Ничто так не приводит людей в ярость, как беспредел сытых

На модерации Отложенный

Гибель в Алтайских горах полпреда президента России в Государственной Думе и его спутников все первые недели года будоражила прессу и общественность. Мы напряженно следили за поисками пропавшего вертолета, затем переживали историю чудесного спасения нескольких человек. Позже СМИ взорвались версиями причин аварии: мол, пассажиры вертолета слишком увлеклись охотой, причем охотой браконьерской, на животных, занесенных в Красную Книгу.

Так это или не так – скажет следствие. В любом случае, вылет высокопоставленного чиновника на дорогостоящую охоту, да еще в сопровождении личных фотографов и музыкантов в разгар кризисных времен, когда у граждан в очередной раз обесцениваются сбережения и все больше людей теряет работу – смотрится этаким пиром во время чумы.

Происшествие в горах Алтая будит целый ряд литературных реминисценций. Ранний «Белый пароход» Чингиза Айтматова и его же последний роман «Когда падают горы», «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева – все это о человеческих и социальных драмах, порожденных варварским отношением к природе.

Изобилует такими сюжетами и наша современная жизнь. Абаканский журналист Михаил Афанасьев, например, много лет неустанно борется с надругательством над хакасской тайгой в угоду охотничьим забавам начальства, включая московское: «В заповедниках, где решениями правительства Хакасии запрещено даже цветы рвать, выстроены целые городки для отдыха «избранных».

Разнятся лишь формы протеста. В советской Киргизии Мальчик из «Белого парохода» сам уходит из жизни, став свидетелем убийства Рогатой матери-оленихи.

В современном Кыргызстане, повествует Айтматов в предсмертной своей вещи, доведенные до полубезумия нищетой аильчане планируют захватить в заложники стайку арабских шейхов, прибывающих в их горы поохотиться на снежного барса, и получить за них гигантский выкуп.

«Хакасы народ упертый, - пишет сегодня журналист Афанасьев, - Чужого не просят, но если их обидели и не считаются с их мнением на их же земле, это чревато последствиями. Развернулась настоящая война». До сих пор, к счастью, в форме статей и судебных разбирательств.

Не вижу смысла морализировать по поводу необходимости бережного отношения к природе или того, что государственные чиновники должны быть образцом для рядовых граждан в соблюдении законов. Взываю к инстинкту самосохранения деньги и власть имущих.

Все мы помним, что Великая Депрессия, с которой часто сравнивают нынешний глобальный кризис, увенчалась фашизацией и Второй мировой войной. Сегодня, когда первые уличные беспорядки этого года прокатились по Латвии и Литве, пресса принялась гадать, где рванет в следующий раз. Едва ли кто-то считает, что Россия обладает иммунитетом. Вспомним предновогодние протесты на Дальнем Востоке против повышения пошлин на иномарки.

В принципе, лавину может стронуть что угодно, однако в «голодные времена» ничто так не приводит людей в ярость, как беспредел со стороны сытых. Зачем же движущей силой этой лавины становиться самим властям, которым, казалось бы, по работе положено делать все, чтобы она не трогалась с места?

Алексей Панкин