Без элитарной культуры обречена культура массовая
На модерации
Отложенный
Время новогодних вакаций на телевидении по традиции свободно от политики, социалки, идеологии, от реальности вообще. И от всяких прочих смысловых обертонов, в частности. То есть в эти дни нас не «грузят» ничем, кроме развлечений. Но разве это ноша? Разве это бремя?
Впрочем, довольно было провести полторы недели у телевизора, чтобы понять, что это – бремя. Голова устает от пустоты не меньше, чем мышцы рук и ног от тяжкой физической повинности.
Вообще, надо признать, что ТВ давно уж нас не утруждает излишними интеллектуальными заботами, что стало притчей во языцех культурной общественности.
То и дело из всех углов отечественного культурного пространства слышны крики «Караул!». Или: «SOS». Это по поводу «засилья» масскульта и торжества шоу-бизнеса.
«Крики», кстати, слышны не только из наших «углов». Из зарубежных – тоже. Но у нас они особенно отчаянны. Да и надо признать ситуация с точки зрения развития цивилизации представляется более драматичной, чем просто борьба за престижность между артхаусом и мейнстримом.
***
Соотношение высоких и низких жанров в художественном творчестве, также как и их взаимоотношения, как и их взаимодействие, как и их взаимопроникновение – проблема вечнозеленая. Она на все времена.
Еще в античную пору люди отдавали в ней отчет. Такой небезызвестный автор, как Аристотель, обратил внимание на то, что эпос, трагедия и комедия выстроились по ранжиру. Более того, образуют что-то вроде жанровой вертикали – от более низкого, как сегодня бы сказали, «формата» комедии к более высокому – эпосу. И первопричина тому была публика, которая уже тогда делилась на «благородную» и на «чернь».
Потом был найден еще один фактор, способствующий установлению и закреплению жанровой иерархии. Комедия как низкий жанр, по Аристотелю, уже отличается от трагедии (более высокого жанра) не только адресатом, но еще и предметом. «Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, но не по всей их порочности, а в смешном виде». Так написано у античного автора.
Следовательно, изображение «худших людей» для невзыскательной публики («черни») – вот, что такое низкий жанр с точки зрения автора «Поэтики».
Это, пожалуй, одно из первых определений того явления, которое в ХХ веке будет названо «масскультом». Задним умом можно определить еще один фундаментальный фактор художественного неравенства жанров в античной культуре. Высокие – более эвристичны, низкие – неизбежно вторичны.
***
Сама жанровая вертикаль на протяжении многовекового развития культуры испытывает довольно серьезные колебания, временами сильно кренится, грозит обрушиться или перевернуться. Тогда как представление о ее ценностной шкале в глазах государства и общества по сию пору остается незыблемым.
И при монархических, и при тоталитарных и авторитарных режимах, и в условиях рыночной демократии высокие жанры более престижны (хотя и хуже оплачиваются), нежели низкие.
В условиях рыночной демократии, когда государство, по идее, отказывается от административного патронажа над культурой, шкала престижности остается той же. Только теперь за престиж высоких жанров отвечает не государство, а гражданское общество. Вернее, экспертное сообщество, в которое входят на неформальной основе художественная критика, творческие союзы, квалифицированные жюри национальных и международных премий.
Кассовые показатели при этом могут что-то значить, но не могут играть решающей роли. И не играют ее.
Повторюсь: не играют в глазах авторитетного общественного мнения, но не в глазах всего народонаселения. Это обстоятельство и создает сегодня определенные трудности в отношениях между духовно-содержательным верхом культуры и ее телесно-материальным низом.
Повторюсь: трудности такого рода были во все времена, но в наше время достигли высшей точки напряжения. Это потому, что низкие жанры «обнаглели», как полагают адепты высоких жанров, и желают быть столбовыми дворянками.
Или того пуще – владычицами морскими. И чтобы золотые рыбки служили у них на посылках. Или того более: чтобы самим стать «золотыми рыбками».
«Столбовой дворянкой» себя чтит Киркоров. Он называет себя Артистом. И не иначе как с большой буквы. Владычицей морскою мнит себя Алла Пугачева. И т.д.
Тень культуры словно бы перестала знать свое место. Так, по крайней мере, кажется мастерам высокой культуры.
Мы видим, что в наше время опасность переформулирована. Она видится в тотальном и неостановимом наступление Масскульта, под натиском которого сжимается прочее художественное пространство. И правда: оно постоянно сужается. В телеэфире (самой общедоступной площадке) – до узконаправленного луча телеканала «Культура». Кто-то называет этот канал культурным гетто, а его аудиторию – маргинальной.
