Почему Россия пьет суррогат и суррогатом закусывает
Президент Франции Шарль де Голль когда-то ворчал, что чертовски-трудно управлять страной, где производится четыреста видов сыров. А от наших лидеров пока не слышно сетований, каково им управлять страной, где выпускается более 22 тысяч наименований вино-водочной продукции. А поводы для тревоги есть.
Чего стоит одно только чистосердечное признание, сделанное на отраслевом совещании директором завода из Красноярска: «У нас самогона нет, два гидролизных завода полностью обеспечивают потребности населения своим техническим спиртом».
Сомневаюсь, что найдется в России хоть один человек, способный сориентироваться в 9 757 наименованиях спирта и водки и 12 324 названиях вина и слабоалкогольных напитков. И вряд ли есть в стране чиновник, всерьез верящий, что реально проконтролировать более 1500 организаций с правом юридического лица, производящие алкоголь во всех его видах. А производимое на ликероводочных заводах пойло давно не соответствует восторженной оценке, когда-то данной журналом «Эсквайр»: «Пожалуй, самая вкусная вещь на свете – настоящая хорошо охлажденная русская водка с белужьей икрой на закуску!»
Действующих ликероводочных производств в России без малого тысяча. Но легально произведенная водка состав¬ляет всего лишь 45 процентов общего объема потребления алкогольных напитков. Более половины распрост¬раняемого на российском рынке алкоголя либо контрафактное, либо изготавливается с примене¬нием технического спирта.
Первый Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Феде-рации" был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 г. Но г-н Ельцин расценил как скрытую мину зафиксированное в законе положение о том, что "Правительство Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации обеспечение физической и экономической доступности жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания независимо от их возраста, имущественного и должностного положения, места пребывания и жительства".
Привыкший восклицать «Не обеднеем!» и сорить бюджетными деньгами по любому (часто нелепому!) поводу, тут он счел, что у государства нет денег, чтобы обеспечить питание кормить россиян согласно медицинским нормам потребления. И вернул закон в ГосДуму без рассмотрения.
Сегодня Ельцин и его эпоха вспоминаются уже как страшный сон. Но денег, чтобы по-человечески кормить русских людей в России – у правительства по-прежнему нет. Зато с каждым годом на зарплату можно купить все больше водки. Она осталась, чуть ли не единственным отечественным продуктом, все еще доступным «человеку с улицы».
В первой половине 1989 г. на среднемесячную зарплату можно было купить 13,6 литра водки, во второй половине 1994 г. - 41,3 литра. Среднемесячная зарплата 2007 г. была равноценна 86 литра водки.
Для сравнения – в 1990 году на среднемесячную зарплату можно было купить 757 килограммов хлеба, а в 2007м – 508 килограммов. В середине 90-х годов Россия пила (в пересчете на абсолютный алкоголь) водки и ликероводочной продукции 81%, пива – 9%, вина – 6,7%, коньяк и шам¬панское - 3,3%.
Ситуация экономического кризиса вытащила на поверхность то, чего еще недавно пытались «не замечать».
Отсутствие не только денег, но и хоть каких-либо социальных перспектив «охлаждается» исключительно алкогольным пойлом, чаще всего не отвечающим даже минимальным требованиям отечественных стандартов по безопасности применяемого сырья и компонентам, медико-биологическим требованиям. Снова массово начали пить различные ветеринарные и парфюмерные жидкости, изготовленные на основе как пищевых, так и технических спиртов, оборот которых также практически не контролируется, так как не облагается налогом. Ибо нет денег даже на самую дешевую водку!
Как инструмент «расчистки территории от туземцев» это может быть и метод. Но как-то уж очень не по-человечески!
Для производства «левого» пойла наряду с нелегальным этиловым спиртом из пищевого сырья, поставляемого как с отечественных предприятий, так и контрабандно из-за рубежа, широко используются технические спирты и спиртосодержащая продукция. Тут особо-опасны гидролизные спирты, для производства которых законодательством допускается использование якобы «непищевого сырья» - мелассы и некондиционного зерна.
Не слишком утешительна и картина «пивного алкоголизма». Рост продажи пива произошел не за счет перераспределения потребления алкогольных напитков, а за счет алкоголизации дополнительных слоев населения.
Столицы и столичные области, где жизнь вроде бы посытнее и посодержательней, чем в захолустье – пьют значительно больше «глубинки». «Первенство» в потреблении остается за Москвой по абсолютному алкоголю (16,5 л), По потреблению пива первое место прочно удерживает Санкт – Петербург – почти 142 л на каждого жителя города и второе место по абсолютному алкоголю – 13,8 л.
