это счастье\" (ignorance is bliss).
сама матрица по фильму - это плоды коллективной фантазии, уголок бегства людей от реальных проблем мира. отказавшись от деятельности, они сразу же стали объектами - источником энергии для машин. они лишены воли, и их сознание настолько подвержено влиянию, что даже тела их не в их власти и заимствуются агентами, когда это нужно последним. у людей в матрице нет права выбора, а Морфеус дает им это право, но только тем, кто готов это право взять.
матрица - это как раз тот самый антимир, который организован дьяволом! он располагается физически - в Божием мире, заброшенном людьми, а потому опустевшем, а духовно - в сборном сознании всех людей, включенных в матрицу, живущих искусственными интересами и проблемами в ущерб реальным.
Чёткий минимум, который можно ожидать от герменевтики этой голливудской притчи.
Присоединяюсь.А статью вообще предлагаю стереть ))
Дряная пиша и существование в канализации (катакомбах) третьего мира - для тех (по фильму), кто не принял глобального порядка.Это аналогия, например, с катакомбами первых веков христианства, не принимавшего (в начале) глобализацию Рима.
А сладкий мир глобальных грёз - ментальная, идеологическая тотальность, формируемая любой империей. Матрица - как раз идеология, ложь глобализационной культуры.
Именно этому глобалистскому \"царству кесаря\" противостоит и Сион, и мессия этого \"последнего остатка\" - Нео.
Поэтому Нео выражает именно архетип Месиии, а не как ни антихриста.
Так вот \"рай\" определяется и поддерживается \"матрицей\" отношений в обществе, культурой. Ребёнок является управляемым и растёт в \"матрице\" примерно до 20-30 лет, после чего изгоняются из \"рая\". Некоторые (большинство), изгнанные из \"рая\" детства так всю жизнь и не покидают \"матрицу\", как соску. Меньшинство, которое покидает \"матрицу\" ведут с ней непрекращающуюся войну не на уничтожение, а за свою свободу от матрицы.
Примерно так я представляю философскую подоплёку фильма \"Матрица\".
Интересно тем, что в космологическом аспекте (который мы все тут рассматривали) вы указали на экзистенциальный. Что, в общем, и следует делать с религиозными притчами.
Притча о борьбе добра и зла - в лучшем случае романтическая и одухотворённая легенда, если относиться к этому просто как ко внешним событиям.
Смысл религиозной притчи эффективно действует только тогда, когда прочитываешь её как личную ситуацию и находишься в поиске способа её решения.
В вашем комментарии, однако, можно предположить психологический редукционизм - попытку объяснить все религиозные проблемы через индивидуальную (социальную) психологию?