Такой подвижке в понятиях и в приоритетах принято ужасаться; в ней люди, преданные высокой культуре, видят некий заговор против культуры.
Между тем, это объективный процесс. Таков ход цивилизации, которая – хотим мы того или нет – развивается под знаком массовизации всех сфер человеческой жизнедеятельности. В том числе и духовной.
Но, полагаю, не правы те, кто думают, что идет однозначный процесс подавления высокой культурой масскультом, ее вытеснение.
Происходит другое. Уже произошло.
Произошла рокировка. Теперь не как раньше: не низкие жанры живут на полях и в сносках великих созданий. Теперь высокая духовность (по-теперешнему - «артхаус») теснится на полях и притаилась в сносках масскульта.
В ХIХ веке у Островского трагик Демьян Несчастливцев, само олицетворение в искусстве высокого, мог сыграть в жизни, в поместье своей дальней родственницы Гурмыжской большого и важного барина, а его коллега, комик-простак Аркашка Счастливцев, представляющий на сцене низкий формат, был удостоен роли слуги – и на большее не тянул. Хотя и обижался на такое статусное неравенство, да поделать ничего не мог.
В ХХ веке к этой неразлучной паре вернулся драматург Григорий Горин, написавший пьесу «Счастливцев – Несчастливцев». В ней трагик Несчастливцев уже маститый режиссер, в силу чего еще более высокого мнения о себе, чем персонаж Островского. Это на сцене, но по жизни и в жизни абсолютно зависим от презираемого низкопробного комика-простака Аркашки Счастливцева – его менеджера и антрепренера. Осталось дождаться, когда он сам дослужится до режиссера. Да, это в сущности уже произошло. Сегодня не такая уж редкость, когда режиссером становится продюсер или антрепренер. Как, впрочем, и наоборот. Но не в этих рокировках суть.
Раньше трагик был поводырем. Теперь им стал комик. Теперь низкий жанр – хозяин ситуации. Все претензии по этому поводу должны быть адресованы не к функционерам от культуры, не к Государству, не к Обществу, а к самой Цивилизации.
Ее ход обязан нескольким объективным факторам.Первый из них: массовизация общественной жизни, начиная с республиканского Рима и кончая демократической Америкой. Другой: глобализация всех форм и видов жизнедеятельности, начиная от торговли, кончая спортом.Третий: бурное развитие информационных технологий, начиная от Гуттенберга и кончая Интернетом.
Под их непосредственным воздействием и складывались взаимоотношения высоких и низких жанров. И продолжают складываться.
…А вердикты и обличения оставим публицистам от Культуры. Это их хлеб.
В утешение же несчастливцевым сразу можно сказать, что при всех поворотах исторического процесса они останутся. Без элитарной культуры обречена культура массовая. Как, впрочем, и наоборот.
Высокие жанры не могут не отбрасывать тень, хотя бы потому, что солнце не в состоянии все время находиться в зените. Другое дело, что на данном историческом отрезке мы живем в мире длинных теней. И одному богу известно: нынче у нас – восход или – закат?
Нам, смертным, об этом сообщит ТВ через год, другой.
Юрий Богомолов
Комментарии
силы тайной хазарии.Ленин-Бланк захватив Россию первым делом отправил
два парохода с русской научной интеллигенцией за границу - прочь из Росс
ии! Зато прибыл из Америки целый пароход головорезов во главе с Лейбой
Бернштейном-Троцким и давай уничтожать русских людей.Начиная с 17 года вместо исконно русской элитарной уничтоженной культуры стали соз
давать и внедрять в народ насильно плебейскую псевдокультуру тайной ха
зарии.Правда все хазаряне спрятались за русскими фамилиями и начали пуд
рить русскому народу мозги,создавая иллюзию якобы\" русской культуры\"
Зайдите на еврейские сайты,у них там есть рубрика:\"Знай наших!\" где почти
все деятели культуры и науки - одни евреи,но под русскими фамилиями.Се
годня на всех каналах ТВ - одни хазары под русскими фамилиями:долина-ку
гельман,воробей-олленбаум,собчак-финкельштейн,арканов-штейнбок - имя
им легион!...Поэтому сегодня вообще нет элитарной русской культуры,ее
уничтожили хазары - месть русским за князя Святослава Храброго,что 300
лет назад разогнал приволжскую Хазарию.
Церкви православные тоже порушим? Греки навязали. Даешь Перуна, Даждь-бога, Мокошь и Велеса!