Занятно, что в 1987м году, когда жизнь в стране была, вряд ли богаче сегодняшней – пили меньше всего – 3,9 литра абсолютного алкоголя на каждого жителя.
Данные Минздрава России показывают, что увеличение производства и продаж пива произошло за счет широкого вовлечения в его употребление молодежи, особенно в возрасте 14 - 18 лет, и женщин. Среди подростков отмечается рост распространенности алкоголизма и алкогольных психозов. Показатель болезненности алкоголизмом среди подростков увеличился за 3 последних года на 15,3%, а алкогольными психозами - на 76,9%. Уровень болезненности алкоголизмом среди подростков в 2001 г. составил 21,9 больных на 100 тыс. подросткового населения. Вместе с тем, показатель злоупотребления алкоголем в подростковой группе населения чрезвычайно высок: в 2001 г. он составил 827,6 чел. в расчете на 100 тыс. подросткового населения, т.е. был выше общего его уровня в населении в целом в 3 раза.
Показатели распространенности злоупотребления алкоголем среди подростков сохранялись на стабильно высоком уровне.
Россия покупает примерно на треть больше спиртного, чем официально производит. А сложившаяся система сертификации импорт¬ной продукции абсолютно не обеспечива¬ет защиты рынка от ввоза недоброкачес¬твенных товаров. С примерно одинаковой частотой вылавливается опасная для человека продукция как из стран СНГ (Азер¬байджана, Молдовы, Армении, Грузии), так и из дальнего зарубежья (Китая, Германии, Франции). Страна оказалась не в состоянии защитить себя даже от «левой» водки.
Хотя никто и не берется спорить с тем, что лишь полная государственная монополия может гарантировать увеличение налоговых поступлений, а потребителю - качественную продукцию и стабильные цены. Но с тех пор, как Горбачев и Ельцин вырастили себе «социальную базу», подарив «новым русским» самую доходную часть государственного бюджета – ни одно из «благих решений» Кремля никак не улучшает ситуацию.
Увы, ничего, по сути, не изменило и создание государственного унитарного предприятия «Росспиртпром»., получившего в оперативное управление пакеты ак¬ций 105 акционерных обществ, находя¬щихся в федеральной собственности, в том числе 77 фирм с контрольным госпакетом акций (51%).
Россия по-прежнему пьет фальсификат и фальсификатом закусывает, утешая себя воспоминаниями, как император Александр 2й создал рецептуру самого лучшего на свете шампанского «Кристалл», по сей день производимого фирмой «Луи Родрер» в Реймсе.
Наше ужасно доверчивое правительство несколько лет назад высочайше даровало предпринимателям право самостоятельно разрабатывать и утверждать технические условия на продукцию. Ассортимент в результате расширили фантастически. А качество не менее фантастически упало.
Если прежде просто не умели бороться с фальсификатом. Хотя бы потому, что его просто не было на государственных предприятиях.
А сейчас фальсифицируют практически все пищевые продукты. И твердые и жидкие. Даже хлеб (и даже в Москве!) в девяноста случаях из ста изготовлен с нарушением технических норм. А уж эрзац - водку производят с особой широтой и бесстрашием.
В 1925 году на Пленуме ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин провозгласил: «Социализм нельзя строить в белых перчатках. Если его придется строить на водке – будем строить его на водке!». Сегодня мы строим непонятно что. Но опять - на водке!
Закон «О техническом регулировании».принятый в 2003 году, содержит ранее не используемую в России базовую правовую норму. «Техниче¬ский регламент» обязывает изготовителей продуктов питания обеспечить их безопасность.
Регламенты, принимаемые на уровне федеральных законов, поста¬новлений правительства вроде бы должны сформировать основы государственной политики в области здорового питания населения с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании.
За прошедшие годы по продуктам питания принято только три технических регламента (на масложировую, соковую продукцию из фруктов и овощей и на молоко и молочную продукцию).
С принятым недавно регламентом на молочные продукты наши «мыслители» решили быть впереди планеты всей. Для определения различия между молоком и молочным напитком необходим гостовский метод.
Заимствовать такой метод в мире негде, ввиду отсутствия такового. А для разработки отечественного нужны не только средства, но и время. Зачем нужно было принимать такой регламент, никто вразумительно ответить не может.
У нарушителей «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» надзорные органы должны отбирать лицензию на производство и накладывать арест на продукцию. Изготовитель продукции нанесет информацию на упаковку, которую проверить невозможно. Будет ли этот продукт качественнее – остается вопросом. Но цена его уже существенно возросла.