Так что \"сударь\" ратует пусть излишне горячо: если корни твоей личной культуры немецкие (еврейские, татарские и т.д. и т.п.) - так имей смелость не косить под русского, имей гордость за свою ментальность, свой уровень культуры и духовный багаж.
Если на то пошло, цитадель ВЫСОКОЙ культуры в России - Большой театр - это далеко не только русские люди: Мелик-Пашаев, Григорович, Вирсаладзе, Лиепа ( как гениальный папа, так и гениальные дети) - примеров масса.
Когда уровень культуры, уровень таланта художника выше национальности, он не прячется под политкорректным ярлыком, а с гордостью несёт своё имя как частичку культуры своего народа.
Предвижу возражения: мол, в СССР был антисемитизм, быть нерусским в искусстве было как-то даже опасно, и т.п. Когда над талантом верх берёт практицизм, талант мельчает.
С автором статьи я согласен по большинству утверждений. Нынешнее телевидение России - это не просто учреждение с низким уровнем культуры, но говоря честно - НАСТОЯЩИЙ РАССАДНИК АМОРАЛЬНОЙ АНТИКУЛЬТУРЫ! Пример - различные реалити-шоу, ток-шоу и скандальные телепрограммы, где герои проявляют себя с самых худших сторон человеческой жизни - скандалят, ведут беспорядочную половую жизнь, подставляют друг друга, враждуют с близкими родственниками, совершают преступления оправдывая их \"благими побуждениями\"! Работает телевидение по принципу: \"Чем отвратительнее - тем больше рейтинги\", а ориентируется на самые низменные чувства телезрителей! Причём основной удар наносится именно по детям и подросткам, поскольку они впитывают эту мерзость как губки, и ошибочно полагают, что вот это и есть \"правильная жизнь\"! На таких как я эта мерзость не срабатывает! Во многом благодаря телевидению и другим СМИ в России прогрессирует алкоголизм и \"культ золотого тельца\", сексуальная развращён...
Из кого эти сумасшедшие рейтинги формируются? Про кого сами работники СМИ презрительно говорят \"пипл хавает\"? Про вас, про вас. Не отворачивайтесь от зеркала-то!
У нас Москва порушена, за Питер принимаются. Иноземцы что ль? Да нет, свои родные нувориши. Все молчат. \"Моя хата с краю\".
Что вы сами-то сделали для защиты Великой Русской Культуры? Пенять на дядю гораздо легче. У меня знакомые просто ограничили своим детям просмотр телевизора. Запретили всякие \"Дом2\", пошлейшую \"семью Букиных\". Вместо этого читают им хорошие книжки, учат языкам, занимаются спортом, ходят в музеи. Но для вас это сложно. Надо, ведь, зад с дивана поднять.
Легче пойти громить кого-то. Мероприятие разовое и приятное.
\"В России во времена смут национальная русская забава - бить иностранцев. Я спрятался. Обошлось\" (Портье, великий русские ювелир, француз, создатель большой императорской короны)
Жванецкий (цитата неточная):\"Я...
Стоит, однако, заметить, что проблема это не последних 10-15 лет. Вспомнить только великого Шостаковича, у которого \"клиенты\" в лице министерства культуры СССР не покупали музыкальные произведения, и композитору просто не на что было жить и содержать семью. Аргумент у них был убийственный - \"Музыка должна быть приятной, гармоничной, жизнерадостной\".
Налицо такая же подмена жанра - вместо эпоса и трагедии властью востребована \"приятная\" комедия или водевильчик, вместо \"Катерины Измайловой\" - \"Свадьба в Малиновке\".
К сожалению, люди слабы и внушаемы. На десятки телеканалов с передачами и сериалами даже не комедийными, а ещё ниже - хохмаческими, \"чисто поржать\" - всего один канал \"Культура\", львиную долю в программе которого занимают не произведения искусства - кино, драматические и оперные спектакли, балеты, концерты и т.п., а \"говорящие головы\" - умные, но пустые рассуждения о том, как м...
Нам \"между кадров\" со всех каналов говорят, как тому талантливому крысёнку: \"Заткнись и жри!
Не будем \"жрать\". И \"затыкаться\" не будем.
Разумеется, у нас нет никаких рычагов давления на ТВ, и наши комментарии здесь им до лампы. Но каждый может выбирать между искусством и помойкой.
Главное - помнить всегда о возможности выбора и научить своих детей выбирать, что смотреть, что читать, что слушать. Вот вспомните, сколько есть людей, которые, возможно, даже прочитали и одобрили эту статью, а приходят домой вечером и совершенно на автомате нажимают людую кнопку на пульте ТВ - лишь бы что-то бормотало. А потом говорим: нас зомбируют, отупляют, народ превращают в быдло.
Так не включайте! Или, если совсем уж невмоготу без ТВ, купите десяток- другой дисков ХОРОШЕЙ музыки (я не говорю именно о классической, шедевры есть практически в любом жанре), записей концертов, хороших фильмов - и включайте их, а не поток ТВ-мутатени.
Если просто не включить телевизор, то вполне может обнаружиться вечером свободное время для чтения (себе любимому или ребёнку).
И что ещё важно - не замыкаться в своей скорлупе человека, который любит высокое ис...
Будем призывать опять церковь? Какую именно?
Что меня убивает в ваших выступлениях, так это повествовательная манера мышления. Описали общеизвестную проблему и баста.
Делать нам всем что, кроме того, что сетовать?
А вы спросите меня знаю ли я что делать, как писать и т.д.?
А знаю, иначе бы не встрявала, но кто-то породил полчища идиотов, крыс и людоедов, а мне придется пробиваться самой через них и черта-с два меня кто-то придет поддерживать или поинтересуется, что ж я такого знаю и умею, чего, судя по всему, не знает и не может больше никто, даже из примитивного любопытства
. А все, что я захочу сказать или написать Москвины, Шиловы, Пелевины, Ляли Гонзалес, Александры Триалетти и прочий сброд растащат и изуродуют до такой степени, что век не исправишь.
Все как-то сразу начинают задавать вопросы будет ли это продаваться?
Будет, обязательно будет и тому есть нормальное объяснение без маркетинговых приколов и \"чудес\".
Но единственное, что мне все хором устроили - это наглухо законопатили на кладбище.
Я не думаю, что кому-то однажды станет стыдно за все это, поэтому я хочу просто, чтобы все за это заплатили, так будет д...
Я интересуюсь, ссылки есть почитать?
Обещаю со своей стороны искреннюю и порядочную реакцию, без фальши, лести и вопросов о продажности.
В статье и комментариях к ней много раз применен термин \"КУЛЬТУРА\".
Заглянем в словарь Ожегова:
Культура - это совокупность достижений в производственной, социальной и умственной деятельности.
Потому, что никто в России не читает словарь Ожегова (нет культуры обращаться по сложным вопросам к справочникам - есть культура домысливания) - даже телеканал \"Культура\" должен быть переименован, например, в \"Развлекательный\", \"Песни и танца\" , в \"Искусство\", наконец, но все эти аспекты, которые и Вы поднимаете в своих постах - это часть той культуры, которая есть в обществе, но далеко не вся культура общества.
Другие могут сказать, что в России всё меньше производства, нет социальной жизни, потому культура превратилась только в развлечение.
Скорее всего они будут правы.
Правители и телевидение ведут к тому, чтобы о токаре и слесаре, о доярке и полеводе забыли, чтобы молодые люди видели свой путь в поиске дырок, через которые можно пролезть на телеэкран и кино и светиться, светиться...
Вот, скажем, Андрей Рублёв с его великолепными иконами - это культура или нет? А Франциск Скорина? А Шарль Перро? А Людмила Зыкина? А Дмитрий Хворостовский? А Иван Айвазовский?
Мой ответ - ДА!!! И ничего, что разные сферы...
Вы согласны?
Можно быть гениальным джазменом / сказочником / иконописцем, и т.п., а можно - служить 30 лет бездарным скрипачом в симфоническом оркестре, но мнить себя носителем высокой культуры.
В статье именно об этом и говорится (не касаясь конкретных сфер искусства): издревле высоким считалось искусство не комедии, а эпоса, драмы - не смысле рыданий и заламывая рук, а драмы как яркого и полного художественного описания жизни. И главное - не для \"поржать\", а для \"подумать\".
Комедия, конечно, тоже может быть образцом высокого искусства: возьмите фильмы Рязанова, Данелии. Но это как раз - не чистые комедии, вызывающие смех с первого до последнего кадра, это умные, трогательные картины с массой драматических моментов.
А нынешний образчик комедии - \"Самый лучший фильм (тьфу!!!) . Там же мыслей нет в принципе, есть квинтэссенция тупости и поистине быдловского желания всегда быть \"под кайфом\", и всегда должно быть даже не смешно, а \"прикольно\", а через 2 минуты зритель и не помнит, а над чем он ржал-то? Над перекошенными рожами \"актёров\"? Симбиоз океана бездарно...