Ответственность за качество и безопасность продовольственных товаров полностью возложили на « совесть» изготовителя. А частные 59,9 тысяч. предприятий в условиях рыночных отношений интересуются только прибылью.
Напоминать им про «химеру, именуемую совестью» просто смешно! И глупо!Сегодня в результате нескончаемых «реорганизаций» Министерства сельского хозяйства в России нет ни ведомства, ни должностного лица, отвечающего за продовольственную безопасность.
«Доктрина продовольственной безопасности» разработана. Но ее просто некому реализовывать. Опять же никакая «доктрина» - не заменит Закон.
Сосланный в губернаторы Воронежской области бывший шеф Минсельхоза РФ инженер-путеец Алексей Гордеев не один год грозил «завалить Европу экологически-чистой продукцией из России».
Но он так никого и не завалил.
А его самого «завалил» резко выросший продовольственный импорт. В результате «реформаторской» деятельности г-на Гордеева водку, произведенную из отечественного зерна невозможно закусить никакой продукцией отечественного производителя В России ныне проблематично не только вырастить хороший скот, но и эффективно переработать заготовленное мясо.
В физическом объеме 41 процентов мяса и мясопродуктов, потребляемых россиянами, поступают в нашу страну из-за рубежа. В крупных городах доля импортного мяса и мясопродуктов достигает 60 - 80 %.
Так выпьем же хотя бы за то, что Гордеев больше не министр сельского хозяйства России! В оправдание себе можем вспомнить, что в 1807 году император Александр 1й высочайше даровал купечеству Империи «право на запой», деликатно именуемый «болезнью души.»На «большую болезнь души» - длительностью в месяц и малую – в две недели. Мы не виноваты – национальная традиция, знаете ли!
Комментарии
ГОСТы ГОСТами, а вкус той колбасы я помню.
Слишком много тех, кому уже все равно что пить - лишь бы горело.
Великолепное чешское пиво - недорогой напиток. Но в России на него цены запредельные.
Кроме того в России сильно отличается культура пития. Если европейцы (французы, итальянцы, немцы) - пьют постоянно и помаленьку некрепкого спиртного (вина, пиво), остаются в рабочей форме и хорошем настроении, не испытывают проблем с запоями и невозможностью с похмелья выйти на работу, то русские предпочитают вариант: уж раз начал пить, то надо нажраться. Поэтому выпивается все, что есть и бежится за добавкой.
Кстати, в Европе мало где можно купить спиртное поздно вечером. В Норвегии, с госмонополией на продажу спиртного, магазины не работают по выходным и после 18 часов.
ну а так уровень жизни уж слишком отличается. Для еропейца с зарплатой в пару-тройку тыщ евро купить двухевровое винцо (не суррогат, а простенькое) - совсем другое дело, что для нашего селького мужичка с зарплатой в пять тыщ бутылку водки за 150 рублей.
Судя же по ценам...
И ничего, не спились болгары.
И если у болгар дешевое вино - не значит плохое, то есть организм не травится так, то у нас дешевая водка = паленая водка.
В качестве иллюстрации неверности Вашего тезиса можно обратиться к богачам-нуворишам. Деньги на спиртное есть, на качественное спиртное есть, на спиртное в любое время дня и ночи есть, но желание гульнуть так, чтоб земля гудела - не пропало. Значит наверно таки не недоступность спиртного, не строгость по отношению к пьяным определяет культуру пития.
Кроме того не стоит забывать, что именно водка является главным развлечением и о...
учитывая масштабы страны и огромное количество заводов по производству водки - сделать это практически нереально. как результат - большое количество нелегальной водки, в обход налогов, т.к. чем водка дешевле,тем проще её сбыть.
простым обывателям отличить такую водку проблематично, п.ч. акцизная марка, наклеенная на бутылку, является точной копией \"акцизки\" настоящей, но остаётся другой заметный фактор - цена. если водка стоит до 80-100 рублей, значит, за неё налог не уплачен. это не говорит о том, что водка плохая - это та же водка, но бюджет немного с неё не досчитался.
скажу для справки, что стоимость официальной акцизной марки на поллитровую бутылку водки примерно 32 рубля.
государство, естественно, об этом знает, и знает также о том, что доходную часть бюджета надо увеличивать. поэтому работа идёт в двух направлениях - увеличивается стоимость акцизов, и пресекаются попытки продавать водку в обход налогов.
таким образом, как результат, мы наблюд...
- У вас Шато де Фуа урожая 1974 года есть?
- Неа.
- Ну... тогда бутылку портвешка и водяру.